Николай НИКОЛАЕВ, "АиФ-Казахстан", 28 декабря
Наши народные избранники - люди, свободные в своих суждениях и действиях. Они, например, имеют право делать запросы всем государственным органам, чем охотно пользуются.
Запросы эти можно поделить на две категории. Первая - злободневные, требующие немедленного решения. Они, как правило, направлены на защиту интересов избирателей. Вторая - это использование депутатского мандата для саморекламы или лоббирование чьих-либо интересов. К примеру, в начале зимы в стенах парламента прозвучал запрос, касающийся деятельности национальной компании "КазМунайГаз". Группа депутатов заявила о своем желании обратиться в Генеральную прокуратуру и Счетный комитет для получения ответов на ряд своих вопросов. Этот запрос активно муссировался в прессе, но в итоге оказалось много шума на пустом месте.
НК "КазМунайГаз" "расшифровала" любознательным депутатам всю свою деятельность. Выяснилось, что, делая запрос, они просто не смогли разобраться в отчетности компании, особенно по статье расходов, именуемой "управленческий гонорар". Не мудрствуя лукаво, депутаты эту статью приписали к зарплате сотрудников КМГ и получили сногсшибательную цифру. Но после того, как им объяснили, кто, сколько и за что получает, и показали реальную зарплату сотрудников компании, им даже стало неудобно за свой запрос. Об этом, в частности, депутат Ш. Исабеков заявил в своем интервью.
Изменил свою точку зрения депутат и по проблеме прозрачности деятельности компании, которая также была затронута в запросе. Выяснилось, что и депутат, и простой гражданин могут получить практически все ответы из СМИ, где, согласно закону, публикуются все отчеты нацкомпаний. Каждый месяц компания выпускает пресс-релиз о том, сколько добыто, транспортировано, какова прибыль, сколько выплачено в бюджет. Теперь же, дабы впредь у депутатов не возникало желания попусту вести разговор о прозрачности, "КазМунайГаз" намерен начать выпускать годовой отчет и рассылать его представителям власти.
Постепенно сходит на "нет" и тема непрофильных активов компании. Как выяснилось, есть программа реструктуризации, согласно которой к концу 2007 года в составе КМГ останется лишь 21 "дочка". Сегодня их 36. Для сравнения: в 2003 году было 51. По "внучатым компаниям" динамика еще лучше: из 96 в 2003 году их останется всего 26, остальные к концу 2007 года будут переданы в конкурентную среду.
Весьма сомнительно звучит муссируемый некоторыми громкий тезис: "КМГ продает наши национальные богатства". Но, например, с иностранных компаний спрашивают только налоги (и то не все), плюс за какие-то социальные проекты, затраты на которые, кстати, будут возмещаться нашими же детьми. А КМГ и налоги платит, и города-поселки содержит, и дизельное топливо селу по дешевке отдает… Почему со своих спрос больше? Возможно, все дело в том, что на участие в иностранных компаниях и в распределении их прибыли никто не может претендовать, а своя самая крупная компания - вот она, под боком. Потому и делаются попытки повлиять на это распределение. Способ же достижения цели в этом случае роли не играет. |