Наталья Гильт, "Известия-Казахстан", 3 марта
В скором времени Генеральная прокуратура будет проверять все банковские счета, с которых были немедленно сняты деньги сразу после их поступления, а также те счета, на которых, напротив, стало наблюдаться внезапное оживление, в то время как они несколько лет бездействовали. Также повышенное внимание контролеров будут вызывать поступления средств от анонимных источников и открытие анонимных счетов. Все эти ноу-хау, направленные на противодействие отмыванию незаконных средств, будут введены, по-видимому, уже очень скоро, при принятии соответствующих законопроектов.
Генеральная прокуратура, которая разработала законопроекты по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, внесла эти документы в парламент еще в прошлом году. Однако до сих пор по ним есть небольшие разногласия с депутатами и финансовым сектором. Эти расхождения во мнениях были обсуждены вчера в ходе круглого стола в мажилисе.
Депутаты, в частности, высказывали сомнения в целесообразности регламентации Законом о борьбе с отмыванием незаконных доходов еще и порядка противодействия финансированию терроризма. Некоторые депутаты беспокоятся относительно того, что принятие подобного закона может привести к оттоку клиентов банков, уходу в тень предпринимателей, а также отказу от безналичных расчетов. Также рабочая группа в мажилисе решила, что субъекты финансового мониторинга обязаны представлять информацию только по подозрительным операциям, поэтому она предложила исключить из законопроекта положения, обязывающие представлять информацию в орган финансового мониторинга по операциям, превышающим определенное пороговое значение. Это по банковским операциям – 30 тысяч долларов, по недвижимости – свыше 100 тысяч.
Есть свои претензии и у представителей финансового сектора. Например, директор юридического департамента Ассоциации финансистов Казахстана Аскар Уртембаев заявил, "что субъектов финансового мониторинга намного больше, чем положено". И опять же возник вопрос по пороговому значению. Только не исключить это понятие из законопроекта вообще, а увеличить это значение. Например, то, что проверке должны подвергаться суммы не в 30, а в 300 тысяч долларов.
Руководитель аппарата Генерального прокурора Серик Темирбулатов в ответ привел свои доводы. Он отметил, что в целом создание такой системы легализации денег очень актуально для Казахстана. И в своем последнем Послании президент также поставил одну из основных задач – установление прозрачности финансовых отношений в государстве. Это, по мнению представителя Генпрокуратуры, будет учитываться при вступлении государства в ВТО, но самое главное – позволит усовершенствовать всю систему государственных мер борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией.
"Положения этого законопроекта, состоящего из 13 статей, направлены на закрепление механизма противодействия легализации и отмывания незаконных доходов, которые действуют более чем в ста странах мира", – отметил С. Темирбулатов. И назвал конкретные схемы отмывания капитала. Люди, которые пытаются отмыть "грязные" доходы, по его словам, имеют сегодня возможность беспрепятственно вложить свои незаконно полученные доходы на депозит в банке и при этом, не опасаясь, получить эти деньги обратно уже со ставкой вознаграждения. Также, по его мнению, деньги от незаконной деятельности можно вложить в недвижимость, культурные ценности (картины, антиквариат), драгоценности или ценные бумаги. Для отмывания денег можно еще использовать услуги, предоставляемые страховыми организациями. Действующее законодательство, помимо этого, позволяет использовать для отмывания незаконных доходов и накопительные пенсионные фонды. В частности, средства, полученные от преступной деятельности, могут перечисляться в пенсионный фонд в качестве добровольных пенсионных взносов.
Впрочем, несмотря на настояния депутатов включить признаки подозрительных операций в закон, С. Темирбулатов посоветовал не делать этого.
– Если это сделать и раз и навсегда застолбить эти признаки, то мы загоним себя в определенную ловушку. Поскольку и рынок фининструментов, и сам финансовый сектор достаточно мобильный, развитой, особенно у нас в Казахстане. Когда появится новый вид финансовой операции, новый вид сокрытия денежных средств, мы будем вынуждены постоянно вносить изменения в законопроект, – сказал он.
По оценке экспертов, доля теневой экономики в ВВП составляет сегодня в развитых странах в среднем 12 процентов, в развивающихся – 39,6, а в странах с переходной экономикой – 23 процента. В нашей стране доля теневой экономики в 2004 году составила 21,3 процента в общем объеме ВВП. Самый большой процент теневой экономики сокрыт в сельском хозяйстве – 236,6 миллиарда тенге, в промышленности – 109,3 миллиарда, в транспортной сфере – 98,4 миллиарда и торговле – 63,6 миллиарда. Всего же сумма теневой экономики в 2004 году составила 642,9 миллиарда тенге. |