Тимур Исаев, "МК в Казахстане", 9 марта
Опасный гамбит
Политические последствия убийства Алтынбека Сарсенбаева еще предстоит понять и оценить. Но одно уже ясно: трагедия чуть было не привела к кризису системы национальной безопасности Казахстана. Особенно громким получился скандал на контрастном фоне привычной репутации КНБ. До этого комитетчики слыли, как и положено, обладателями самых чистых рук, горячих сердец и холодных голов. Задержания судей-взяточников, аресты коррумпированных милиционеров, таможенников, увы, мало кого удивляют в
нашей стране. Причем заслуга в выявлении таких преступлений, как правило, принадлежит именно органам национальной безопасности. И вдруг такой прокол в их собственных рядах: пятеро сотрудников специального подразделения "Арыстан" арестованы по подозрению в похищении политика.
В комментариях сей факт не нуждается. Правда, как раз комментариев хоть отбавляй. Их уже куда больше, чем самих фактов, и они уже живут отдельной жизнью на устах отдельных политиков. И мало кто захочет разбираться, что именно произошло, и был ли кризис как таковой. Никто не станет принимать во внимание, что "Арыстан" - это спецназ, у которого несколько иные функции, чем у комитета в целом. Да это и не меняет сути дела: по престижу органов национальной безопасности был нанесен серьезный удар. Дальше все развивалось по логичному сценарию снежного кома. Председатель КНБ подает в отставку. Звучат настойчивые требования о роспуске "Арыстана". Затем призывы если не распустить весь комитет, то уполовинить его полномочия. И вот здесь подкралась уже реальная угроза кризиса.
Чем он мог завершиться? Выбор состоял из трех зол. Роспуск комитета - это, конечно, радикальный вариант. Другой, более мягкий по форме, но такой же по содержанию - его "оптимизация". Что стоит за этим словом, казахстанцам объяснять не нужно.
Назначается новый председатель, который устраивает такую зачистку кадров, перетряску структуры и ревизию целей комитета, что тот надолго оказывается недееспособным. Наконец, третий вариант - приходит человек, афиллированный с политическими и финансовыми группами, для которого их конкретные интересы важнее, нежели абстрактная национальная безопасность. А в итоге получаем мину замедленного действия.
Сделать чистыми руки...
Исчезновению комитета аплодировали бы многие криминальные группы, но, к счастью, по этому пути мы не пошли. Назначение главы системы национальной безопасности - априори непростое решение. А в нынешних условиях оно стало ответственным чрезвычайно. Какая кандидатура объективно нужна? Это зависит от задач, с которыми надлежит справиться.
Краткосрочная, точнее, неотложная задача - восстановить престиж органов национальной безопасности. Она складывается из двух составляющих. Во-первых, принять действенные меры для усиления дисциплины. Да, "оборотни в погонах" есть во всех правоохранительных органах, никто от этого не застрахован. Но подобные объяснения мало что значат для общества. Пока не
появится ответа на вполне законный вопрос: а как попали, эти, мягко говоря, случайные люди в систему спецназа? Остались ли там еще такие кадры? Как поставить для них "фильтр"?
Не случайно сенаторы, утверждая кандидатуру Шабдарбаева, спросили его только об одном: "Как вы поступите с подразделением "Арыстан"? Но Амангельды Смагулович не стал говорить о разгонах, роспусках и оптимизациях. Он пообещал навести порядок. И в том, что это удастся, сомневаться не приходится.
...и охладить горячие сердца
Вторая составляющая намного сложнее - предотвратить противостояние между правоохранительными органами. Да, все силовые структуры делают общее дело, борясь с преступностью, защищая закон. Но не секрет, что зачастую промах одного становится предметом радости для других. Пока соперничество держится в определенных рамках, это только идет на пользу делу, как всякая здоровая конкуренция. Но когда оно перешагивает рамки, то страдают государство и общество.
Преодолеть это способен лишь огромный личный авторитет. Признание силовиков-профессионалов, которое не завоюешь ни регалиями, ни должностями, ни карьерными взлетами. Оно приходит только с годами упорного труда, десятками мужских поступков и решений. И назначение Амангельды Шабдарбаева - попадание в "десятку". Потому что другого "тяжеловеса" с таким заслуженным авторитетом в сфере безопасности трудно отыскать. Генерала Шабдарбаева не назовешь публичным политиком. Но чему тут удивляться? Его работа не предполагает рекламы. Служба в знаменитом 9-ом Управлении КГБ СССР, обеспечение безопасности
высших должностных лиц, в том числе Д. Кунаева. Работа в только что созданной службе охраны президента (СОП), путь от начальника отделения до заместителя начальника СОПа. Зампред ГСК, начальник службы "А" в КНБ. Затем вновь заместитель начальника службы охраны президента, а с 2002 года - ее руководитель.
Вызов принят?
Долгосрочная задача, которая стоит перед новым шефом КНБ, уже определена. В ближайшем времени в Казахстане будет принята
новая Стратегия национальной безопасности. Глава государства отметил, что она должна "способствовать вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира". Так что перед силовыми структурами встанут цели совершенно иного порядка. Они потребуют от них не столько "силы", сколько "ума". Следует видеть свое место в общей системе координат, чтобы помогать, а не мешать движению государства.
Это значит, что системе нацбезопасности нужен руководитель государственник. Кто такой государственник? Чтобы им называться,
не нужно давать многочисленные интервью о своей пламенной любви к родине. Достаточно реализовать серьезное государственное дело. При Амангельды Шабдарбаеве СОП из небольшой охранной структуры превратился в мощный государственный орган, уровень которого признан не только в СНГ, но и во всем мире. Процесс становления шел по всем правилам государственного строительства. Была сформирована нормативная база, в частности, принят закон о службе охраны президента. Создана первоклассная система подготовки кадров, возможности которой используются и другими ведомствами. Функции СОПа расширились, включив координацию действий всех силовых структур по обеспечению безопасности важнейших политических мероприятий. Более того, казахстанская служба охраны президента стала инициатором международного сотрудничества, создания координационного органа.
Таким образом, назначение Амангельды Шабдарбаева вселяет надежду, что мы не скатимся к бездумной оптимизации системы национальной безопасности, что она не станет инструментом политических и финансовых разборок. А престиж? Он последует за делами. |