Елена Заболотских, "Известия-Казахстан", 17 марта
Эксперты ОБСЕ подвергли критике отечественный проект закона "О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма", разработчиком которого выступает Генпрокуратура РК. На заседании круглого стола международные специалисты заявили о том, что документ нуждается в значительной доработке. Тем временем автор законопроекта принципиально не согласен с их точкой зрения.
Первое, с чем столкнулись эксперты, оказалось создание органа финансового мониторинга непосредственно при самом надзорном ведомстве. Такая иерархия может привести к "несвободе" и "влиянию" на финансовую структуру со стороны Генпрокуратуры. В связи с чем представители ОБСЕ настойчиво рекомендовали отделить два органа друг от друга. Подобные суждения высказывают и представители бизнес-сообщества.
Однако руководитель аппарата Генпрокуратуры Серик Темирбулатов дал четкие разъяснения по столь спорному вопросу.
- Орган финансового мониторинга создается при Генпрокуратуре РК, но это не означает, что он подчиняется нашему ведомству, - резонно заметил он. - Во-первых, это не надзорный орган, а аналитический. Во-вторых, руководитель этой структуры будет назначаться главой государства, следовательно, ему и будет отчитываться.
Проще говоря, полномочия финансовой разведки республики не включают в себя контрольные и карательные функции. И не все ли равно, при каком ведомстве станет существовать новый институт? К сведению: изначально его предлагалось учредить при Агентстве по финансовому надзору, которое по каким-то причинам отказалось взвалить на себя бремя ответственности.
В своих следующих рекомендациях эксперты коснулись темы профессиональной привилегии правозащитников. В частности, юристы, задействованные в коммерческих операциях, не должны нарушать профессиональную тайну под давлением обстоятельств. Но есть и исключение в том случае, если правозащитник подозревается в совершении преступления.
Пробел в существующем документе – отсутствие конкретного определения термину "отмывание" или "легализация денег", из чего не совсем ясно, какие именно преступления подразумеваются законом.
Если законопроект примут, то Центр финансового мониторинга станет таким же неотъемлемым для подотчетности населения учреждением, как и Национальный банк или налоговые органы. В этой норме представители ОБСЕ обнаружили нарушение прав человека, их, кстати, горячо поддержали и бизнесмены.
- В проекте есть положение, требующее сообщать в орган финансового мониторинга обо всех сделках, превышающих определенную сумму. Даже при полном отсутствии каких-либо подозрений. В этом заключается грубое вмешательство в частную жизнь, - заявил эксперт БДИПЧ/ОБСЕ Питер Биннинг. – Кроме того, эта мера не соответствует международным рекомендациям.
В ходе круглого стола правозащитники ОБСЕ подчеркивали, что подвергать проверке следует только подозрительные финансовые операции, невзирая на величину цифр. На что Генпрокуратура отреагировала моментально.
- Эксперт лукавит, говоря о том, что те операции, которые превышают пороговые значения, не проверяются в других странах. В типовом законодательстве ООН говорится, что всякая операция, превышающая определенную сумму, служит объектом для проверки. На террористические цели могут идти и легальные деньги, - авторитетно заметил глава аппарата.
Предложенные рекомендации ОБСЕ вызвали резонанс и среди депутатов. Мажилисмен Серик Абдрахманов сгоряча даже сообщил, что "готов отклонить проект закона". С другой стороны, позиция разработчика вполне логична и аргументирована, поэтому вряд ли обсуждаемому документу грозят революционные изменения. |