NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 18.08.2019 12:11 ast
09:11 msk

Заявление ЦИК РК
по Итоговому отчету Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента РК
31.03.2006 / политика и общество

Утверждено постановлением
Центральной избирательной
комиссии Республики Казахстан
от 28 марта 2006 года № 61/122

Заявление
Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан
по Итоговому отчету Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению
за выборами Президента Республики Казахстан,
состоявшимися 4 декабря 2005 года

Президентские выборы 2005 года продемонстрировали мировому сообществу приверженность Республики Казахстан демократическим реформам.
Учитывая непродолжительную историю Казахстана как независимого государства и то, что демократизация представляет собой длительный процесс, выборное законодательство и выборная практика Казахстана совершенствуются быстрыми темпами.
Прошедшая избирательная кампания отличалась от всех предыдущих более высоким уровнем сотрудничества казахстанских властей с международными наблюдателями.
Согласно оценкам независимых наблюдателей из зарубежных государств и международных организаций, прошедшие выборы были прозрачными, честными и свободными и соответствовали международным стандартам демократических выборов.
ЦИК выражает признательность БДИПЧ/ОБСЕ и его Миссии за сотрудничество, высокую оценку деятельности ЦИК и вывод о прогрессе в проведении демократических выборов в Республике Казахстан.
ВЦИК считает необходимым отметить проявленное Миссией внимание к аргументам и доводам ЦИК.
В Итоговом отчете МНВ БДИПЧ/ОБСЕ отмечено, что выборы 4 декабря 2005 года стали вторыми по счету президентскими выборами, в котором приняло участие несколько кандидатов, после обретения страной независимости в 1991 году. Процедуру регистрации, которая в целом носила либеральный характер, прошла группа из пяти кандидатов, что предоставило избирателям возможность выбора.
В отчете говорится о том, что в предвыборный период ЦИК в целом подготавливала выборы прозрачным способом, проводила регулярные открытые заседания, еженедельные брифинги для прессы и другие мероприятия, обеспечивающие прозрачность ее работы. Миссии БДИПЧ/ОБСЕ предоставлялся доступ в избирательные комиссии всех уровней. ЦИК приняла ряд решений, направленных на улучшение избирательного процесса. Особо выделяется важность решений, разъяснивших положения Закона о выборах относительно процедур дня выборов, а также принятие "Обращения ко всем субъектам избирательной кампании" и проведение регулярных встреч с кандидатами и их представителями.
Отмечается как заслуживающее положительной оценки принятие постановлением ЦИК от 16 сентября мер по повышению прозрачности и улучшению работы избирательных органов, включающих внедрение использования системы электронного голосования только на постепенной основе, проведение открытых заседаний, опубликование решений ЦИК и опубликование результатов голосования по избирательным участкам на веб-сайте ЦИК и учитывающих рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ после парламентских выборов 2004 года.
Позитивно оценена работа ЦИК по организации обучения в период выборов членов нижестоящих избирательных комиссий, для которых ЦИК разрабатывались руководства и предоставлялись инструкции. По выводам Миссии нижестоящие избирательные комиссии были хорошо обучены и подготовлены для выполнения поставленной перед ними задачи. Отмечается проведение ЦИК широкомасштабных кампаний по обучению и мобилизации избирателей, с информированием избирателей о ходе различных этапов избирательного процесса и разъяснением избирательных процедур. Особое внимание уделялось электронному голосованию.
В отчете говорится, что государственные средства массовой информации в целом выполнили свои правовые обязательства по предоставлению бесплатного эфирного времени и печатной площади.
Отмечается, что впервые в истории на общенациональном телеканале транслировались дебаты между кандидатами в президенты.
Миссия констатирует проведение избирательного процесса в соответствии с Законом о выборах и считает большим шагом вперед внесенные некоторые поправки в Закон до и после парламентских выборов 2004 года.
Миссия отметила спокойную атмосферу процедуры голосования в день выборов. Наблюдатели МНВ позитивно оценили организацию голосования на 92% посещенных ими избирательных участках.
Вместе с тем, Миссия полагает, что в целом, несмотря на некоторые улучшения при проведении данных выборов в предвыборный период, выборы не соответствовали ряду обязательств ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов. Власти Казахстана не полностью выполнили свои обязательства по Копенгагенскому документу 1990 года, в частности, имеющие отношение к выборам обязательства 7.3,7.4,7.6,7.8 и не выполнили обязательство 7.7. Не полностью соблюденными остались обязательства 5.10 и 5.11, касающиеся процедуры рассмотрения жалоб и заявлений; и обязательства 9.1 и 9.2, относительно свободы слова и собраний.
В отчете приводится предыстория международных наблюдений за выборами в Республике Казахстан.
На президентские выборы 1999 года БДИПЧ/ОБСЕ направило ограниченную Миссию по оценке выборов, которая пришла к заключению, что "избирательный процесс далеко не соответствовал" обязательствам в рамках ОБСЕ. Направленная на парламентские выборы 2004 года ММНВ сделала вывод, что эти выборы "во многих отношениях не соответствовали обязательствам по ОБСЕ и другим международным стандартам проведения демократических выборов".
В числе имевших место недостатков в отчете отмечены следующие: ограничения равных возможностей конкуренции для всех кандидатов; вмешательство властей в избирательную кампанию; принуждение служащих и студентов голосовать за действующего Президента. Отмечены прецеденты конфискации тиража оппозиционных газет и ограничения на свободу выражения и распространения информации.
Утверждается о фиксировании случаев неоднократного, группового и семейного голосования; нарушения тайны голосования, неправильного опечатывания избирательных урн, понуждения к электронному голосованию. На многих избирательных участках, по сведениям наблюдателей, значительное количество голосующих было добавлено в списки, зачастую без необходимых документов.
Особо серьезные замечания Миссии вызвала процедура подсчета голосов и сведения результатов выборов. Заявляется о неразмещении протоколов для общественного наблюдения в ряде избирательных участках и отсутствие должной прозрачности при сведении результатов на уровне районных избирательных комиссий.
В отчете предложены рекомендации по совершенствованию выборов в Республике Казахстан. Отмечено, что они не повторяют предыдущих рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ.
В частности, в рекомендациях предлагается пересмотреть нормы Уголовного кодекса и Закона "О государственных секретах", касающиеся защиты чести и достоинства кандидатов и Президента, и ограничивающие свободу выражения. Отмечается необходимость пересмотра положений Закона Республики Казахстан "О выборах" в отношении: свободы объединения и мирных собраний, невмешательства в этот процесс местных властей; транспарентности обработки жалоб и апелляций избирательными комиссиями; оперативной публикации результатов выборов; единых стандартов по определению кандидатами знания государственного языка и другие.
Рекомендуется принять правила ЦИК, разъясняющие пункты выборного законодательства и других нормативных актов, в частности, касающихся срока подачи списка подписей в поддержку кандидатов, процедуры и критериев подтверждения подлинности подписей, использования открепительных бюллетеней и отчетности по ним, процедуры опечатывания избирательных урн, правил составления списков избирателей. Предлагается усовершенствовать принцип формирования избирательных комиссий в сторону расширения представительства оппозиционных партий, их большей независимости от исполнительной власти и проведения ими открытых собраний для обеспечения транспарентности избирательного процесса. Даются рекомендации разработать инструкцию по обустройству избирательного участка во избежание его переполнения, соблюдения тайны голосования и обеспечения полного доступа для наблюдения. Указывается на необходимость тестирования и сертификации системы электронного голосования "Сайлау" независимой стороной.
Ожидается, что в дальнейшем ЦИК примет меры по предоставлению билбордов и мест для рекламы для всех кандидатов в течение избирательной кампании на принципе равноправия. В целях обеспечения большей прозрачности, предлагается пересмотреть положения, касающиеся финансирования избирательной кампании, включая опубликование финансовых отчетов. По мнению БДИПЧ/ОБСЕ Закон "О политических партиях" должен быть изменен в целях ведения более рациональной процедуры регистрации. В рекомендациях указано на недопустимость конфискации газет и необходимость обеспечения гарантий независимости СМИ. Отмечена важность предоставления всем политическим группам беспрепятственного доступа к государственным СМИ, соблюдения принципа недискриминации, а также участия, кроме ЦИК, кандидатов, партий в разработке положений, регулирующих проведение теледебатов.
ЦИК Республики Казахстан, рассмотрев Итоговый отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ, отмечает, что наряду с положительными оценками прошедших президентских выборов, в отчете содержится ряд обоснованных замечаний по поводу имевшихся недостатков и упущений в ходе выборной кампании.
Вместе с тем, некоторые выводы Миссии отличаются чрезмерной и необоснованной критичностью, стремлением придать системный характер отдельным недостаткам и нарушениям, имевшим технический и субъективный характер и замеченным в ограниченном числе избирательных участков.
Проводимый ЦИК анализ прошедших выборов Президента Республики Казахстан показывает, что беспристрастное наблюдение не выявило каких-либо серьезных нарушений закона. Имевшиеся отдельные недостатки не повлияли на результаты выборов.
Со стороны Республики Казахстан при подготовке и проведении выборов продемонстрирована беспрецедентная открытость.
Практически все миссии по наблюдению за выборами, среди которых Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств, независимые наблюдатели от таких государств, как Республика Болгария; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; Грузия; Государство Израиль; Китайская Народная Республика; Республика Латвия; Соединенные Штаты Америки; Федеративная Республика Германия; Французская Республика и другие; наблюдатели от таких международных организаций, как Международный Республиканский Институт, Международный Фонд Избирательных систем, Национальный Демократический Институт Международных Отношений, Шанхайская организация Сотрудничества заявили о том, что выборы были свободными, справедливыми и транспарентными.
В организации и проведении президентских выборов в Республике Казахстан были задействованы 9580 участковых, 204 районных и городских, 16 областных и городов Астана и Алматы избирательных комиссий с численностью около 69 тысяч членов. Все они не являются постоянными и профессиональными работниками избирательных органов и к проведению выборов привлекаются на временной основе.
При таком большом количестве избирательных комиссий и их членов полностью избежать ошибок невозможно.
Международная практика показывает, что без нарушений и недостатков не обходятся выборы ни в одном государстве. И при международном наблюдении за выборами чрезвычайно важно не допускать применения так называемых "двойных стандартов".
Несмотря на обращения ЦИК и МИД, МНВ не представила материалы и доказательства, подтверждающие зафиксированные нарушения.
БДИПЧ/ОБСЕ уклонилось от приема группы экспертов ЦИК в период подготовки Итогового отчета, хотя наше предложение преследовало только намерение более тесного сотрудничества.
В случае приема нашей группы экспертов, ЦИК бы имел возможность более эффективной работы над устранением недостатков. Кроме того, не была бы допущена такая серьезная ошибка в отчете, как утверждение о том, что бумажные бюллетени были отпечатаны только на казахском языке. Явно необоснованным являются выводы об отказе МИД и ЦИК в аккредитации организаций "ENEMO" и "Демократия и выборы"; о выступлении ЦИК с заявлением, рекомендующим претендентам подать подписи в свою поддержку не позднее, чем за десять дней до истечения, но сделано это лишь за один день до рекомендуемой ей для подачи даты (фактически письма ЦИК направлены 27 сентября, т.е. почти за месяц до истечения срока подачи подписей).
Одним из важнейших обязательств государств-участников ОБСЕ является пункт 11.1 Копенгагенского документа, где говорится, что "Государства-участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств-участников ОБСЕ и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом".
Выборное законодательство Австрии, Великобритании, Испании, Польши, США, Швейцарии не предусматривает обязанность приглашения, более того, в ряде стран запрещает присутствие на выборах иностранных и национальных наблюдателей, т.е. законодательство названных государств полностью не соответствует ряду положений Копенгагенского документа и рассмотренной в ООН в октябре 2005 года Декларации принципов международного наблюдения "Свода правил поведения международных наблюдателей по наблюдению за выборами".
Между тем, оценка избирательных процессов в этих государствах со стороны БДИПЧ/ОБСЕ не столь критична, как в отношении Казахстана.
В пунктах 5,6 вышеуказанной Декларации сказано, что "Все миссии по наблюдению должны предпринимать согласованные усилия с тем, чтобы день выборов рассматривался в контексте их проведения и чтобы не раздувать значение выводов, сделанных в день выборов… Международное наблюдение за выборами осуществляется в интересах населения страны, в которой проводятся выборы, и в интересах международного сообщества. Наблюдение ориентировано на сам процесс и не касается каких-либо конкретных результатов голосования, оно касается результатов выборов лишь в той мере, в какой это связано с их честным и точным объявлением в условиях транспарентности и в установленные сроки".
В сделанных в отчете выводах вопреки целям и задачам международного наблюдения акцент делается на частных случаях.
Чрезмерно "раздутыми" ЦИК считает утверждения о вмешательстве властей в предвыборную кампанию и о якобы существовавшей атмосфере запугивания на всем протяжении выборов.
Государственные органы и их должностные лица при исполнении служебных обязанностей; военнослужащие Вооруженных сил, других воинских формирований, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи; члены избирательных комиссий; религиозные объединения выполнили требования статьи 27.4 Закона о выборах о запрете проведения предвыборной агитации и распространении любых агитационных предвыборных материалов.
В отчете объективно отмечается, что "государственные средства массовой информации в целом выполнили свои правовые обязательства по предоставлению бесплатного эфирного времени и печатной площади.
Что касается выводов о предвзятости некоторых частных СМИ, то следует иметь в виду, что государство не вправе их ограничивать в освещении выборов и в выражении своих взглядов о кандидатах, партиях, и их программах. Об этом говорится и в Копенгагенском документе.
Как и в ранее сделанном Заявлении, ЦИК не согласна с выводами МНВ БДИПЧ/ОБСЕ об ограничении свободы слова и доступа к информации.
Свобода слова не означает свободу лжи, клеветы, оскорблений.
Имевшие место единичные факты конфискации тиражей, оштрафования некоторых СМИ, произведены за допущенные нарушения законов и по решениям судов. Соблюдающие требования закона СМИ и издающие их лица и авторы никаким ограничениям не подвергались.
Полагаем, что действующее законодательство Казахстана по этим вопросам соответствует требованиям международного права, в том числе и статье 29 Всеобщей декларации прав человека, где сказано, что "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
В период избирательной кампании все кандидаты и их предвыборные штабы находились в равных условиях по проведению мирных собраний и демонстраций.
ЦИК полагает, что обязательства 9.1 и 9.2 Копенгагенского документа, которые допускают установление законом ограничений, в Казахстане выполнены.

Обязательство 7.3
Гарантии всеобщего и равного избирательного права гражданам Казахстана предоставлены Конституцией и Законом о выборах. Ни одним фактом нарушения этого права ЦИК не располагает.

Обязательство 7.4
Закон о выборах предусматривает, а участковые избирательные комиссии обеспечивают тайну голосования, честный и гласный подсчет голосов. Официальные результаты выборов Президента Республики Казахстан были опубликованы на веб-сайте ЦИК и в СМИ.
Следует отметить, что МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, указывая на нарушения на ряде избирательных участков, приводит некоторые номера участков, которых не существует вообще. В частности, по городу Астане приводятся участки №№ 660, 670, 675, 679, 760, тогда как участков под такими номерами в городе Астане нет, и в целом по городу имеется всего 179 избирательных участков.

Обязательство 7.6, 7.8
В Казахстане созданы и на условиях полной свободы действуют 11 политических партий. Закон о политических партиях предусматривает право отдельных лиц и групп лиц создавать политические партии.
17 марта 2006 года Министерством юстиции зарегистрирована 12-я партия – "Настоящий Акжол".
Закон о СМИ и другие нормативные акты обеспечивают беспрепятственный доступ граждан к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических партий и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе.
В Казахстане имеются свыше 2100 СМИ, из них более 80% - негосударственные. В стране распространяются около 2 тысяч наименований иностранных СМИ.

Обязательство 7.7
Считаем совершенно необоснованным вывод Миссии о невыполнении данного обязательства.
Избирательная компания по выборам Президента проходила в атмосфере открытости, свободы, честности. Никаких доказательных фактов об административном давлении, насилии или запугивания в ЦИК не было предоставлено. Уровень политической, правовой культуры граждан Казахстана, в том числе студентов, достаточно высок и они не позволят кому-либо безнаказанно себя запугивать.

Обязательства 5.10, 5.11.
Государственные органы и суды в соответствии с законом рассматривали все поданные гражданами заявления и жалобы.
В суды поступило 1215 заявлений, 51 из них – в Верховный Суд Республики Казахстан.
Органы прокуратуры получили 3142 жалобы. Избирательные комиссии получили 28861 жалобу, 260 из них – Центральная избирательная комиссия.
Было возбуждено 27 уголовных дел. Было рассмотрено 4855 административных материалов. Административные взыскания были наложены на 263 человека (в том числе 4-х акимов городов и 1 акима района). 5 сельских акимов были уволены.
Законами обеспечиваются условия, благодаря которым человек может эффективно применять средства правовой защиты против административных решений с тем, чтобы гарантировалось уважение основных прав человека и гражданина.
ЦИК считает, что проведенные 4 декабря 2005 года в Республике Казахстан очередные президентские выборы в основном соответствовали обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов и выражает надежду, что в ходе дальнейших консультаций с БДИПЧ/ОБСЕ будут достигнуты взаимоприемлемые совместные решения.

О рекомендациях БДИПЧ/ОБСЕ
А. Правовая база
ЦИК приветствует принятие БДИПЧ/ОБСЕ ее аргументов и изменение формулировки "До настоящего времени ни одна из рекомендаций по законодательной базе не была принята" на формулировку "Некоторые из предыдущих рекомендаций еще не были выполнены и не утратили своей актуальности". ЦИК в этой связи подтверждает свою готовность к совместному обсуждению вопросов совершенствования казахстанского избирательного и имеющего к нему причастность законодательства.

В. Администрирование выборов
ЦИК изучает опыт других государств по формированию избирательных комиссий. При этом действующий порядок формирования избирательных комиссий в Республике вполне демократичен и соответствует обязательствам Копенгагенского документа, в пункте 7.6 которого говорится, что государство предоставляет политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти". Такие юридические гарантии политическим партиям в Республике Казахстан предоставлены.
ЦИК считает полезными и обоснованными рекомендации по изданию постановлений, разъясняющих отдельные положения и порядок применения Закона о выборах и другого законодательства; по более четкой регламентации сроков сдачи подписей в поддержку кандидатов; по порядку включения избирателей в списки избирателей, как до дня выборов, так и в день выборов; по изготовлению открепительных удостоверений для голосования, обращения с ними и подотчетности при их использовании; по единообразным процедурам опечатывания урн для голосования.
Совместно с другими государственными органами ЦИК будет проводить работу с целью выработки, с учетом возможностей регионов и населенных пунктов, процедур и рекомендаций по планировке участков для голосования таким образом, чтобы обеспечить тайну голосования, исключить их переполненность и создать надлежащие условия для полноценного наблюдения.
ЦИК будет добиваться регулярности заседаний, прозрачности в работе избирательных комиссий всех уровней.
ЦИК работает над программой повышения общей политической культуры казахстанцев, правового воспитания граждан, повышения квалификации и профессионализма сотрудников избирательных органов и государственных служащих.
ЦИК согласна и с рекомендацией о необходимости улучшения работы по составлению и уточнению списков избирателей.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в Законе о выборах предусмотрены четкие сроки составления списков избирателей и представления их в избирательные комиссии – к 1 января и к 1 июля ежегодно.

С. Электронное голосование
ЦИК продолжит работу по дальнейшему совершенствованию электронной системы голосования "Сайлау", придерживаясь принципа постепенного его внедрения.
Рекомендации относительно электронного голосования будут обсуждены с БДИПЧ/ОБСЕ на предмет их приемлемости.

Д. Правила ведения агитации
ЦИК считает, что данный раздел также содержит ряд обоснованных рекомендаций. В частности, мы согласны с рекомендацией о необходимости значительного увеличения количества мест, где разрешено размещать агитационные материалы, чтобы позволить кандидатам вести полноценную агитацию.
Некоторые рекомендации, такие как возложение обязанностей предоставлять рекламную площадь всем кандидатам на равноправной основе на частные компании, предоставляющие ее одному из кандидатов; а также пересмотр потолка сумм финансирования избирательной кампании требуют тщательного изучения и обсуждения.
Также тщательного изучения и обсуждения требуют рекомендации, изложенные в разделе Е.СМИ.
ЦИК в заключение подтверждает свою готовность к продолжению тесной координации и сотрудничества с БДИПЧ/ОБСЕ.

Центральная избирательная комиссия
Республики Казахстан


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2006
"Парламенты всех стран могут содействовать решению международных проблем" 31.03.2006
"Интеграция информационных систем - ключевой вопрос в осуществлении Госпрограммы "е-правительства" 31.03.2006
Комиссия по правам человека подготовила ежегодный доклад Президенту РК 31.03.2006
Списки кандидатов в присяжные заседатели будут формироваться осенью 31.03.2006
Заявление ЦИК РК 31.03.2006
АФН: характер жесткого регулирования 31.03.2006
С 10 по 15 июня выпускники казахстанских школ будут проходить ЕНТ 31.03.2006
Мининдустрии бессильно… 31.03.2006
На Украине подсчитаны все голоса: Янукович выиграл выборы 31.03.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.08.19 Воскресенье
79. БИТИМБАЕВ Марат
74. МУКАТАЙ Ораз
74. САГИТОВ Абай
72. ГАРТМАН Владимиp
72. НУРУЛЫ Саламат
71. КОЙГЕЛЬДИЕВ Мамбет
71. ТУМАНОВ Бауыржан
68. СМАГУЛОВ Кайрат
67. ИВАНОВ Леонид
66. ЖУМАГУЛОВ Бакытжан
66. ЛЕФТЕР Виктор
65. АТЫГАЕВА Зекеш
63. САВАНКОВ Александр
62. ВЫБОРОВ Анатолий
61. СУЛТАНОВ Ахметжан
...>>>
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz