Наталья Гильт, "Известия-Казахстан", 12 апреля
Назначенный лишь неделю назад министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков уже полон идей по изменению экологической ситуации в стране и настроен действовать решительно. Такое мнение, по крайней мере, сложилось у депутатов Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса во время встречи с новым главой ведомства.
Еще совсем недавно это министерство работало "тихо" – никто не видел и не слышал, что же происходит за его стенами. Вот и получилось, что в стране накопилось множество экологических проблем. Только несколько лет назад руководство осознало, что поднимать государство нужно не только за счет экономики и демократизации, а потому поставило вопросы экологической безопасности в числе своих национальных приоритетов. Это подтвердил и Н. Искаков, предложив свои пути-выходы некогда заброшенной отрасли, рассказав народным избранникам, по каким направлениям будет работать в этом году министерство и какие законодательные акты разрабатывать.
Так, сейчас готовятся законопроекты по ратификации Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям, Роттердамской конвенции по опасным химическим веществам, а также Картахенского протокола по генетически модифицированным организмам. Эти соглашения, по мнению министра, "будут способствовать сближению законодательств Казахстана и развитых государств, а также скорейшему вступлению во Всемирную торговую организацию".
Что касается практической плоскости, то можно отметить работу по вопросам борьбы с опустыниванием. Глобальный экологический фонд одобрил инициативу стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами, рассчитанную на 10 лет, сообщил министр. Кстати, уже в этом году фонд намерен выделить на эти цели около 7 миллионов долларов. Также продолжается работа по Шетскому проекту Карагандинской области по восстановлению засушливых земель. По словам Нурлана Искакова, аналогичный проект будет начат Всемирным банком в этом году и в КзылОрдинской области. Всего в нашей стране сейчас действуют 11 международных проектов и программ, и новый глава ведомства заявил о намерении "в этом году число проектов увеличить".
Впрочем, изменятся не только планы министерства – в корне поменяется весь его стиль работы.
– Так, например, будет составлен реестр экологических проблем с разделением их на республиканский и местные уровни. Также мы обобщим все депутатские запросы и пожелания, замечания и предложения, касающиеся экологических проблем. Это будет основополагающим банком нашего министерства, способствующим формированию будущих бюджетных заявок, – рассказывает Нурлан Искаков. - Нас волнует и "разрешительная система", поэтому мы намерены внедрить для крупных природопользователей публичные общественные слушания наподобие тех, которые проводятся по тарифам. И только после этого будем рассматривать заявки на эмиссию выбросов, сбросов и складирования отходов.
Также министр сообщил, что в ближайшее время в парламент будет внесен проект концепции перехода страны к устойчивому развитию. Продолжится работа и межведомственной комиссии по вопросам стабилизации качества окружающей среды. Из частных проектов очень важна разработка программы по БалхашАлакольскому бассейну. Сейчас подготовлено два проектных обоснования, которые будут внесены на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии в этом году. И еще одна важная весть – в этом году будет наконец создан экологический атлас суверенного Казахстана. Последняя такая карта, которая значится как атлас Казахской ССР, была создана лишь по данным 1983 года. Но, безусловно, главным в планах на этот год являются разработка и принятие Экологического кодекса, о котором министр рассказал более подробно. Он отметил, в частности, что кодекс направлен на гармонизацию национального законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты и совершенствование системы государственного контроля. Мечта министра – сделать этот кодекс "настольной книгой для природопользователей и для экологов", чтобы они говорили на одном языке.
У депутатов вызвал беспокойство лишь тот факт, что проект экологического кодекса до сих пор еще не внесен Кабмином в парламент, тогда как в практике законотворческой работы не было такого случая, чтобы проекты кодексов обсуждались менее полугода только в нижней палате. Так, например, Водный рассматривался 7 месяцев, Земельный – 6, а Лесной – 11. Поэтому мажилисмены попросили министра ускорить процесс передачи проекта в парламент, чтобы уложиться в срок и принять его по поручению главы государства до конца года. |