Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 11 мая
Всем понятно: демократию нельзя внедрить "сверху", ибо даже самые хорошие законы не смогут нормально работать, если не будут востребованы людьми. Тем более если речь идет о законодательстве, касающемся организации деятельности населения по самостоятельному решению проблем, возникающих, к примеру, в поселке или ауле. На чем должен сосредоточиться кенес? Какой быть сфере компетенции тор-ага? Вопросов много. И ответить на них предстоит членам рабочей группы по формированию местного самоуправления, образованной при Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. Вчера в Астане под председательством исполняющего обязанности председателя партии "Отан" Бакытжана Жумагулова состоялось первое заседание, посвященное данной тематике.
По большому счету, органы самоуправления существовали в Великой степи издревле: на курултаях кочевников избирались родовые старшины, действовал суд биев. Но затем настал долгий период функционирования советской командно-административной системы, которая хотя и провозглашала власть народа, но на деле стремилась к укреплению централизма, пусть и "демократического". Советы народных депутатов, от поселковых до Верховного, фактически бездействовали, хотя, если вспомнить, на заре независимости республики они уже были законодательно обеспечены определенной долей самостоятельности. Более того, одно время действовали даже на принципах верховенства: председатель местного Совета становился одновременно руководителем исполкома.
Но, по сути, в условиях, когда грань между госуправлением и самоуправлением фактически отсутствовала, вести речь о наделении реальными рычагами власти членов местных сообществ не приходилось. Так что те же комитеты общественного самоуправления, появившиеся в стране в середине девяностых, выступали лишь в качестве добровольных помощников государственных органов, решая незначительные вопросы социально-бытового характера.
Как отмечалось на вчерашнем заседании, первые законопроекты, направленные на внедрение в Казахстане принципов местного самоуправления, появились еще в 1995 году. Но так и не смогли претендовать на статус полноценных законов. Одна из причин - финансовая. По словам Бакытжана Жумагулова, самое главное сейчас как раз и состоит в том, чтобы, с одной стороны, расширить поле деятельности местных сообществ, передав тем большой круг конкретных полномочий от госорганов, а с другой - выстроить четкую систему обеспечения необходимыми ресурсами.
Главный принцип законопроекта, который на заседании представил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов, заключается в том, что органы местного самоуправления рассматриваются как самостоятельные управленческие единицы, никоим образом не дублирующие функции государственных структур. Причем основным элементом новой системы должны стать выборные кенесы, которые за счет средств, переданных из госбюджета, а также средств в виде дотаций и субвенций смогут самостоятельно решать возникающие в населенном пункте проблемы. Это и благоустройство, и организация дошкольного воспитания, и содержание дорог, и санитария…
Но здесь у некоторых участников заседания сразу же возник вопрос: а не будет ли закон декларативным, если местные сообщества не смогут самостоятельно собирать местные же налоги? На одних спонсорах и целевых трансфертах, дескать, не разгуляешься.
В принципе, практика сбора налогов местными сообществами действует во многих странах мира. Но сумеет ли она на данном этапе прижиться в Казахстане, учитывая, что некоторые районы в стране относятся к категории "дотационных"? Ряд поднимаемых вопросов касался также определения механизмов взаимоотношений органов местного самоуправления с государственными структурами, передачи под юрисдикцию кенеса объектов коммунальной сферы.
Некоторые из этих аспектов уже рассматривались детально на заседаниях Национальной комиссии по вопросам демократизации. Причем по результатам обсуждений фактически год назад был выработан итоговый документ, учитывающий различные общественные мнения (члены комиссии специально провели выездные встречи во всех регионах республики). Другой законопроект о местном самоуправлении родился в стенах Правительства. И теперь, как заметил Бакытжан Жумагулов, очень важно состыковать их положения.
Главное, для внедрения системы в жизнь созданы важнейшие условия - за последнее время на законодательном уровне решена значительная часть вопросов, связанных с разграничением полномочий в системе органов государственной власти. Впрочем, не менее важно привлечь само население к управлению, выработать у него стремление самостоятельно решать проблемы, возникающие в том населенном пункте, где они проживают. И этот аспект также подчеркивался на заседании.
Предложений прозвучало немало. Теперь их проработкой должны заняться эксперты и члены политических объединений, а на вчерашнем заседании были представлены девять партий, в том числе и оппозиционные. Координировать эту деятельность поручено сенатору Леониду Бурлакову.
Сроки на работу отведены сжатые: уже в первой декаде июня проект закона должен быть представлен на заседании Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. |