www.parlam.kz, АСТАНА. 29 мая. (Жигер Байтелесов)
Завтра, 30 мая, в комитете Мажилиса по финансам и бюджету состоится презентация правительственных поправок в закон "О республиканском бюджете на 2006 год" (15-00, зал совместных заседаний).
Согласно пояснению Правительства, внесение законодательных поправок направлено на реализацию мер, озвученных в мартовском Послании Главы государства. Одновременно с этим предусматривается введение в действие Концепции формирования и использования средств Национального фонда на среднесрочную перспективу, одобренного Указом Президента Казахстана.
Валовой внутренний продукт на 2006 год, как отмечают разработчики поправок, скорректирован в сторону увеличения по сравнению со среднесрочным планом на 659,6 миллиарда тенге и в номинальном значении составит 8 725 миллиардов тенге. Учитывая, что в текущем году тенденция снижения сохраняется, темп роста промышленности в 2006 году скорректирован в сторону снижения. Однако вследствие сохраняющейся благоприятной ситуации на мировых товарных рынках, номинальное значение объема промышленной продукции возрастет и с учетом увеличения базы прошлого года вырастет.
Как отмечается Правительством, прогноз по добыче нефти на 2006 год скорректирован в сторону увеличения только на 0,5 миллиона тонн, что лишь на 0,9 процента превышает отчет прошлого года. В соответствии с оценкой Национального Банка предполагается, что среднегодовой уровень инфляции в 2006 году сложится в коридоре 5,7 - 7,6 процента при 5-7 процентов по плану. Этому будут способствовать высокий уровень мировых цен на нефть т металлы и активный приток иностранного капитала. Учитывая сложившуюся в 2005 году мировую цену на нефть и сохраняющуюся тенденцию в 2006 году, прогноз мировой цены на нефть марки Brent увеличен по отношению к предыдущему прогнозу на 6 долларов США и составит 55 долларов США за баррель. Экспортная цена сложится в пределах 44 долларов США за баррель.
По данным Правительства экспорт товаров (ФОБ) по уточненному прогнозу планируется в размере 29,4 миллиарда долларов США, то есть увеличится на 300 миллионов долларов США, при этом добыча нефти и газового конденсата увеличится на 0,5 тонн, а экспорт нефти и газового конденсата останется в рамках запланированного показателя. Сохранятся достаточно высокие темпы роста импорта товаров (ФОБ). Торговый баланс останется положительным и составит порядка 8,4 миллиарда долларов США.
По утверждению разработчиков поправок, темп роста сельского хозяйства останется на прежнем уровне - 102,0 процента, объем производства валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году увеличится по сравнению с первоначальным прогнозом на 31,6 миллиарда тенге и составит в 2006 году 806,3 миллиарда тенге. В уточненном прогнозе, как отмечается Правительством, ожидается сохранение темпа роста инвестиций в основной капитал.
В поправках, в частности, отмечается, что изменения в расходной части бюджета в целом направлены на реализацию мероприятий, вытекающих из приоритетов, определенных Главой государства в Послании народу Казахстана 1 марта текущего года. А именно: увеличение размера специальных государственных пособий отдельным категориям получателей, дифференцированное повышение пенсий пенсионерам силовых структур, строительство объектов г. Астаны, реализация государственной программы формирования "электронного правительства".
Прогноз доходов республиканского бюджета (без официальных трансфертов) на 2006 год уточнен в сторону уменьшения, в том числе снижен прогноз по налоговым поступлениям, по неналоговым, напротив, увеличен. В числе основных факторов, повлиявшим на изменение налоговых поступлений, Правительство называет введение в действие Концепции Национального фонда с 1 июля 2006 года. Это приведет к сокращению налоговых поступлений республиканского бюджета.
Поправки состоят из раздела об уточненном прогнозе развития экономики на 2006 год с главами об основных принципах и приоритетах уточнения республиканского бюджета на 2006 год, уточнением показателей республиканского бюджета на 2006 год с позициями о доходах и затратах. Правительственные корректировки содержат также раздел об операционном сальдо, чистом бюджетном кредитовании, сальдо по операциям с финансовыми активами с главами о приобретении и поступлениями от продажи финансовых активов государства. Завершающим в поправках является раздел "Дефицит".
Отдельная часть в поправках отведена основным источникам формирования Национального фонда. Это прямые налоги о нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты). К ним относятся: корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором, в соответствии с налоговым законодательством подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. Это и поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отрасли. В Фонд идут также деньги от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. И иные поступления, не запрещенные законодательством.
К предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата. Таким образом, заключают авторы поправок, доходная часть бюджета формируется только за счет поступлений от ненефтяного сектора.
Согласно Концепции Национального фонда, если доходы от ненефтяного сектора не будут покрывать сложившийся уровень расходов республиканского бюджета, то на покрытие данной разницы направляются средства из Национального фонда в виде гарантированного трансферта.
Гарантированный трансферт из Национального фонда направляется только на финансирование расходов бюджетных программ развития, предусматривающих инвестирование проектов, которым будут пользоваться также будущие поколения. Таким образом, констатирует Правительство, расходы на текущие бюджетные программы финансируются за счет отчислений в республиканский бюджет от нененфтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляется за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом определенная доля расходной части бюджета покрывается, в том числе за счет заимствования (внешнего и внутреннего) в рамках установленных ограничений. |