АСТАНА. 29 мая. Kazakhstan Today
Счетный комитет считает, что из-за несовершенства налогового законодательства правительство РК не использует все резервы для пополнения доходной части бюджета. Об этом говорится в отчете Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, текстом которого располагает агентство.
"Контрольные мероприятия Счетного комитета показывают, что имеются значительные резервы для увеличения доходной части бюджета путем совершенствования налогового законодательства, администрирования и механизма взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также эффективного управления активами государства", - говорится в отчете.
В документе, в частности, отмечается, что "доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов ежегодно снижается". "Стабильность налоговых поступлений стала одной из причин низкой заинтересованности уполномоченных органов в принятии исчерпывающих мер по сбору неналоговых поступлений", - отмечается в отчете Счетного комитета.
Вместе с тем результаты контрольных мероприятий Счетного комитета показали, что "в республике механизм налогового администрирования по налогу на добавленную стоимость сложился многоуровневый и сложный, что не обеспечивает взыскания в полном объеме в бюджет доначисленных по результатам проверок сумм".
Также Счетным комитетом выявлены недостатки "во всех компонентах системы" управления государственным долгом, в том числе отсутствие единой системы управления долгом страны.
-----
Правительство в 2005 году не смогло выполнить поручение президента по обеспечению доступности жилья для широких слоев населения АСТАНА. 29 мая. Kazakhstan Today
Правительство в 2005 году не смогло выполнить поручение президента по обеспечению доступности жилья для широких слоев населения. Об этом сегодня в ходе заседания рабочей группы мажилиса по отчету об исполнении республиканского бюджета за 2005 год заявил председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, передает корреспондент агентства.
"Не решена проблема доступности жилья для широких кругов населения, есть существенные диспропорции между стоимостью жилья и доходами граждан", - сказал О. Оксикбаев.
В отчете Счетного комитета, текстом которого располагает агентство, отмечается, что в 2005 году АО "Казахстанская ипотечная компания" для осуществления рефинансирования банков второго уровня путем приобретения прав требований по ипотечным кредитам из республиканского бюджета было выделено 6,4 млрд. тенге, из которых 1,4 млрд. тенге (22,3%) были направлены на приобретение жилищных займов. При этом АО "КИК" "на депозите Национального банка были размещены бюджетные средства в сумме 1,9 млрд. тенге, приобретены государственные ценные бумаги на сумму 1,9 млрд. тенге, направлено на операции РЕПО - 2,2 млрд. тенге". "Аналогичная картина наблюдается по АО "Жилищный строительный сберегательный банк" и "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов", - говорится в отчете.
При этом "Счетным комитетом установлено, что правительством и местными исполнительными органами при реализации Государственной программы развития жилищного строительства не на должном уровне были изучены технико-экономические обоснования строительства жилья в конкретных регионах, строительный потенциал, платежеспособность населения, а также потребность в жилье". В частности, согласно отчету, установлены факты приема в эксплуатацию жилых домов без устранения замечаний по качеству строительных работ и применению подрядчиками некачественных материалов.
Счетный комитет также отмечает, что в рамках госпрограммы по состоянию на 7 марта 2006 года было подано более 40 тысяч заявлений на приобретение ипотечного жилья, из которых платежеспособными признано около 18 тысяч потенциальных покупателей.
"Правительство, местные исполнительные органы и финансовые институты в 2005 году не обеспечили снижения диспропорции между стоимостью жилья и доходами населения, что стало одной из причин недоступности жилья для отдельных категорий населения", - подчеркивается в отчете.
-----
В 2005 году в бюджет Казахстана недопоступило 3,5 млрд. тенге за аренду Россией военных полигонов АСТАНА. 29 мая. Kazakhstan Today
В 2005 году в республиканский бюджет Казахстана не поступило 3,5 млрд. тенге за аренду Россией военных полигонов. Об этом говорится в отчете Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, текстом которого располагает агентство.
"В доход республиканского бюджета предусматривалось поступление арендной платы за пользование Российской Федерацией военными полигонами в сумме 3575 млн. тенге, фактически средства не поступили", - говорится в отчете.
В результате, отмечает Счетный комитет, "не реализован ряд республиканских программ в сфере военного образования, поставки и ремонта военной техники".
В отчете также подчеркивается, что правительством "на протяжении ряда лет не обеспечена разработка эффективного механизма взаимных расчетов от использования военных полигонов и поступление в бюджет соответствующей арендной платы".
-----
В 2005 году из-за задержек перечислений средств в Национальный фонд упущенная выгода фонда составила порядка 1 млрд. тенге АСТАНА. 29 мая. Kazakhstan Today
В 2005 году из-за задержек перечислений средств в Национальный фонд упущенная выгода фонда составила порядка 1 млрд. тенге. Об этом говорится в отчете Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, текстом которого располагает агентство.
В отчете отмечается, что в 2005 году был введен новый порядок, согласно которому зачисление сверхплановых поступлений в Нацфонд осуществлялось на основе постановлений правительства. При этом, согласно отчету, "с июня по декабрь 2005 года было принято семь постановлений о внесении соответствующих изменений и дополнений в постановление о реализации закона РК "О республиканском бюджете на 2005 год".
"В результате в отчетном году сверхплановые поступления от организаций сырьевого сектора зачислялись в Национальный фонд с задержкой от 8 до 66 дней со дня поступления налогов в бюджет. По оценке Счетного комитета, упущенная выгода вследствие указанных задержек при минимально сложившейся ставке вознаграждения по депозитам в размере 3,5% годовых составляет свыше 1 млрд. тенге", - подчеркивается в отчете.
Кроме того, отмечается в документе, "перечисление поступлений от иностранных компаний в Национальный фонд после их конвертации в национальную валюту - тенге, которые впоследствии Национальным банком заново конвертируются в иностранную валюту для размещения за рубежом в ценные бумаги, приводит к потерям бюджетных средств из-за двойной конвертации и курсовой разницы".
-----
В 2005 году валовой внешний долг Казахстана увеличился на 30% АСТАНА. 29 мая. Kazakhstan Today
В 2005 году валовой внешний долг Казахстана увеличился на 30%. Об этом говорится в отчете Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, передает корреспондент агентства.
"На фоне уменьшения государственного внешнего долга в республике значительно растет объем валового внешнего долга, который на конец 2005 года составил $ 41,5 млрд., и по сравнению с 2004 годом увеличился на 30%", - говорится в отчете.
При этом "в 2005 году объем внешнего государственного долга сократился по сравнению с 2004 годом на 35% или до $1,8 млрд.", а гарантированный государством внешний долг уменьшился на 6,4%.
В отчете подчеркивается, что внешняя задолженность банковского сектора только "к 1 января 2005 года возросла до $ 13901,0 млн. и по сравнению с 2004 годом увеличилась в 2 раза". Также "наблюдается тенденция устойчивого роста межфирменных долгов, которые составили в 2005 году $ 18,6 млрд. и по сравнению с 2004 годом увеличились на 12%". При этом "основными видами долгового инструмента являются финансовые займы, доля которых в валовом внешнем долге составляет 85%, доля торговых кредитов – 8,9%, долговых ценных бумаг – 5,8%".
В своем отчете Счетный комитет также подчеркивает, что в республике "не отлажена система управления внутренним государственным долгом". Так, "в комитете казначейства министерства финансов отсутствует информация о погашении обслуживания обязательств местных исполнительных органов перед банками и другими кредиторами". "Правительством осуществлялась переуступка прав-требования от местных исполнительных органов к министерству финансов, механизм которого не был рассмотрен в законе "О бюджетной системе", - отмечается в отчете. При этом, по данным Счетного комитета, сумма неурегулированных и непризнанных долгов местных исполнительных органов на 1 января 2005 года составила 12,2 млрд. тенге. |