NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:54 ast
14:54 msk

"Мелочей в этом деле не должно быть"
Заключительное выступление Главы государства на 3-ем заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ
07.06.2006 / политика и общество

Уважаемые члены комиссии!

Я хотел бы поблагодарить вас, а также членов рабочих групп, за активную и, самое главное, эффективную работу, которая выразилась в первых практических результатах деятельности Государственной комиссии.

Нами одобрен План действий Правительства по углублению демократических реформ на 2006 год. В него вошли законодательные инициативы, которые, во-первых, представляют большую общественно-политическую значимость, во-вторых, могут быть реализованы достаточно быстро. Это говорит о том, что мы от слов переходим к делу.

Обращаю внимание, что впервые в нашей истории центральная исполнительная власть поставила на планомерную практическую основу законопроектную и нормативно-правовую работу по политическому реформированию.

Уже в ближайшее время политическая система Казахстана испытает серьезные новации, связанные с повышением роли и полномочий представительной ветви власти. Это касается как деятельности Парламента, так и работы маслихатов.

Я призываю Правительство внимательно отнестись к каждому законопроекту, включенному в План работы.

Следует довести до логического завершения весь этот массив законотворческих работ. Мелочей в этом деле не должно быть. Это большая и ответственная работа. Эти законы должны быть тщательно рассмотрены через призму устойчивости нашего государства, главная ценность которого – стабильность и благосостояние народа.

Хочу отметить, что обсужденный сегодня План Правительства не предусматривает конституционных изменений, то есть может быть реализован на базе действующего Основного закона.

* * *

Повышению эффективности и прозрачности управления на местах будет способствовать введение выборности акимов 30% районов. И здесь мы должны все внимательно изучить и взвесить. Интересы Казахстана, интересы нашего народа – главное, чем мы должны руководствоваться в своей работе.

Считаю, что и здесь мы провели достаточную подготовительную работу. Вы знаете, в августе 2005 года в четырех районах страны состоялись экспериментальные выборы акимов, которые избирались депутатами маслихатов. В целом, наработан положительный опыт.

Думаю, нам следует идти по этому проверенному пути. Почему мы остановились именно на этой схеме – избрании районных акимов маслихатами?

Прежде всего, на местах нужно усилить систему сдержек и противовесов. Мы будем повышать полномочия маслихатов, в том числе их контрольные функции в отношении глав исполнительной власти.

С другой стороны, практика показывает, что прямые выборы глав исполнительной власти регионов - не панацея от всех бед. Давайте вспомним российский опыт, где данная система выявила много проблем. Мы знаем примеры, когда у них в регионах в аэропорту строили два VIP–прохода: один для губернатора, другой для мэра. Было два независимых друг от друга хозяина в регионе.

Ни к чему хорошему это не привело, и в России от прямых выборов в итоге отказались.

Для нормального функционирования института прямых выборов на этом уровне должны созреть условия, включая высокую политическую культуру, зрелость общества.

Поэтому в вопросе выборности акимов нам нужно придерживаться взвешенной позиции. Мы ни в коем случае не должны терять управляемость на местах, куда постепенно переходит центр тяжести наших реформ. Многое в реализации государственной политики зависит от эффективности управления на данном уровне.

Таким образом, предлагаемая форма выборов акимов представляется наиболее оптимальной и в то же время, прогрессивной. Как гласит известная мудрость, "прогресс – это не вопрос скорости, а вопрос направления". Правильный курс мы взяли, и давайте по нему будем идти.

В нынешнем году будут избраны 30 % районных акимов и акимов городов, и в случае успеха, в следующем году выборы будем продвигаться дальше.

Это даст мощный импульс и динамизм общественно-политическим процессам в Казахстане, увеличит общественную активность и инициативу.

* * *

Одобрив сегодня концепцию законопроекта о местном самоуправлении, мы также сделали важный шаг в направлении демократизации страны. Не случайно говорят, что местное самоуправление – это реальная демократия, демократия в действии.

В процессе обсуждения данного законопроекта было много споров. Есть жесткие сторонники одной модели, есть приверженцы противоположной точки зрения. Считаю, что при выборе модели местного самоуправления в Казахстане нужно прийти к компромиссному варианту, адекватному условиям нашей страны. Основа в предложенном документе есть, надо его доработать.

Давайте помнить, что в мире процесс развития местного самоуправления отличается многообразием форм, а в ряде случаев наблюдаются разнонаправленные тенденции. Да, есть Европейская Хартия местного самоуправления. Но нет единой и универсальной модели. Скорее есть некие промежуточные формы, которые постоянно меняются.

В Великобритании, где наиболее последовательно отстаивалась самостоятельность местного управления, к 1974 году местные органы власти потеряли большую часть своих автономных полномочий и доходов и на 70% были зависимы от вливаний центрального правительства.

Системы организации местной власти разных стран переживают в настоящее время период широкомасштабной реформы, начавшейся в 70-80-е годы.

Дело в том, малая численность и размеры местных единиц, их территориальная обособленность и функциональная замкнутость находятся в противоречии с современными требованиями глобального мира, не способствуют эффективному экономическому развитию территорий и тормозят экономический прогресс в общегосударственном масштабе. Главное препятствие - множественность числа местных единиц при малочисленности их населения.

Поэтому во многих европейских странах (например, Дания, Бельгия) наблюдаются обратные тенденции централизации и укрупнения, когда муниципалитеты пытаются вернуть часть своих полномочий и ответственность на верхний уровень управления. Это тоже поучительный пример.

Практически везде остаются актуальными вопросы финансирования органов самоуправления. Это зачастую связано с необходимостью поддержки слаборазвивающихся регионов, устранением диспропорции в их социально-экономическом развитии.

В целом, это нормальная практика некоторых европейских стран, когда регионы остаются зависимыми от трансфертов из центра, а центральная власть строго регламентирует их финансовую политику.

Поэтому нужно отходить от неких стереотипов, не нужно пытаться искусственно перенести полностью готовые схемы. Современные принципы и формы местного самоуправления – результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов государственных институтов и местных сообществ. Причем в каждой стране они формировались с учетом местной специфики.

Но, в целом, мы должны учитывать, что преобладающей тенденцией является укрепление роли местного самоуправления, рост ответственности местных органов перед обществом, расширение спектра их услуг.

Все указанные моменты нужно учитывать при введении местного самоуправления в Казахстане. Ясно, что потребуется экспериментальный период – 2-3 года. Я предлагаю в соответствии с законом провести экспериментальные выбором кенесов, то есть советов.

Сконцентрироваться следует на четырех главных вопросах: 1) функции и полномочия органов местного самоуправления, 2) источники финансирования, 3) внутренняя структура, 4) защитные механизмы, обеспечивающие как эффективность местного самоуправления.

* * *

Еще один рассмотренный сегодня вопрос касается развития институтов гражданского общества.

В целом представленный документ мы одобрили. Концепция должна стать базой для разработки Правительством соответствующей Государственной программы.

Общая тенденция в мире такова, что неправительственный сектор обретает все большую значимость в общественной жизни, становится залогом необратимости демократического вектора развития.

В этом плане мы должны учитывать мировую практику развития гражданского общества.

Разветвленная сеть гражданских институтов становится гарантом соблюдения общественных интересов.

Гражданское общество – это, если хотите, "гражданская оборона" против коррупции и бюрократии. Поэтому государство должно быть заинтересовано в поддержке НПО и других общественных институтов. Но должны быть определены четкие правовые основы их функционирования - как они создаются, как регистрируются, как работают, - особенно для иностранных неправительственных организаций. Мы - открытое общество, никому ничего не запрещаем, и в ответ просим, чтобы все работали в рамках Конституции Казахстана и наших законов. Это нормальное требование любого демократического государства. Если законов не хватает, нужно их разработать. НПО должны работать в рамках законодательства. Это необходимость и условие спокойствия в нашем государстве и дальнейшего его развития.

Нужно, чтобы "третий сектор" не зависел от зарубежных "спонсоров". Поначалу у нас НПО фактически вступили в клиентельные отношения с разного рода международными фондами, и мы не всегда могли поручиться, что получаемые ими ресурсы действительно направлялись на пользу нашим национальным интересам. В этой связи хочу ясно и четко сказать, что любая деятельность, нарушающая наши законы, будет пресекаться.

Государство не может искусственно взрастить институты гражданского общества, а может лишь создать благоприятные условия для их развития.

Поэтому наша задача - создать условия для реального партнерства государства и НПО.

Ставлю перед Правительством и акимами задачу активизировать взаимовыгодную работу с НПО, другими институтами гражданского общества на основе рассмотренной сегодня Концепции.

* * *

Теперь о последовательности наших действий. Прежде всего, отмечу, что принятые сегодня решения – это начальный этап реализации Общенациональной программы демократических преобразований в стране, которые я озвучил в своем Послании. Впереди - большая работа.

Уже в этом году мы приступим к обсуждению предложений, связанных с дальнейшим развитием политической системы общества, может быть, и, касающихся Конституции.

Мы должны очень ответственно отнестись к этой работе и не принимать поспешных, недостаточно хорошо обдуманных решений, максимально использовать потенциал нашей Конституции.

Если логика реформ требует изменений в Основной Закон, нужно идти на это. Сомнений в этом быть не должно.

Соответствующая рабочая группа Госкомиссии к концу года должна подготовить предложения по этому вопросу, которые мы все вместе детально обсудим.

Политические реформы – это требование времени. Это наша стратегическая линия.

Мы будем двигаться вперед – но взвешенно.

Международные эксперты, профессора Оксфорда и Кембриджа, имеющие большой опыт работы в разных странах провели исследование нашей политической системы и пришли к выводу, что у нас назрела необходимость спокойного, взвешенного поиска оптимального политического и экономического устройства Казахстана на перспективу. Суть рекомендации экспертов заключается в том, что, Казахстан несмотря ни на какое давление, непростые исходные позиции и геополитическое окружение, должен пройти свой эволюционный путь и выстроить свои общественные, политические и экономические институты.

Членам Госкомиссии и ее рабочим группам предстоит ударно поработать в этом году, задать такой темп и такой вектор реформ, чтобы всем внутри страны и за рубежом стало ясно - демократизация в Казахстане имеет необратимый характер. Казахстан должен вновь подтвердить свои лидерские качества, но уже в сфере демократических реформ.

г. Астана, 6 июня 2006 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-министр поручил доработать проект Концепции перехода РК к устойчивому развитию 30.06.2006
Программа партии - в действии 30.06.2006
Правительственный вариант законопроекта "О СМИ" 30.06.2006
Сенат принял Закон, обеспечивающий деятельность холдингов "Казына" и "Самрук" 30.06.2006
Подведены итоги использования МФ РК и Минтруда 30.06.2006
Трест, который лопнет 30.06.2006
Аким Караганды готов развестись с женой 30.06.2006
На украинском троне теперь Саакашвили в юбке 30.06.2006
Коалиция на грани распада 30.06.2006
В Астане пройдет внеочередной съезд партии "Отан" 29.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz