NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 11:39 ast
09:39 msk

Азербайджанский гамбит. Часть 2
Западу, вложившему значительные средства в экспортный нефтепровод на Джейхан и заинтересованному в стабильных поставках каспийской нефти на мировой рынок, не нужен очаг напряженности в Нагорном Карабахе
08.06.2006 / политика и общество

Вадим ТИМОХИН, "Красная звезда", 8 июня

Увеличение экспорта энергоресурсов имеет для Баку большое значение, способствуя быстрому росту внутреннего валового продукта и оборонного потенциала. Не случайно президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с обращением к своему народу по случаю достижения азербайджанской нефти Джейханского терминала. Он назвал ввод в строй экспортного нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД), носящего имя его отца Гейдара Алиева, историческим событием мирового значения. "С одной стороны, это принесет нам большую экономическую прибыль, а с другой - огромный политический капитал, - отметил И. Алиев. - С Азербайджаном считаются, с Азербайджаном советуются. Наши позиции в мире и Европе укрепляются".

Приток в страну нефтедолларов благоприятствует наращиванию экономического и финансового превосходства над соседней Арменией, отношения с которой не назовешь иначе, как "холодной войной", из-за нагорнокарабахской проблемы. Баку из года в год увеличивает свои расходы на вооруженные силы. В 2004 году на оборонные нужды Азербайджан потратил 175 млн. долларов, в 2005-м - 300 млн., а в 2006 году планирует израсходовать уже 660 млн. Ереван же, не обладающий запасами углеводородного сырья, сумел потратить на армию в 2005 году не более 130 млн. долларов.

Рост финансовых возможностей придает уверенности Баку. И. Алиев недавно заявил, что "Азербайджан не позволит создать на своей территории второе армянское государство". Руководство Азербайджана намерено сохранить темпы роста военных расходов, чтобы добиться "освобождения оккупированных земель" (с точки зрения Баку, под оккупацией находится 20% азербайджанских территорий). В печати также сообщалось о том, что военные расходы этого закавказского государства могут быть выведены на уровень, равный всему бюджету Армении (порядка одного миллиарда долларов), чтобы поставить Ереван и Степанакерт перед фактом подавляющего превосходства азербайджанской армии. Пока же соотношение военных потенциалов противостоящих сторон приблизительно равное. По имеющимся открытым данным, численность вооруженных сил Азербайджана – около 80 тыс. человек, Армении – 60 тыс., Нагорного Карабаха – не более 25 тыс.

Конфликтующие стороны возлагают определенные надежды на содействие США в разрешении регионального конфликта. Не случайно, что и Баку, и Ереван направили свои контингенты на помощь американо-английской коалиции в Ирак. Азербайджан послал боевые подразделения, а армянский миротворческий контингент (осуществляет свою миссию в составе польской дивизии) представлен водителями, саперами и врачами.

Военное сотрудничество между Азербайджаном и США имеет тенденцию к расширению. В этой области реализуются восемь программ, в том числе по линии ВВС. Приоритет отдается антитеррористической борьбе и охране воздушного пространства, особенно района каспийского шельфа – зоны экономических интересов Запада. Американских военных очень интересуют азербайджанские аэродромы, на модернизацию которых под стандарты НАТО они якобы выделили около 400 млн. долларов. Военные аналитики связывают это как с началом эксплуатации нефтепровода на Джейхан, так и с обострением американо-иранских отношений.

Безопасности закавказского экспортного нефтепровода сегодня уделяется повышенное внимание. С 2000 года в Азербайджане и Грузии регулярно проводятся антитеррористические КШУ с участием азербайджанских, грузинских и турецких военнослужащих, отрабатывающих вопросы безопасности БТД. В октябре 2005 года в Баку был построен новый административный комплекс государственной особой службы охраны, отвечающей за защиту экспортных трубопроводов. Последние антитеррористические учения прошли в минувшем мае в азербайджанском секторе Каспия. По сообщению агентства Интерфакс-Азербайджан, "на учениях с использованием военных вертолетов прошли учебные операции по охране подводных трубопроводов, обезвреживанию мин, размещенных на дне моря условными террористами". В скором времени аналогичные учения пройдут в Турции, где обстановка в курдских районах, через которые проходит БТД, отличается нестабильностью.

Американцы в своей большой геополитической игре на Кавказе стараются использовать естественную заинтересованность Азербайджана в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха. В последнее время отмечается повышенная активность США на этом дипломатическом направлении. Джордж Буш принимал главу азербайджанского государства в апреле с.г. в Вашингтоне, где шла речь и о поставках энергоресурсов, и о Нагорном Карабахе. Поздравительное послание американского президента И. Алиеву по случаю Дня республики 28 мая содержало ясный сигнал относительно того, что ожидают в Вашингтоне после этих переговоров, - развития "общих интересов в области безопасности, энергетики и демократии". Буш также подчеркнул, что "с нетерпением" ждет продолжения деятельности руководства Азербайджана в направлении мирного решения нагорнокарабахского конфликта.

Западу, вложившему значительные средства в экспортный нефтепровод на Джейхан и заинтересованному в стабильных поставках каспийской нефти на мировой рынок, не нужен очаг напряженности в Нагорном Карабахе. Поэтому США постараются не допустить возобновления военных действий, которые негативно отразились бы на их экономических интересах. Но примирить конфликтующие стороны после жестокой войны очень сложно даже под влиянием сверхдержавы.

Республиканской администрации приходится вести осторожную игру на карабахском поле, чтобы, с одной стороны, не оттолкнуть Азербайджан, который они пытаются отдалить от Москвы, а с другой стороны - не поссориться с армянской диаспорой в США. Бушу-младшему приходится принимать во внимание предстоящие в 2008 году президентские выборы, в преддверии которых республиканцам не резон портить отношения с американскими армянами. В США, как, впрочем, и в России, армянское землячество играет заметную роль в экономической жизни и финансовой сфере.

Усилия посредников, в том числе в рамках Минской группы ОБСЕ (сопредседатели – представители США, Франции и России), концентрируются на том, чтобы убедить конфликтующие стороны согласиться на некий вариант поэтапного освобождения азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха и возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания. Возможно и привлечение миротворческих сил из стран СНГ для предотвращения возобновления боевых действий.

Немалые надежды в плане урегулирования нагорнокарабахской проблемы возлагались на встречу президентов Азербайджана и Армении во время июньского форума "Черное море для партнерства и диалога" в Бухаресте. Но беседы Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна 4 и 5 июня не принесли ожидаемого прорыва. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, "вопрос, который президенты пытались решить в Рамбуйе (февраль 2006 г. – Ред.), не удалось решить и в Бухаресте, несмотря на то что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорнокарабахского конфликта предложили новые формулировки и новые подходы".

Судя по всему, 2006 год так и не станет "точкой преодоления" этого регионального конфликта. И в Ереване, и в Баку есть политические силы, занимающие довольно жесткие позиции по проблеме Нагорного Карабаха, с которыми вынуждены считаться официальные власти. "Карабахский фактор" является одним из важнейших во внутриполитической ситуации в обоих государствах.

Многие аналитики указывают, что разрешить конфликт вряд ли удастся без активного участия России. Очевидно, что для единственной сверхдержавы малые страны – лишь пассивные объекты мировой политики и возможные источники сырьевых ресурсов. Эксперты указывают, что есть иной путь, но он лежит в рамках СНГ, на путях постепенного восстановления болезненно разорванных связей между некогда братскими народами СССР. Рано хоронить СНГ с его немалым миротворческим потенциалом.

В связи с этим неоднозначно воспринимаются попытки реанимировать объединение ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), которое, казалось бы, после выхода из него Узбекистана было лишено перспектив. Представляется, что определенные мировые силы видят в ГУАМе инструмент влияния на Баку и Кишинев с антироссийским вектором как некую альтернативу Организации Договора о коллективной безопасности и как прозападную часть СНГ, роспуска структур которой хотели бы добиться в Вашингтоне, чтобы поставить крест на идее постепенной экономической реинтеграции бывших советских республик.

ГУАМ, основанный не без подсказки Запада в 1997 году (якобы "в целях многостороннего экономического сотрудничества"), видится западным геополитикам как региональный политико-военный альянс на стратегически важных путях транспортировки каспийского "черного золота" (Баку – Тбилиси - Джейхан, Баку - Супса, Одесса - Броды). Закономерно, что наблюдается стремление некоторых кругов трансформировать это объединение в новую организацию - "За демократию и экономическое развитие" - с участием Польши, Литвы, Болгарии и Румынии, которые опять же расположены на маршрутах транспортировки углеводородного сырья в "старую Европу".

Ключевой для будущего ГУАМа, по мнению ряда экспертов, является позиция Азербайджана. В аналитических центрах Запада опасаются, что Баку при определенном стечении внешне- и внутриполитических обстоятельств может последовать примеру Ташкента, где убедились в иллюзорности надежд на искренность Запада. Затягивание в разрешении проблемы Нагорного Карабаха - очень болезненной для Азербайджана и с точки зрения национального самолюбия, и по экономическим причинам (из-за больших расходов на помощь вынужденным переселенцам и укрепление армии) - может показать неспособность западных посредников помочь решить проблему обеспечения территориальной целостности страны. Россия и Казахстан объективно являются стратегическими партнерами Азербайджана, готовыми к самому широкому сотрудничеству со своим каспийским соседом, включая энергетическое и оборонное направления.

Разумеется, на этот случай у Запада в запасе несколько контрходов, начиная от усиления поддержки оппозиции в Баку под предлогом защиты "демократических идеалов" и кончая провоцированием обострения ситуации в населенных этническими азербайджанцами северных районов Ирана (около четверти населения Ирана), что неизбежно отразится на внутриполитической ситуации в азербайджанском государстве.

В так называемом Южном Азербайджане действует несколько организаций сепаратистского толка. Лидер Движения национального пробуждения Южного Азербайджана Махмудали Чехраганлы в мае побывал в Вашингтоне, где, видимо, интересовался не только историческими достопримечательностями. Он стремится посетить и Баку, но туда его пока не пускают, чтобы не обострять отношения с Тегераном.

Иранское руководство открыто обвиняет США в попытках разжечь в стране межнациональные конфликты. Основания для этого имеются – в северных районах Ирана в мае прошли выступления местных азербайджанцев. Поводом стала провокационная публикация в одной из газет карикатуры, которая была сочтена азербайджанцами оскорбительной для них (был изображен таракан, говоривший на азербайджанском языке). В ряде населенных пунктов произошли столкновения между демонстрантами и полицией, а студенты азербайджанской национальности ратовали за объявление азербайджанского языка государственным. По утверждению председателя Комитета защиты национального движения Южного Азербайджана Джахандара Байоглу, вышедшие на улицы азербайджанцы требовали "национальной независимости, воссоединения с Северным Азербайджаном".

Отделение от Ирана его северных районов и гипотетическое создание единого азербайджанского государства, которое с большой вероятностью станет исламским, отнюдь не в интересах "северян", привыкших к жизни в условиях отделения церкви от государства. Да и национальную элиту в Баку отнюдь не прельщает перспектива неизбежного в этом случае передела сфер экономического влияния и дележа власти с "южанами".

Американские дипломаты опровергли утверждения о том, что беспорядки "инициированы США и иными врагами Ирана". Но вряд ли массовые беспорядки произошли без участия каких-то внешних сил, заинтересованных в ослаблении иранских властей. Имеются подозрения, что некоторые влиятельные силы Запада вообще выступают за радикальную перекройку политической карты Среднего Востока, Закавказья и Центральной Азии. В частности, может идти речь о создании независимого Курдистана путем интеграции районов традиционного проживания курдов в Турции, Ираке и Иране, об отрыве от Ирана Южного Азербайджана и его объединении с бывшей советской республикой Закавказья, о разделе Турции на европейскую и азиатскую части - с принятием первой в Евросоюз и сдачей второй исламским силам с ориентацией их активности в северном направлении (на Крым и европейскую часть России)…

Нельзя не учитывать и того, что военная операция США против Ирана может больно ударить по Азербайджану, особенно если ему придется по каким-то соображениям солидаризироваться с Вашингтоном. Эксперты указывают в связи с этим на несколько возможных рисков: удары радикальных экстремистских группировок по экономическим объектам западного влияния в Азербайджане (нефтедобывающие скважины, трубопроводы); прибытие в потоке беженцев из Ирана групп религиозных экстремистов, прошедших специальную подготовку для дестабилизации ситуации; провоцирование возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе.

Дальнейшее развитие событий в Закавказье предсказать довольно трудно. Наметившаяся тенденция в стратегии транснациональных финансовых кругов (дробить крупные национальные государства и лишать их реального суверенитета) чревата самыми разными геополитическими комбинациями. Очевидно тем не менее, что США, многие шаги которых на мировой арене продиктованы интересами транснациональных корпораций и банков, приложат максимум усилий, чтобы не допустить сближения Азербайджана с Россией. Но разыгрываемый азербайджанский гамбит необязательно приведет к желаемой заокеанским геополитикам расстановке сил на каспийской "доске".

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

США по-прежнему верят в возможность нагорнокарабахского урегулирования в 2006 году, сообщает агентство Интерфакс-АВН. Как заявил в Баку журналистам советник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Метью Брайза, "мы призываем президентов Алиева и Кочаряна приложить дополнительные усилия для решения проблемы. Мы верим в решение конфликта в этом году. В следующем году внутриполитическая ситуация в Армении будет уже более сложной, поэтому нынешний год очень важен для урегулирования" (в 2007 году в Армении парламентские выборы. - Ред.). По словам американского дипломата, "в данный момент на столе переговоров находится очень обнадеживающий проект документа".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-министр поручил доработать проект Концепции перехода РК к устойчивому развитию 30.06.2006
Программа партии - в действии 30.06.2006
Правительственный вариант законопроекта "О СМИ" 30.06.2006
Сенат принял Закон, обеспечивающий деятельность холдингов "Казына" и "Самрук" 30.06.2006
Подведены итоги использования МФ РК и Минтруда 30.06.2006
Трест, который лопнет 30.06.2006
Аким Караганды готов развестись с женой 30.06.2006
На украинском троне теперь Саакашвили в юбке 30.06.2006
Коалиция на грани распада 30.06.2006
В Астане пройдет внеочередной съезд партии "Отан" 29.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz