Султан АКИМБЕКОВ, советник Президента РК, "Казахстанская правда", 7 июня
В своем выступлении на очередном заседании Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил несколько ключевых моментов, которые призваны обеспечить новое качество организации государства.
Действительно, революционным для нас, выходцев из бывшего Советского Союза, где арест граждан был главным и иногда единственным методом работы правоохранительных органов, выглядит объявленное политическое решение о передаче санкционирования ареста суду. Теперь процесс арестов будет усложнен, в идеале органам следствия придется доказывать их необходимость. Соответственно, должен снизиться их произвол, что, несомненно, скажется на уровне комфортности проживания граждан в Казахстане, а значит - и соответствия стандартам ведущих западных стран.
Президент объявил также о введении в Казахстане выборности акимов тридцати процентов районов и городов областного значения. Причем выбирать акимов будут районные маслихаты. Это, естественно, не понравится сторонникам радикальных демократических реформ. Однако опыт развития ряда стран в последние 10-15 лет показал, что не существует прямой связи между внедрением западной либерально-демократической модели и достижением успехов в экономике, уровне и комфортности жизни населения, общественной стабильности и общем процветании.
Примеров тому достаточно много. С одной стороны, есть опыт Китая, который сегодня демонстрирует впечатляющие успехи, не пользуясь западной либеральной моделью. Китай здесь, заметим, не одинок, список таких государств в современной Азии можно продолжать.
С другой стороны, существуют примеры стран, где активно прошел процесс политической либерализации. Например, Украина перешла к парламентской республике, а Кыргызстан пережил мартовскую революцию прошлого года. Мы можем наблюдать со стороны и делать свои выводы.
Основной вопрос демократической модернизации для нас как раз заключается в том, как найти золотую середину, тот путь, который позволит нам выйти на единственно верную для нас модель развития. А конечная задача предельно проста - повышение уровня жизни, стабильности, комфортности проживания, если хотите - благоприятной среды обитания.
Найти свою золотую середину очень сложно, потому что всегда есть риск радикальных вариантов развития. Одна крайность - это жесткие авторитарные режимы (примеров на нашем постсоветском пространстве достаточно). Другая - хаос, развал государственности и общественной жизни в результате неконтролируемого проведения либеральных реформ. За примерами также далеко ездить не нужно.
Пройти по середине, найти оптимальное сочетание тех преимуществ, которые уже достигнуты, и признанных исторических рецептов, которые нам предлагают, сохраняя при этом существующий уровень комфортности отношений в обществе, - вот что в нашей ситуации принципиально важно. Поэтому выборы акимов районными маслихатами - это тот самый промежуточный вариант, поиск золотой середины в нашем развитии. А развитие и комфортность проживания важнее следования догме, пусть даже самой демократической.
Нередко у нас на задачи демократизации смотрят достаточно просто, как на некую идеологическую модель. Здесь уместно вспомнить, как коммунисты в ХХ веке приходили в страны Азии и Африки, предлагая им выполнить определенный набор требований идеологического характера и обещая при этом гарантированный позитивный результат. К сожалению, к современной западной либерально-демократической модели у нас относятся так же - как к панацее. А здесь, наверное, должен быть другой принцип, как у врачей - "не навреди".
Нельзя не согласиться с мнением Президента, который отметил, что "мы ни в коем случае не должны терять управляемость на местах, куда постепенно переходит центр тяжести наших реформ. Многое в реализации государственной политики зависит от эффективности управления на данном уровне". Увлекаться экспериментами было бы, по меньшей мере, неразумно. И если мы в своем государстве имеем сегодня определенный накопленный результат, который (как показали декабрьские выборы) устраивает подавляющее большинство населения, то надо очень внимательно посмотреть, благодаря чему такой результат достигнут. Что мы сделали правильно и какие допускали ошибки? И если нужны изменения, то их необходимо проводить с хирургической точностью. Если же, как нас призывают, идти по пути радикального внедрения внешних рецептов, взятых из западной либеральной модели, то большой вопрос, сможет ли Казахстан выдержать такое испытание. Впрочем, не только Казахстан.
При этом государство признает, что классическая демократическая модель - это действительно идеал политического устройства и что оно готово сегодня сделать шаги в сторону демократизации. Определены конкретные направления, по которым мы будем двигаться. В Послании Президента народу Казахстана и в выступлении Главы государства на заседании Госкомиссии они были озвучены. Казахстан будет идти не к неким абстрактным демократическим стандартам политической жизни, а развиваться в рамках поэтапной, постепенной трансформации общественной системы в сторону ее большей конкурентоспособности.
В данном случае подразумевается не узкий экономический смысл (конкурентоспособность товара): мы не ставим цели производить автомобили, конкурируя с японцами, или самолеты, конкурируя с американцами и европейцами. Имеется в виду конкурентоспособность образа жизни, общественной организации, налогообложения, условий ведения бизнеса и т. д. В Казахстане нам нужны высокие зарплаты и доходы населения, отсутствие произвола чиновничьего аппарата, снижение уровня коррупции, безопасная и спокойная социальная обстановка, контроль над преступностью - то есть в широком смысле комфортность среды проживания.
И еще нам нужно развитие местного самоуправления. Не секрет, что для нашего общества это больная проблема. Мы явно не умеем пока самоорганизовываться. Наши кооперативы собственников квартир - это диагноз нашей способности взаимодействовать друг с другом ради общественных целей. А без эффективного местного самоуправления не может быть развитого гражданского общества.
В любом случае главный вывод из выступления Президента на заседании Госкомиссии состоит в том, что Казахстан будет меняться, и меняться к лучшему. А позитивная динамика пусть даже постепенных изменений лучше и стагнации, и радикальных перемен. |