NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:46 ast
22:46 msk

Нурсултан Назарбаев: Прогресс - не скорость, а направление
"Демократические процессы в Казахстане должны ориентироваться на собственный путь развития с учетом особенностей страны и менталитета граждан, но каждый шаг в выбранном направлении нужно тщательно выверять"
08.06.2006 / политика и общество

Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 7 июня

Демократические процессы в Казахстане должны ориентироваться на собственный путь развития с учетом особенностей страны и менталитета граждан, но каждый шаг в выбранном направлении нужно тщательно выверять. Ведь речь идет о судьбах граждан, о судьбе Родины, а здесь любая ошибка может стоить очень и очень дорого. Эта мысль, высказанная Нурсултаном Назарбаевым в ходе состоявшегося вчера в Астане третьего заседания Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, фактически стала лейтмотивом живого диалога, который развернулся под куполом-шаныраком Музея Первого Президента РК.

…Еще до начала заседания в Круглом зале начались беседы "по интересам". Причем некоторые из членов Госкомиссии так увлеклись разговором, что пришлось через "громкую" связь приглашать их занять свои места. Впрочем, ничего удивительного тут нет: вопросы, вынесенные для обсуждения, с одной стороны, весьма актуальны, а с другой - сложны, поскольку требуют принятия компромиссных решений. Забегая вперед, скажем: чувство ответственности участников мероприятия за судьбу страны смогло превалировать над амбициями. И хотя споров было немало, консенсус состоялся.

Как отметил, открывая заседание, Глава государства Нурсултан Назарбаев, свободное, открытое демократическое общество - важнейшая составляющая конкурентоспособности Казахстана. Политическая модернизация становится одним из базовых условий устойчивого развития, эффективности управления и государственного устройства республики. Ведь, как показывает мировой опыт, реформы в этой сфере только тогда бывают успешными, когда в них принимают участие самые широкие слои населения.

Стержневая цель нашей работы, отметил Нурсултан Назарбаев, связана с максимальной консолидацией общества вокруг идеи модернизационного прорыва Казахстана и разработки четких механизмов по ее реализации. И очень важно, что нам удалось сделать реальностью широкое обсуждение приоритетов политических реформ. В целом по главным направлениям уже имеется консенсус, сформировано единство мнений со стороны различных общественно-политических сил. Чему в немалой степени способствовала деятельность Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК, а также первые наработки Госкомиссии, которые и оказались в центре внимания.

На первом ее заседании Нурсултан Абишевич дал поручение Правительству подготовить конкретный План деятельности центральных органов исполнительной власти по углублению демократических реформ в республике на 2006 год. Проект соответствующего документа и стал первым в числе рассмотренных.

Как отметил Премьер-Министр Даниал Ахметов, представивший членам комиссии проект, процессы демократизации опираются, прежде всего, на реальные достижения в экономике. О том, что таковые налицо, свидетельствуют реальные цифры. К примеру, рост ВВП за четыре месяца нынешнего года превысил восемь процентов, а рост инвестиций в основной капитал прогнозируется на конец мая в объеме более тридцати процентов. Такую динамику Правительство надеется сохранить и в дальнейшем. А значит, в государстве есть все возможности для укрепления институтов гражданского общества, к примеру, тех же неправительственных организаций.

По словам Премьера, уже принято решение о значительном увеличении финансирования проектов НПО по линии государственного социального заказа. В республиканском бюджете на нынешний год на эти цели изначально было предусмотрено выделение 128 миллионов тенге. Но жизнь не стоит на месте: реализация некоторых программ, заявленных "третьим сектором", не терпит отлагательства, а потому принято решение о дополнительном финансировании, выраженном цифрой в двести миллионов. Речь идет о таких направлениях, как поддержка социально уязвимых слоев населения, молодежных инициатив, пропаганда здорового образа жизни, улучшение экологии, развитие языков народов Казахстана.

Особое место в Плане Правительства занимают вопросы нормотворчества. До конца нынешнего года предполагается разработка семи законопроектов, экспертиза пятнадцати действующих законов на предмет внесения в них необходимых изменений и дополнений. Один из приоритетов - усиление роли представительных органов власти. Это и расширение полномочий маслихатов по контролю за бюджетом с преобразованием ревизионных комиссий в постоянно действующий государственный орган, и возможности более широкого участия местных депутатов при решении экологических вопросов, в вопросах согласования тарифов для предприятий-монополистов, оказывающих услуги на территории региона.

До конца нынешнего года планируется внести изменения и дополнения в Конституционный закон о Парламенте и статусе его депутатов, а также в законодательство, касающееся комитетов и комиссий высшего законодательного органа. Еще один серьезный законопроект связан с урегулированием статуса, компетенции и организации деятельности Счетного комитета.

Разложив, что называется, "по полочкам" все аспекты правительственного Плана, Даниал Ахметов, видимо, надеялся достаточно быстро покинуть пределы трибуны. Но… не тут-то было: шквал вопросов задержал его на добрых двадцать минут. К чести Премьера, ответил он на них без запинки. Более того, своим спокойным голосом не оставил и тени сомнения: проблем с реализацией демократических инициатив, базирующихся на действующей Конституции РК, не будет. Это касалось и запросов председателя Демократической партии Казахстана "Ак жол" Алихана Байменова, и лидера партии "Адилет" Максута Нарикбаева, и депутата Мажилиса Парламента Дарьи Клебановой.

Иссякнувшие вопросы, как поначалу казалось, должны были привести к утверждению документа. Однако некоторые из членов Госкомиссии, взяв слово уже после того, как Премьер занял свое место за "круглым столом", принялись высказывать собственные суждения по поводу тех или иных проблем. Причем большинство из них к теме заседания Госкомиссии отношения не имели. Тут уж пришлось вмешаться председательствующему на заседании Нурсултану Назарбаеву: не надо, заметил Президент, выступать здесь с заявлениями, ради того, чтобы самовыразиться, давайте работать по повестке дня. И правильно: никто не говорит, что в дальнейшем не будут пересматриваться нормы Основного закона страны, касающиеся в том числе количества депутатов Парламента. Но прежде необходимо реализовать потенциал действующей Конституции, нормы которой, судя по задаваемым вопросам, знают далеко не все собравшиеся в Купольном зале музея.

Спасибо председателю Конституционного совета Игорю Рогову, который со спокойной рассудительностью зачитал конкретные выдержки из Основного закона страны. О выборности акимов: в главном документе республики четко закреплено, что право определения - назначать или выбирать - прерогатива Главы государства. О наделении маслихатов дополнительными правами - соответствующая норма имеется. О повышении роли Парламента… Тут, правда, выступающий несколько "разгорячился": откуда, мол, вообще берутся разговоры о недостаточных контролирующих функциях Парламента? Палаты участвуют в создании того же Счетного комитета, формируя две трети его состава. Осуществляют контроль за бюджетом. Любого члена Правительства могут пригласить к себе и заслушать вопросы, относящиеся к сфере компетенции правительственного чиновника. Более того, парламентарии могут поставить вопрос о его освобождении. Никто не говорит, что совершенствовать законодательство в этой сфере не надо: в том же правительственном Плане закреплены конкретные меры на сей счет.

Справедливые замечания относительно правительственного Плана высказала на заседании лидер партии "Руханият" Алтыншаш Джаганова, которая считает, что в документе упущен важный момент: для того чтобы население активно подключилось к демократическим преобразованиям, с гражданами нужно проводить разъяснительную работу. И впрямь: те же кенесы, как будущие органы местного самоуправления, пока для жителей глубинки - тайна большая, чем инопланетяне. О последних уж сколько передач и публикаций, а о новых демократических институтах - почти ничего!

Нурсултан Абишевич такую постановку вопроса поддержал. Впрочем, сразу же выразил несогласие с отдельными суждениями некоторых выступавших. Взять для примера тему коррупции: дескать, ее новый виток будет связан с тем же формированием институтов местного самоуправления.

Очень правильно вы говорите, что борьбу с коррупцией мы должны вести вместе - и государство, и общество, заметил Нурсултан Абишевич. Но дело не только в ужесточении наказаний, но и в повышении культуры общества: нет взяткодателей - нет и взяткополучателей. И здесь очень многое зависит от деятельности институтов гражданского общества, в том числе политических партий, которые в состоянии проводить соответствующую работу среди своих сторонников.

А вообще Казахстан в вопросах противодействия коррупции добился одних из самых лучших показателей в СНГ. Это касается и принятия специального закона, и введения в оборот этических норм госслужащих. Другое дело, что работу в направлении противодействия коррупционерам нужно усиливать. И здесь резервов множество.

Как отметил Нурсултан Абишевич, по его поручению специальный ящик для соответствующих заявлений был установлен прямо на воротах резиденции. Причем особо подчеркнул: не хотел бы видеть анонимок. Защиту всем, кто приводит факты коррупции, гарантирует. Тем более что с письмами намерен знакомиться лично.

Вот так бы в реальности поступать и другим нашим госорганам, призванным вести борьбу с коррупционными правонарушениями!

…Если говорить о судьбе правительственного Плана по углублению демократических реформ в республике на 2006 год, то он был одобрен. Премьер-Министру поручено с учетом высказанных пожеланий утвердить документ и начать работу по его реализации.

Еще один важный вопрос, обсужденный в ходе заседания, касался развития местного самоуправления. Поднимался он давно, но, пожалуй, абсолютно верно, что к реализации конкретных планов мы приступаем только сейчас. Один неточный шаг, и кто знает, какими последствиями бы обернулось политическое решение, не подкрепленное экономическими показателями. Негативных примеров превалирования политики над экономикой даже в соседних странах предостаточно: волнения среди населения, революции разной окраски, элементарная бедность… Мы опять же пошли своим путем. И он для страны, где в сельской местности проживает свыше сорока процентов населения, оказался верным.

Предваряя обсуждение, Глава государства особо отметил, что вопросы местного самоуправления - больная тема и для многих развитых государств. Уже сейчас в некоторых странах самоуправляющиеся органы просят, чтобы их функции взяло на себя центральное правительство. В первую очередь, речь, конечно же, идет о финансировании. Но не только в этом дело…

Вот лишь некоторые выдержки из документа, подготовленного британскими экспертами, которые на протяжении нескольких месяцев работали в Казахстане и, что называется, из самых "дальних далей" и посредством общения с рядовыми гражданами сегодняшнего Казахстана пришли к очень интересным выводам относительно перспектив будущего развития нашей страны.

Нурсултан Абишевич, процитировавший некоторые положения доклада независимых экспертов, сразу оговорился, что не со всеми суждениями согласен. Но с удовольствием ознакомился с непредвзятым взглядом на Казахстан "со стороны".

Итак, сами выдержки.

…Сомнительно, выиграл ли бы Казахстан в отсутствие сильного центрального руководства в течение первых лет своего существования как независимого государства. Существующая система местной власти страны - отражение этой реальности. В ней не произошло тех волнений, которые наблюдались в других государствах, в том числе и в Средней Азии.

…Требования перемен исходят для Казахстана, прежде всего, извне страны. Чаще всего от международных организаций по защите прав человека, а также зарубежных неправительственных структур. Эти "замечания" подхватываются в стране такими же группами.

Но неужели "заграница" в лице всевозможных экспертов может категорично давать рекомендации: что нужно Казахстану, а что нет?..

Еще несколько выдержек из документа:

…Сегодня Казахстану необходимо адаптировать существующую систему, постепенно расширяя роль и применение принципов общественной подотчетности, а не создавать полностью новую систему местного самоуправления.

…Одна из поразительных особенностей существующей системы в Казахстане заключается в том, что она показала достаточную гибкость, чтобы допустить все увеличивающееся участие частных компаний и организаций в предоставлении общественных услуг.

…Мы считаем, сообразуясь с проведенными исследованиями, что Казахстану лучше продвигаться вперед малыми шагами, а не осуществлять радикальные нововведения, потому что если направление, в котором вы двигаетесь, окажется неверным, малые перемены, в отличие от крупных, дают возможность вернуться назад, что делают многие страны с развитой демократией.

Министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов и содокладчик по вопросу о введении местного самоуправления - исполняющий обязанности председателя партии "Отан" Бакытжан Жумагулов достаточно подробно разъяснили основные положения законопроекта о введении местного самоуправления, в который в ходе обсуждения в рабочей группе было внесено более 150 предложений, согласованных затем с Правительством. Но… вопросы остаются. Они касаются и четкого разграничения полномочий между государственным и "самостоятельным" управлением, и функциями соответствующих институтов, и даже … с их названиями. Более того, в ходе заседания были высказаны определенные опасения: а не приведет ли "напор" в отношении появления институтов местного сообщества к возникновению расслоения населения по родоплеменной принадлежности, к определенному влиянию на МСУ со стороны "партийных боссов"? И вообще: готово ли население к тому, чтобы уже завтра или послезавтра заниматься судьбой пусть даже сотен сограждан самостоятельно? Нужно ли собирать подписи для образования кенеса или же достаточно решения схода?

Согласитесь, вопросы не праздные. И, наверное, нельзя не согласиться с решением Госкомиссии, которое звучит так: законопроект, одобренный с учетом высказанных замечаний, должен быть доработан в Парламенте. Но без лишних проволочек. Правительству же Президент дал задание в срочном порядке приступить к разработке программы поддержки развития местного самоуправления на ближайшие годы.

По вопросам выборности акимов на заседании выступил с информацией председатель Центризбиркома Оналсын Жумабеков, который рассказал и об опыте проведения в 2001 году экспериментальных выборов в 21 административно-территориальной единице, и о практике выборов в 2005 году акимов в четырех районах. Итоги нормальные, заметил он, и нужно продолжать данную практику, направленную на развитие демократических процессов.

А продолжение будет. Как отметил Глава государства, в соответствии с проектом соответствующего указа, который, если члены Госкомиссии не будут против, Нурсултан Абишевич подпишет уже сегодня (возражений не последовало - С.Н.), в октябре нынешнего года избирательные кампании пройдут в 49 районах и четырех городах. Акимы будут выбираться сроком на четыре года на альтернативной основе посредством выборщиков - системы, которая уже доказала свою эффективность.

Еще один вопрос, который вошел в повестку дня, связан с принятием Концепции развития гражданского общества. Стоит сразу заметить, что в ходе обсуждения соответствующего проекта вопросов на заседаниях рабочей группы, возглавляемой лидером партии "Асар" Даригой Назарбаевой, возникало немало. Более того, казалось, что из-за возникавших то и дело трений к консенсусу вообще прийти не удастся. Но опять же сыграл в "плюс" принцип ответственности и "отбрасывания амбиций".

Базовый проект этого документа, как объяснил в ходе заседания министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, был подготовлен еще в прошлом году членами Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК. Более того, после публикации документа в СМИ состоялось его всенародное обсуждение, а также рассмотрение участниками второго Гражданского форума. Финалом же стала "обкатка" концептуальной программы в стенах профильных министерств, которая не совсем пришлась по душе членам Госкомиссии.

Поспорили. Подискутировали. Создали совместную экспертную группу. И вот итог: документ, что называется, принят "на ура". Его главная особенность, как подчеркнул Ермухамет Ертысбаев, состоит в том, что в нем красной нитью проходит мысль: гражданское общество достигает высокого уровня развития только в условиях демократической политической системы, где отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения.

В свою очередь Дарига Назарбаева добавила, что пока их группой завершен только первый этап работы - теперь предстоит заняться детальной проработкой Плана мероприятий, которые будут направлены на то, чтобы реализовать положения данной концепции.

Как обычно, обстоятельно выступил наш именитый соотечественник Олжас Сулейменов. Недавний юбиляр заметил, что в течение последнего месяца ему удалось побывать во многих регионах Казахстана и накопить большой материал для своего будущего творения - о новом "мышлизме" населения Казахстана, который уже проделал большой путь от обретения независимости к новым высотам.

Кстати, тут же с доброй улыбкой произнес Нурсултан Назарбаев, было бы здорово, если бы это произведение тут же легло на стол в том числе и членам Госкомиссии. Что ж, так, скорей всего, и будет. Во всяком случае, Олжас Сулейменов, отметив высокое качество подготовки проекта концепции о гражданском обществе, особо подчеркнул, что, как человек, долгое время работающий за рубежом, особо гордится отношением к нашей стране на Западе и будет делать все, чтобы еще выше поднять роль Казахстана и его Президента. Наш Президент, отметил он, стал председателем Совета глав государств СНГ, и сразу вслед за этим Грузия, которая вроде как намеревалась оставить ряды Содружества, приняла решение остаться в составе организации. Чем не пример? Или еще: именно Нурсултан Назарбаев примет участие в саммите лидеров стран "большой восьмерки"!

О высоком предназначении Казахстана говорил в своем выступлении и другой популярный в стране деятель - генеральный директор Национальной библиотеки РК Мурат Ауэзов, предложивший дополнить проект концепции, касающейся развития гражданского общества, высокими, но вовсе не лишними словами об истории Казахстана, о самоотверженности и доброте людей Великой Степи. Высокая поэтичность - дар наших глубокоуважаемых соотечественников. Но в их выступлениях и намека не было на стремление подчеркнуть свое особое "поэтическое дарование". И, дай Бог, чтобы в нашем обществе было побольше таких людей, которые горят не тягой к возвеличиванию собственного имени, а стремлением сделать жизнь людей лучше.

…Высокую оценку проект концепции развития гражданского общества получил заслуженно. Впрочем, его, как решили члены Госкомиссии, тоже надо будет немного подработать. А затем он ляжет для подписи на стол Главе государства.

Подводя итоги заседания, Нурсултан Назарбаев поблагодарил всех участников мероприятия, а также членов рабочих групп за активную и, самое главное, эффективную работу, которая выразилась в первых практических результатах деятельности Государственной комиссии.

Нами, отметил Президент, одобрен План действий Правительства по углублению демократических реформ на 2006 год. В него вошли законодательные инициативы, которые, во-первых, представляют большую общественно-политическую значимость, во-вторых, могут быть реализованы достаточно быстро. Это говорит о том, что мы от слов переходим к делу.

Особое внимание Президент обратил на то, что впервые в нашей истории центральная исполнительная власть поставила на планомерную практическую основу законопроектную и нормативно-правовую работу по политическому реформированию. Уже в ближайшее время политическая система Казахстана испытает серьезные новации, связанные с повышением роли и полномочий представительной ветви власти. Это касается как деятельности Парламента, так и работы маслихатов. В связи с чем Глава государства призвал Правительство внимательно отнестись к каждому законопроекту, включенному в План работы. Следует довести до логического завершения весь массив законотворческих работ. Мелочей здесь не должно быть. Это большая и ответственная работа. Законы должны быть тщательно рассмотрены через призму устойчивости нашего государства, главная ценность которого - стабильность и благосостояние народа.

Нурсултан Абишевич подчеркнул, что обсужденный План Правительства не предусматривает конституционных изменений, то есть может быть реализован на базе действующего Основного закона.

Повышению эффективности и прозрачности управления на местах будет способствовать введение выборности акимов на значительной части территории Казахстана. И здесь очень важно все внимательно изучить и взвесить. Интересы Казахстана, интересы нашего народа - главное, чем мы должны руководствоваться в своей работе.

Считаю, отметил Президент, что мы провели достаточную подготовительную работу. В августе 2005 года в четырех районах страны состоялись экспериментальные выборы акимов, которые избирались депутатами маслихатов. В целом, наработан положительный опыт. И нам следует идти по этому проверенному пути. Почему мы остановились именно на этой схеме - избрании районных акимов маслихатами?

Прежде всего, на местах нужно усилить систему сдержек и противовесов. Мы будем повышать полномочия маслихатов, в том числе их контрольные функции в отношении глав исполнительной власти. С другой стороны, практика показывает, что прямые выборы глав исполнительной власти регионов - не панацея от всех бед. Давайте вспомним, предложил Нурсултан Абишевич, российский опыт, где данная система выявила много проблем. Известны примеры, когда в российских регионах в аэропорту строили два VIP-прохода: один для губернатора, другой для мэра. Было два независимых друг от друга хозяина в регионе. Ни к чему хорошему это не привело, и в России от прямых выборов в итоге отказались.

Для нормального функционирования института прямых выборов на этом уровне должны созреть условия, включая высокую политическую культуру, зрелость общества. Поэтому в вопросе выборности акимов нам нужно придерживаться взвешенной позиции. Мы ни в коем случае не должны терять управляемость на местах, куда постепенно переходит центр тяжести наших реформ. Многое в реализации государственной политики зависит от эффективности управления на данном уровне.

Таким образом, предлагаемая форма выборов акимов, подчеркнул Нурсултан Назарбаев, представляется наиболее оптимальной и в то же время прогрессивной. Как гласит известная мудрость, "прогресс - это не вопрос скорости, а вопрос направления". Правильный курс мы взяли, и давайте по нему будем идти.

В нынешнем году будут избраны тридцать процентов районных акимов и акимов городов, и в случае успеха в следующем году выборы будут продвигаться дальше. Это даст мощный импульс и динамизм общественно-политическим процессам в Казахстане, увеличит общественную активность и инициативу.

Одобрив сегодня концепцию законопроекта о местном самоуправлении, мы также, подчеркнул Президент, сделали важный шаг в направлении демократизации страны. Не случайно говорят, что местное самоуправление - это реальная демократия, демократия в действии.

В процессе обсуждения данного законопроекта было много споров. Есть жесткие сторонники одной модели, есть приверженцы противоположной точки зрения. Считаю, сказал Нурсултан Абишевич, что при выборе модели местного самоуправления в Казахстане нужно прийти к компромиссному варианту, адекватному условиям нашей страны. Основа в предложенном документе есть, надо его доработать. Давайте помнить, что в мире процесс развития местного самоуправления отличается многообразием форм, а в ряде случаев наблюдаются разнонаправленные тенденции. Да, есть Европейская Хартия местного самоуправления. Но нет единой и универсальной модели. Скорее, есть некие промежуточные формы, которые постоянно меняются.

В Великобритании, где наиболее последовательно отстаивалась самостоятельность местного управления, к 1974 году местные органы власти потеряли большую часть своих автономных полномочий и доходов и на семьдесят процентов были зависимы от вливаний центрального правительства.

Системы организации местной власти разных стран переживают в настоящее время период широкомасштабной реформы, начавшейся в 70-80-е годы. Дело в том, что малая численность и размеры местных единиц, их территориальная обособленность и функциональная замкнутость находятся в противоречии с современными требованиями глобального мира, не способствуют эффективному экономическому развитию территорий и тормозят экономический прогресс в общегосударственном масштабе. Главное препятствие - множественность числа местных единиц при малочисленности их населения. Поэтому во многих европейских странах (например, Дания, Бельгия) наблюдаются обратные тенденции централизации и укрупнения, когда муниципалитеты пытаются вернуть часть своих полномочий и ответственность на верхний уровень управления. Это тоже поучительный пример.

Практически везде остаются актуальными вопросы финансирования органов самоуправления. Это зачастую связано с необходимостью поддержки слаборазвивающихся регионов, устранением диспропорции в их социально-экономическом развитии. В целом, отметил Глава государства, это нормальная практика некоторых европейских стран, когда регионы остаются зависимыми от трансфертов из центра, а центральная власть строго регламентирует их финансовую политику. Поэтому нужно отходить от неких стереотипов, не следует пытаться искусственно перенести полностью готовые схемы. Современные принципы и формы местного самоуправления - результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов государственных институтов и местных сообществ. Причем в каждой стране они формировались с учетом местной специфики.

Но в целом, подчеркнул Президент, мы должны учитывать, что преобладающей тенденцией является укрепление роли местного самоуправления, рост ответственности местных органов перед обществом, расширение спектра их услуг.

Все указанные моменты нужно учитывать при введении местного самоуправления в Казахстане. Ясно, что потребуется экспериментальный период - два-три года. Предлагаю, отметил Глава государства, в соответствии с законом провести экспериментальные выборы кенесов, то есть советов. При этом сконцентрироваться на четырех главных вопросах: функции и полномочия органов местного самоуправления, источники финансирования, внутренняя структура, защитные механизмы в обеспечении эффективности местного самоуправления.

Еще один рассмотренный вопрос, подчеркнул в своем обобщающем выступлении Глава государства, касается развития институтов гражданского общества. В целом представленный документ одобрен. Концепция должна стать базой для разработки Правительством соответствующей Государственной программы.

Общая тенденция в мире такова, что неправительственный сектор обретает все большую значимость в общественной жизни, становится залогом необратимости демократического вектора развития. В этом плане мы должны учитывать мировую практику развития гражданского общества. Разветвленная сеть гражданских институтов становится гарантом соблюдения общественных интересов.

Гражданское общество, заметил Нурсултан Абишевич, это, если хотите, "гражданская оборона" против коррупции и бюрократии. Поэтому государство должно быть заинтересовано в поддержке НПО и других общественных институтов. Но должны быть определены четкие правовые основы их функционирования: как они создаются, как регистрируются, как работают, особенно для иностранных неправительственных организаций. Казахстан - открытое общество, никому ничего не запрещаем, и в ответ просим, чтобы все работали в рамках Конституции Казахстана и наших законов. Это нормальное требование любого демократического государства. Если законов не хватает, нужно их разработать. НПО должны работать в рамках законодательства. Это необходимость и условие спокойствия в нашем государстве и дальнейшего его развития.

Нужно, чтобы "третий сектор" не зависел от зарубежных "спонсоров". Поначалу у нас НПО фактически вступили в клиентельные отношения с разного рода международными фондами, и мы не всегда могли поручиться, что получаемые ими ресурсы действительно направлялись на пользу нашим национальным интересам, отметил Президент и добавил: в этой связи надо ясно и четко сказать, что любая деятельность, нарушающая наши законы, будет пресекаться. Государство не может искусственно взрастить институты гражданского общества, а может лишь создать благоприятные условия для их развития. Поэтому наша задача - создать условия для реального партнерства государства и НПО. В соответствии с этим Глава государства поставил перед Правительством и акимами задачу активизировать взаимовыгодную работу с НПО, другими институтами гражданского общества на основе рассмотренной Концепции.

Большое внимание Нурсултан Назарбаев уделил и последовательности действий. Прежде всего, отметил он, принятые сегодня решения - это начальный этап реализации Общенациональной программы демократических преобразований в стране, которые были озвучены в Послании. Впереди - большая работа. Уже в этом году мы приступим к обсуждению предложений, связанных с дальнейшим развитием политической системы общества, может быть, касающихся и Конституции.

Мы должны, подчеркнул Нурсултан Назарбаев, очень ответственно отнестись к этой работе и не принимать поспешных, недостаточно обдуманных решений, максимально использовать потенциал нашей Конституции. Если логика реформ требует изменений в Основной закон, нужно идти на это. Сомнений здесь быть не должно.

Соответствующая рабочая группа Госкомиссии к концу года должна подготовить предложения по данному вопросу, которые мы все вместе детально обсудим.

Политические реформы - требование времени. Это наша стратегическая линия. И мы будем двигаться вперед - но взвешенно.

Международные эксперты, профессора Оксфорда и Кембриджа, имеющие большой опыт работы в разных странах, провели исследование нашей политической системы и пришли к выводу, что у нас назрела необходимость спокойного, взвешенного поиска оптимального политического и экономического устройства Казахстана на перспективу. Суть рекомендации экспертов заключается в том, что Казахстан, несмотря ни на какое давление, непростые исходные позиции и геополитическое окружение, должен пройти свой эволюционный путь и выстроить свои общественные, политические и экономические институты, еще раз подчеркнул Президент, говоря о проведенном в Казахстане независимом исследовании.

Членам Госкомиссии и ее рабочим группам предстоит ударно поработать в этом году, задать такой темп и такой вектор реформ, чтобы всем внутри страны и за рубежом стало ясно - демократизация в Казахстане имеет необратимый характер. Казахстан должен вновь подтвердить свои лидерские качества, но уже в сфере демократических реформ.

Откровенно говоря, верится: у нас получится!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-министр поручил доработать проект Концепции перехода РК к устойчивому развитию 30.06.2006
Программа партии - в действии 30.06.2006
Правительственный вариант законопроекта "О СМИ" 30.06.2006
Сенат принял Закон, обеспечивающий деятельность холдингов "Казына" и "Самрук" 30.06.2006
Подведены итоги использования МФ РК и Минтруда 30.06.2006
Трест, который лопнет 30.06.2006
Аким Караганды готов развестись с женой 30.06.2006
На украинском троне теперь Саакашвили в юбке 30.06.2006
Коалиция на грани распада 30.06.2006
В Астане пройдет внеочередной съезд партии "Отан" 29.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz