Хаслан КУСАИНОВ, доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 8 июня
В Послании Главы государства народу Казахстана "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" поставлена приоритетная задача разработки новой, современной идеологии территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать локомотивами экономической модернизации страны в целом, а также формирования эффективной экономической специализации регионов. Надо ли говорить, насколько назрела эта проблема? Необходимо. Поскольку с плановых времен годами, десятилетиями сохраняются диспропорции по основным макропоказателям экономического и, как следствие, социального развития регионов. При этом по некоторым важным макропоказателям разрывы между регионами не только не уменьшаются, но и растут.
Все это является следствием традиционно сложившейся тенденции: экономически более развитым регионам соответствуют и более высокие уровни социального развития и наоборот.
Безусловно, необходимо отдавать отчет в том, что в основе дифференциации уровней экономического развития лежат и объективные факторы, связанные с различиями в природно-климатических условиях и ресурсных потенциалах. К примеру, кто мог 10-15 лет назад сказать, что такие традиционно "арьергардные" области, как Атырауская, Мангистауская, Кызылординская, сегодня благодаря нефтегазовой составляющей регионального потенциала выбьются в лидеры по уровню заработной платы, инвестициям и ряду других показателей.
Назавтра картина может поменяться в иную сторону. Но внутренние проблемы во многих регионах как были, так и остаются: гипертрофированное состояние производства, высокий уровень безработицы, низкое качество здравоохранения. А уж в сельской местности эти проблемы стали хроническими.
По большому счету показатели дифференциации уровней развития регионов являются всего лишь статистическими сравнительными индикаторами, в какой-то мере носящими условный характер. Вместе с тем при всей условности они подчеркивает проблему, заключающуюся в том, что до сегодняшнего дня в Казахстане не создано достаточных предпосылок для выравнивания социально-экономического развития регионов. Ведь помимо объективных факторов имеют место и субъективные, связанные главным образом с неадекватностью системы управления по вертикали, несовершенством механизмов межбюджетных отношений, узостью методов и отсутствием эффективных инструментов проведения полноценной внутриэкономической политики на местах.
Сегодня быть макроэкономистом проще, чем ломать голову над проблемами, скажем, депрессивных районов. Более того, приходится слышать от некоторых управленцев высказывания о том, что нет необходимости заниматься устранением региональных диспропорций, поскольку они со временем сами по себе разрешатся в результате проводимой государственной региональной политики.
Подобная позиция не может не удивлять, в особенности если обратиться к опыту России, которая также все эти годы "варится" в котле региональных социально-экономических проблем. Там предпринимаются конкретные меры, действует федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов", в рамках которой разработана методика межрегионального распределения средств и которая, по замыслу российского правительства, должна позволить уменьшить к 2015 году разрыв по основным показателям вдвое.
Можно обратиться и к мировому опыту. Аналитический обзор межстрановых сравнительных показателей выявляет тенденцию выравнивания уровней их социально-экономического развития. Максимальный разрыв по показателю ВВП на душу населения между самыми бедными странами и средним уровнем Европейского союза в 2004 году не превышал 4 раз, сегодня он еще меньше. Во многом этот результат связан с направленной политикой ЕС по сокращению неравенства в развитии стран.
Нельзя сказать, что в Казахстане не предпринимаются какие-либо меры по региональному вектору государственной политики. В регионах реализуются многочисленные программы, разрабатываемые в соответствии с государственными и отраслевыми программами. Вместе с тем необходимо отметить, что региональные программы, являясь отражением государственных программ в регионах, зачастую малоэффективны, поскольку не вполне ориентированы на внутренние проблемы. Опыт некоторых регионов показывает, что, к примеру, местные программы развития образования не увязаны с рынками образовательных услуг и труда и, как следствие, оторваны от программ экономического развития регионов.
На макроуровне в последние годы разрабатываются концепции региональной политики на тот или иной период. Сегодня, например, действует правительственная Концепция региональной политики на 2002-2006 годы. На мой взгляд, как для этого, так и для предыдущих документов имеют место недостатки, заключающиеся в том, что, с одной стороны, в них за основу предлагается брать сложившуюся типологию регионов по экономическому потенциалу, с другой - не предлагаются действенные и эффективные меры и механизмы, ориентированные на решение вышеозначенной проблемы. В результате мало что меняется в развитии регионов, вышеупомянутая тенденция дифференциации остается неизменной.
Можно с большой долей уверенности сказать, что сохранение подобного отношения к регионам не будет способствовать внесению перелома в сложившиеся пропорции их экономического и социального развития. Некоторые надежды сегодня возлагаются на реализуемые процессы децентрализации функций государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, но надо понимать, что они лишь создадут необходимые условия, которые надо будет еще использовать для выработки необходимых механизмов устранения региональных диспропорций. Но эти механизмы сами по себе не сформируются.
В этом отношении своевременна задача, поставленная Главой государства в Послании в части разработки Стратегии территориального развития Казахстана до 2015 года. И исключительно важно, чтобы этот документ не повторил пассивную судьбу предыдущих и действующих на сегодня концептуальных подходов (скорее - неподходов) к проблеме.
В конечном счете задача выравнивания диспропорций - стратегическая, возможно, выходящая за пределы 2015 года. И при этом она, скорее, должна играть роль оценки хода исполнения мероприятий по реализации стратегических замыслов, которые должны быть сбалансированы по целям, ресурсам и механизмам их достижения.
В рамках стратегии, на мой взгляд, должны найти свое место процессы децентрализации, совершенствования межбюджетных отношений, завершения построения системы местного государственного управления, принципы и начато формирование местного самоуправления. Также целесообразно совместить ее с осуществляемыми мерами административной реформы. Вне этих вопросов стратегия имеет шанс стать малоэффективным документом, несмотря на свою государственную важность.
Думается, что эффективная стратегия регионального развития может и должна строиться на трех принципах: выравнивание, направленное на поддержку минимального уровня жизнеобеспечения в отсталых регионах, активная политика, направленная на стимулирование экономического роста конкретных территорий, которые могут стать "точками роста" региональной экономики в целом, и, наконец, пространственная политика, которая обеспечивала бы миграционную мобильность и рациональное территориальное распределение рабочей силы.
В целях реализации принципа выравнивания, возможно, назрела целесообразность создания специального фонда регионального развития. Подобный фонд есть в России, в Великобритании Структурный фонд позволил в последние годы направить в наименее развитые регионы страны помощь ЕС в размере 1,5 миллиарда евро.
Наряду с этим представляется, что назрела необходимость создания государственного органа, деятельность которого полностью была бы связана с решением проблем регионов и реализацией долгосрочной стратегии территориального развития. Возможно, он и явится тем недостающим звеном, которое более плотно свяжет макро- и микроуправление в части наиболее полной реализации региональных блоков государственных и отраслевых программ. В России после долгих поисков выхода из подобной ситуации с осени 2004 года образовано министерство регионального развития. Возможно, и нам следует пойти по этому пути. |