NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 18:47 ast
16:47 msk

"Финразведку в Казахстане надо создавать как можно скорее"
М.Абилкаиров: Можно сказать, что появление финразведки ставит на поток раскрытие преступлений, связанных с теневым оборотом денежных средств. Ее главная задача – не арестовать "теневика" и не довести его дело до судебного разбирательства, а снабдить полицию, органы нацбезопасности информацией о подозрительных средствах в банках
12.06.2006 / политика и общество

Дмитрий Покидаев, "Известия-Казахстан", 9 июня

Создание в стране нового государственного органа – финансового мониторинга, или, как его еще называют, финансовой разведки – до сих пор вызывает жаркие дебаты. Противники нововведения чаще всего оперируют тем, что в стране и так существуют органы финансового контроля, наделенные контрольными и следственными полномочиями. Сторонники утверждают, что это должен быть особый, специализированный орган.

Свои соображения на этот счет высказал корреспонденту "Известий" Дмитрию Покидаеву судья Верховного суда Максут Абилкаиров. Он, кстати, недавно принимал участие в международной научно-практической конференции "Борьба с незаконным отмыванием денег", где в числе прочих проблем обсуждалась и необходимость создания финразведки:

- Максут Романбекович, начнем с вопроса, который ставится первым во всех дискуссиях вокруг создания финразведки: нужна ли она Казахстану? Притом, что в стране уже действуют налоговые и таможенные органы, Агентство по регулированию финансового рынка, МВД, КНБ, финполиция и прокуратура…

- Давайте начнем с того, что все перечисленные органы, может быть, за исключением финполиции и Агентства по регулированию финансового рынка, специализируются на оперативно-следственной деятельности. Финразведка же, которая в том или ином виде есть в 100 странах мира, - это аналитический орган. Ее сотрудники не производят аресты, не возбуждают уголовные дела. Они лишь проверяют потоки денежных средств в банках, выявляют подозрительные счета и направляют материалы своего анализа силовикам. При этом учтите, что основной целью этих проверок является выявление не просто теневых доходов, а средств, полученных в результате преступной деятельности, отнесенной к числу современных вызовов для всего человечества. Это – доходы от наркоторговли, от современной работорговли, от проституции, от торговли оружием. Конечной, главной целью этих органов является пресечение возможных источников финансирования терроризма. Можно сказать, что появление финразведки ставит на поток раскрытие преступлений, связанных с теневым оборотом денежных средств. Ее главная задача – не арестовать "теневика" и не довести его дело до судебного разбирательства, а снабдить полицию, органы нацбезопасности информацией о подозрительных средствах в банках.

- Главное опасение, которое высказывается в связи с этим, - что мы все попадем под "финансовый колпак"…

- Мы с вами уж точно под этот "колпак" не попадем. Вы часто совершаете операции с недвижимостью, превышающие 100 тысяч долларов? Часто оставляете в казино более 3 тысяч долларов? Часто осуществляете переводы денежных средств из банка в банк на уровне 30 тысяч долларов? Думаю, что, как и любой представитель среднего класса, вы о таких суммах можете только мечтать. А это, насколько я знаю, нижние пределы сделок, которые сейчас предлагает установить Генпрокуратура. При этом из практики других стран очевидно, что проверяться будут далеко не все такие сделки и операции: грубо говоря, из ста - пять или десять. Главное, чтобы под эти проверки попадали как раз те, кто занимается наркоторговлей, работорговлей, сутенерством, организацией притонов, торговлей оружием и финансированием терроризма.

- А как их вычислить?

- А вот для этого и нужен специализированный орган, который целенаправленно и регулярно будет заниматься сбором определенной информации по подобного рода сделкам, накапливать свой банк данных, обкатывать какие-то схемы работы с коммерческими банками, позволяющие вычислять "подозрительных" клиентов.

Вряд ли МВД или КНБ могут позволить себе такую роскошь, как проведение такой систематизированной и постоянной аналитической работы в этом направлении - у них на это не хватит ни времени, ни штатов.

- Вы упомянули налаживание взаимодействия с коммерческими банками. Но среди доводов противников появления финразведки в Казахстане имеется соображение о том, что банки на это не пойдут, поскольку обязаны блюсти тайну вкладов…

- На Западе, на который мы любим кивать, такое взаимодействие – норма. Потому что для их банков реноме, репутация – дороже денег. И они не идут на сомнительные сделки - они все активнее сотрудничают с органами финансовой разведки, потому что понимают: стабильность выгоднее сиюминутной выгоды. Для нас трудно, конечно, перебороть чисто психологически свой настрой. Я допускаю, что первое время это будет вызывать определенное сопротивление со стороны самих банков - такое вполне возможно. Но к этому нужно идти, это – норма цивилизованного общества: как только в игру вступают правоохранительные силы, им нужно оказывать содействие. Иначе о каком торжестве закона может идти речь?

- А не получится так, что после появления финансовой разведки теневые деньги уйдут в матрасы и кубышки?

- Хранить деньги в матрасе может обыватель - засунуть в него стодолларовую купюру и спать на ней спокойно. А когда речь идет о сотнях, о миллионах долларов, едва ли кто-нибудь додумается хранить их в подполе или матрасе. Я думаю, что появление финразведки подстегнет "теневиков" к легализации своих доходов, к вкладыванию их в реальную экономику. А то они их сейчас отмывают через приглашение поп-звезд …

- Так, может быть, и легализацию имущества стоит проводить после появления в стране финразведки? Ведь один из самых острых вопросов, который сейчас задают депутаты по поводу предстоящей имущественной амнистии, – кто и по каким критериям будет решать, можно ли хозяину той или иной недвижимости ее легализовывать? Или его имущество нажито таким путем, что ничего, кроме тюремной камеры, государство ему гарантировать не должно…

- Я убежден, что финразведка должна появиться в стране как можно скорее. Ведь теневые доходы угрожают не только национальной, но и экономической безопасности государства. Простой пример: государство, рассчитывая такой макроэкономический показатель, как инфляция, исходит из определенной суммы денег, находящейся в легальном обороте. "Теневой" оборот учесть невозможно. И вот после этих расчетов кто-то за счет отмывания вливает в оборот крупное количество наличности, что, по существу, приводит к девальвации денежных средств и росту потребительских цен. А мы потом ругаем на чем свет стоит правительство: дескать, инфляцию сдержать не может…

Однако, возвращаясь к вашему вопросу, я думаю, что правильнее будет все же сначала провести легализацию имущества, а потом уже вводить финразведку. Боюсь, что если вопросами легализации во время предстоящей "амнистии" займется специализированный орган вроде финразведки, то желающих выйти из тени поубавится, учитывая наш менталитет. Поймите: предстоящая легализация имущества – это шанс для бизнеса, который дает ему государство. При такой постановке вопроса на первый план должна выходить проблема дальнейшего использования этого имущества, что его легализация может дать стране. А вопрос, откуда оно взялось, должен стать попутным. И наоборот, после завершения легализации государство должно ужесточить контроль за теми, кто этим шансом не воспользовался.

- Придется ли Казахстану после появления органа финансового мониторинга вносить какие-либо изменения в законы в части ужесточения наказания за отмывание денег?

- Я думаю, что существенных изменений не потребуется. У нас есть достаточно жесткая и в то же время не попирающая права и свободы граждан статья 193 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание в виде лишения свободы и конфискации имущества за попытки легализовать денежные средства или иное имущество, приобретенное незаконным путем. Другая сторона проблемы – возможное вступление Казахстана в Международную организацию по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). У них есть порядка 40 рекомендаций, которым страна, вступившая в ФАТФ, должна следовать. Но это не жесткие правила, требующие непременного исполнения: при вступлении в ФАТФ мы можем оговорить, что те или иные рекомендации частично или полностью противоречат нашему внутреннему законодательству, поэтому мы, соответственно, будем придерживаться их частично либо вообще не берем на себя обязательств по их исполнению.

- Какие именно из рекомендаций ФАТФ, на ваш взгляд, изначально не подходят Казахстану?

- Ну, это уже аналитики будут решать, но я навскидку вижу два основных несоответствия нашим стандартам: досудебная конфискация имущества и принцип объективного вменения. То есть, согласно стандартам ФАТФ, при возбуждении дела по подозрению в отмывании денег сразу производится конфискация. Ну а если подозрения не оправдаются, как человеку потом восстанавливать доброе имя? Принцип же объективного вменения вообще противоречит основному принципу нашей судебной системы – презумпции невиновности. Задержали человека с 25 тысячами долларов, и он должен сам доказывать, откуда у него эти деньги - то ли от продажи цветов, то ли от продажи наркотиков. Наш исторический опыт протестует против такой постановки вопроса. Не человек должен доказывать свою невиновность, а следствие должно привести суду неоспоримые доказательства его вины. И то, что принцип объективного вменения взят на вооружение в некоторых странах Запада, не означает, что мы должны его слепо копировать.

- Максут Романбекович, закончить разговор хотелось бы тем же вопросом, с которого он и начался: насколько орган финансового мониторинга необходим Казахстану – с позиции количества уголовных дел, проходящих через суды республики, в которых фигурантами выступают люди, отмывающие средства, полученные от нарко- и работорговли, финансирующие терроризм. Ведь многие до сих пор убеждены в том, что террористической угрозы для Казахстана не существует, а все разговоры на этот счет – попытка "отвести глаза" от других насущных проблем…

- Вы говорите о конкретных примерах? Вот вам масштаб проблемы в цифрах: в 2003 году за преступления по статье 193 у нас были осуждены 14 человек, в 2005-м – уже 50. Количество осужденных за отмывание денег, полученных противоправным путем, составило двадцатую часть от общего количества осужденных за экономические преступления. А если хотите конкретный пример финансирования терроризма, то не так давно в Казахстане был осужден выходец из нашей республики, который получил задание организовывать на ее территории подготовку терактов в Узбекистане. Так вот, он получал средства, вырученные от наркоторговли, как установило следствие, через банки Алма-Аты и Семипалатинска. То есть если вы задаете вопрос о том, были ли прецеденты отмывания, вернее - передачи денег, предназначенных для финансирования терроризма через наши банки, то ответ – да. Материалы следствия об этом говорят однозначно. Теперь вспомните, сколько представителей террористических и экстремистских организаций за несколько последних лет было задержано спецслужбами на территории нашей страны. Они ведь тоже финансировались, и не в карманах же через несколько границ эти деньги везли. Так что, я полагаю, ответ на вопрос, создавать ли финразведку в Казахстане, очевиден.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-министр поручил доработать проект Концепции перехода РК к устойчивому развитию 30.06.2006
Программа партии - в действии 30.06.2006
Правительственный вариант законопроекта "О СМИ" 30.06.2006
Сенат принял Закон, обеспечивающий деятельность холдингов "Казына" и "Самрук" 30.06.2006
Подведены итоги использования МФ РК и Минтруда 30.06.2006
Трест, который лопнет 30.06.2006
Аким Караганды готов развестись с женой 30.06.2006
На украинском троне теперь Саакашвили в юбке 30.06.2006
Коалиция на грани распада 30.06.2006
В Астане пройдет внеочередной съезд партии "Отан" 29.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz