Уважаемый Урал Байгунсович!
Уважаемые депутаты!
Проект Закона Республики Казахстан "О государственной монополии" внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан постановлением Правительства от 14 апреля 2005 года № 349.
Согласно концепции законопроекта, под государственной монополией понимается сфера деятельности, в которой введение конкуренции нецелесообразно из соображений защиты конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения.
В соответствии с законопроектом к сфере государственной монополии отнесен вид деятельности по вывозу и (или) ввозу отдельных товаров, перечень которых утверждается Правительством. При этом посредством данной нормы Правительством предполагалось ввести государственную монополию на вывоз рения и осмия, включив их в указанный Перечень.
В ходе рассмотрения законопроекта в Мажилисе он был дополнен депутатами сферой государственной монополии - переработка рений-осмий содержащего сырья, в том числе техногенных минеральных образований, производства и реализации рения, осмия и производных из них.
При рассмотрении депутатских запросов Сухоруковой, Аяшева и Нехорошева, Правительством письмом от 1 ноября 2005 года выражена позиция относительно нецелесообразности введения государственной монополии на производство и переработку рений-осмий содержащего сырья. При этом акцентирована целесообразность введения государственной монополии на вывоз рения и осмия, посредством включения их в Перечень, то есть через механизм, ранее предложенный Правительством.
Несмотря на позицию Правительства по итогам пленарного заседания Мажилиса Парламента 2 ноября 2005 года, позиция по отнесению производства и переработки рений-осмий содержащего сырья к сфере государственной монополии была поддержана депутатами.
На стадии прохождения законопроекта в Сенате Парламента было принято противоположное мнению Мажилиса Парламента решение об отклонении законопроекта в целом в связи необходимостью дополнительного анализа законодательства по вопросам государственной монополии, пересмотра его концепции в свете Послания Главы государства, предусматривающего расширение конкурентной среды, а также возможными затруднениями по вступлению в ВТО.
С учетом сложившейся ситуации Правительство было вынуждено отозвать законопроект.
Между тем, 29 декабря 2005 года группой депутатов Мажилиса был инициирован проект Закона "О государственной монополии", идентичный ранее одобренному этой палатой законопроекту.
Правительством письмом от 4 февраля 2006 года направлено заключение о поддержании данного законопроекта в целом, поскольку он совпадал по идеологии и содержанию с правительственным вариантом. Следует отметить, что в отношении производства и переработки рений-осмий содержащего сырья вкладывалось понимание осуществления этой деятельности одним государственным предприятием.
Однако поступившие запросы депутатов Мажилиса Парламента Боброва, Доскалова и Нехорошева от 28 марта и 15 мая 2006 года относительно нецелесообразности введения государственной монополии на производство и переработку рений-осмий содержащего сырья, вызвали необходимость проведения Правительством дополнительного анализа.
Проведенный анализ показал, что производство и переработка рений-осмий содержащего сырья могут осуществлять помимо "Жезказганредмет" такие предприятия, как "Южполиметалл" и "Казахмыс". При этом введение государственной монополии потребует реприватизации существующих в данной отрасли предприятий и их производственных мощностей, что повлечет необходимость привлечения значительных средств из государственного бюджета.
В свою очередь, государственное регулирование производства и переработки рений-осмий содержащего сырья предполагается осуществлять посредством проекта Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", который в настоящее время одобрен Вами уважаемые депутаты и Сенатом Парламента. В случае превышения на рынке доли доминирования указанными предприятиями, они будут включены в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке. Во избежание злоупотребления таким субъектом рынка своим доминирующим положением уполномоченным органом будет осуществляться также и ценовое регулирование деятельности данных предприятий, при этом отказ предприятий в передаче своих переработанных товаров могут быть расценены как антиконкурентные действия и повлечь за собой санкции со стороны государства.
Таким образом, реализация рений-осмий содержащего сырья будет осуществляться государственным предприятием, определяемым Правительством и введение государственной монополии на вывоз рения и осмия позволит привлечь дополнительные инвестиции в производство и переработку рений-осмий содержащего сырья, появлению новых технологий и участников рынка.
В этой связи, Правительством письмами от 22 апреля и от 21 июня 2006 года направлены заключения, в которых выразило мнение относительно введения государственной монополии лишь на вывоз рения и осмия посредством включения их в Перечень.
В ходе прохождения законопроекта в Мажилисе в течении прошлого и текущего года по вопросу в производства и переработки рений-осмий содержащего сырья Правительством было дано пять заключений в строгом соответствии с депутатскими запросами (депутатов Мажилиса и Сената), которые были последовательны и не несли противоречивый характер. |