NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 14:58 ast
12:58 msk

Станет ли Джейхан Роттердамом?
Недавно состоялись торжества по поводу официального ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева…
21.07.2006 / политика и общество

Григорий ХОДИЛОВ, "Красная звезда", 21 июля

Недавно состоялись торжества по поводу официального ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева. В средиземноморском порту Джейхан собрались по этому случаю президенты всех трех государств – участников проекта - Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Ахмет Недждет Сезер. Администрация США, рьяно поддерживавшая БТД с самого зарождения идеи прокладки трубопровода, была представлена довольно скромно – одним из заместителей министра энергетики.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА строительства этого магистрального нефтепровода, предназначенного для транспортировки каспийской нефти в обход России, хорошо известны. Проект реализовывался в рамках энергичных усилий США обеспечить себе контроль за основными путями доставки углеводородного сырья на мировой рынок (и прежде всего для своей экономики). Американской администрации, надо отдать ей должное, удалось найти "ключик" ко всем участникам этого проекта. Азербайджан получил гарантированный экспорт больших объемов нефти, минуя перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Грузия - возможность пополнить свой пустой госбюджет платежами за транзит каспийской нефти и продемонстрировать лояльность Вашингтону. Турция, помимо финансовой выгоды, получила шанс повысить свой международный статус.

БТД рассматривается в Турции как важная часть энергетического коридора между Востоком и Западом. Турецкие газеты даже окрестили нефтепровод на Джейхан "Шелковым путем XXI века". Оптимизм турецких журналистов вполне объясним. Анкара, не располагающая собственными углеводородными ресурсами, обретает голос в международном энергетическом сообществе. Геополитическое место Турции, как заявил представитель турецкого МИД Митхат Ренде, становится стратегическим. Турецкая Республика, отметил он, становится важным транзитным центром по транспортировке нефти и газа. По словам дипломата, в современных условиях, характеризующихся нестабильностью и локальными войнами в регионе, Анкара вносит свой вклад в доставку углеводородного сырья на мировые рынки.

С нескрываемой радостью говорил на днях на эту тему президент Турецкой Республики Ахмет Недждет Сезер. "Турция, - заявил он, - располагается на пересечении транспортных путей региона и в центре глобальных интересов. Наша энергетическая стратегия ставит целью превращение Турции в транзитное государство для энергоресурсов региона, а Джейхан - в международный торговый нефтегазовый терминал".

Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган, выступая на церемонии открытия нефтепровода, указал, что к 2030 году потребности европейских стран в нефти и газе повысятся на 80 процентов. В этой связи, по его мнению, "Турция станет играть исключительную роль как на региональной, так и на мировой арене с точки зрения поставок энергоресурсов с Востока на Запад и с Севера на Юг".

Турция, принимавшая в Средние века непосредственное участие в европейских делах, вновь начинает влиять на события в Старом Свете. Правда, на этот раз речь идет не о военных баталиях, а об обеспечении энергетической безопасности тех стран, которые в наше время принято называть "золотым миллиардом" (из-за их высокого уровня жизни, достигаемого, заметим, за счет всех остальных стран планеты).

ПЛАНЫ Анкары, намеренной, видимо, конкурировать с Россией в сфере транспортировки каспийской и среднеазиатской нефти на Запад, весьма амбициозны. "Кроме БТД, важной составляющей турецкой энергетической стратегии является постройка нефтепровода Самсун - Джейхан, по которому, в частности, предполагается перекачивать российскую нефть", - заявил недавно турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган.

Турки при этом, надо признать, готовы сотрудничать с Россией. Тем более что у них уже есть опыт сотрудничества с Москвой в области транспортировки природного газа по трубопроводу, проложенному по дну Черного моря (проект "Голубой поток"). Крупный турецкий энергетический холдинг "Calik Group" совместно с итальянской нефтегазовой компанией "Эни" уже предложил России принять участие в реализации проекта строительства нефтепровода Самсун – Джейхан протяженностью 550 километров. Строительство нефтепровода, рассчитанного на перекачку 70 млн. тонн нефти в год (порядка 1,2 млн. баррелей нефти в сутки), предполагается начать в 2007 году и завершить в течение трех лет.

"Мы полностью открыты для участия в проекте России, - утверждает руководство итальянской "Эни". - Это хорошая возможность для любой российской компании развернуться на пространстве от Каспийского моря до Средиземного. Все проекты в этом регионе связаны между собой". Итальянцы указывают при этом, что реализация проекта позволит снизить транспортную нагрузку на исчерпавшие свою пропускную способность черноморские проливы.

По подсчетам турецкой стороны, ввод в эксплуатацию БТД уменьшит проход до 350 танкеров в год через черноморские проливы. Второй нефтепровод – из черноморского Самсуна на Джейхан – еще более разгрузит Босфор и Дарданеллы, судоходство по которым сегодня, бесспорно, весьма затруднено.

Надо, конечно, видеть, и то, что трубопровод Самсун – Джейхан составит конкуренцию намеченному рядом российских компаний к постройке трансбалканскому трубопроводу Бургас – Александруполис. Представляется, что ключевую роль в исходе этого соревнования сыграет чисто финансовый фактор. Как для российских нефтяных компаний, не участвующих в строительстве нефтепровода на Балканах, так и для Казахстана решающий аргумент - размер тарифа за прокачку "черного золота".

Так или иначе уже сегодня очевидно, что Анкара намерена превратить свой средиземноморский порт Джейхан в ведущий центр перевалки нефти на мировой рынок. Он действительно может стать при определенных обстоятельствах основным пунктом, откуда танкеры самого крупного водоизмещения будут доставлять каспийскую нефть в ведущие страны мира. По недавнему утверждению заместителя генерального директора департамента энергетики, воды и внешней среды МИД Турции Митхат Ренде, порт Джейхан со временем превзойдет крупнейший порт Западной Европы Роттердам, мощность которого составляет 134 млн. тонн нефти в год.

В этих условиях российским компаниям было бы неразумно, наверное, исключать для себя возможность сотрудничества с Турцией в нефтяной сфере. В конечном счете решающую роль в рыночной экономике должны играть все же финансовые расчеты (наряду с геополитическими соображениями), учет того, насколько турецкая сторона готова предложить выгодные условия для транспортировки российской нефти.

Возможно, лакмусовой бумажкой готовности Анкары к сотрудничеству с Москвой в нефтяной сфере может стать отношение турецкой стороны к предложению одной из российских компаний инвестировать 2,5 млрд. долларов в строительство в черноморской провинции Зонгулдак нефтеперерабатывающего завода (проектная мощность составляет 8–10 млн. тонн нефти в год), на котором можно было бы перерабатывать российскую и казахстанскую нефть. Речь, кроме того, идет о разрешении турецких властей арендовать россиянам сеть местных автозаправочных станций.

Удастся ли реализовать постройки российской компанией НПЗ в Турции, пока неясно, т.к. одна из турецких фирм ведет переговоры с итальянцами и индийцами о строительстве такого же завода, но в порту Джейхан. Кроме того, еще одна турецкая компания также рассматривает вопрос о строительстве НПЗ в том же Джейхане.

Возможно, этому российскому предложению с учетом развития отношений между Анкарой и Москвой повезет больше, чем вертолетному проекту. Компания "Камов" в течение нескольких лет прилагала усилия, чтобы выиграть тендер на поставку боевых вертолетов для турецкой армии. Казалось, что Анкара все же остановится на российском предложении закупить Ка-52 - двухместную модификацию вертолета "Черная акула". В случае выбора этого вертолета Россия была готова оказать помощь Турции в налаживании совместного производства вертолетов. Однако в прошлом месяце стало известно, что Турция все же решила допустить к участию в завершающем этапе конкурса только компании из ЮАР и Италии.

ВОЗРАСТАНИЮ роли Джейхана в энергетических проектах в этом регионе Евразии способствует и заинтересованность в нем таких государств, как Израиль и Индия. В поле внимания Тель-Авива уже несколько лет находится идея связать Средиземное и Красной моря в обход Суэцкого канала. Его реализация должна прорубить новое "окно" в Индийский океан для российской нефти, экспортируемой через порты Новороссийск и Туапсе, а также украинскую Одессу (туда нефть поступает по работающему в реверсном режиме нефтепроводу Броды – Одесса). Сама идея связать Красное море и Средиземноморье родилась еще в 1970-е годы, когда у Израиля были неплохие отношения с шахским Ираном. Правда, тогда нефть собирались экспортировать не в южном, а в северном направлении. Но в данном случае важна сама идея: поставлять нефть Азербайджана, Казахстана, России и Туркмении через израильскую территорию в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Индийские представители, кстати, не раз призывали страны Каспийского региона импортировать больше нефти за пределы Средиземноморья, используя маршрут, проходящий через Израиль. Так, в прошлом году министр нефтяной промышленности Индии Мани Шанкар Айяр заявил на конференции в Баку, что его встречи с израильтянами показали их готовность использовать трубопровод, ведущий от средиземноморского порта Ашкелон в Эйлат на Красном море, для прокачки каспийской нефти.

Уже в этом году аналогично высказался опять же в Баку израильский министр инфраструктуры Биньямин Бен-Элиэзер, заявивший, что Израиль заинтересован в транзите азербайджанской нефти из Джейхана по трубопроводу Ашкелон - Эйлат в Красное море, а оттуда в Индию и Китай. "Ашкелон - Эйлат - работающий трубопровод, и это самый дешевый и короткий путь из Средиземного моря до Красного", - отметил израильский министр.

ОДНАКО, несмотря на на все "громадье" планов, связанных с вводом в строй БТД, его будущее не так уж безоблачно. Главная проблема ближайших лет – его наполняемость. Известно, что к концу этого года БТД выйдет только на уровень 50-процентной мощности – ежедневно будет прокачиваться 500 тыс. баррелей нефти. На полную мощность (50 млн. тонн в год) трубопровод должен выйти в 2008 году. Максимальный же потенциал БТД весьма внушителен. По утверждению специалистов, в случае появления в Каспийском регионе дополнительных объемов "черного золота" его пропускную способность можно якобы увеличить почти вдвое.

Вопрос упирается в увеличение добычи на месторождении Азери – Чираг – Гюнешли на азербайджанском шельфе Каспия. В ближайшие же годы максимальный вклад Азербайджана в наполнение "трубы" не превысит 12 - 14 млн. тонн. В Баку заявляют, что через два года в Азербайджане будет добываться 60 - 65 млн. тонн нефти в год. Но независимые эксперты более осторожны в своих оценках и считают, что Азербайджан может рассчитывать на добычу к 2010 году всего 20 - 25 млн. тонн. Таким образом, иностранным компаниям, работающим в этой закавказской республике, пока трудно наполнить экспортную трубу. А без ее полной наполняемости рентабельность проекта будет незначительной.

Понятно, Вашингтон, главный лоббист БТД, преследовал прежде всего геополитические цели (ослабить влияние Москвы на мировом рынке нефти и придать внешней политике Баку прозападный вектор). Но западные компании и банки, вложившиеся в проект, в первую очередь заинтересованы в извлечении из него экономической выгоды.

Поэтому большие надежды связываются с казахстанской и даже туркменской нефтью. Казахстан после известных аналитикам колебаний взял на себя обязательства использовать БТД для экспорта нефти. Американские представители, считая себя, видимо, "старшим братом" стран Каспийского региона, в последние месяцы не раз публично заявляли о целесообразности транзита казахстанской нефти именно через турецкую территорию. Но, что примечательно, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, известный своей политической дальновидностью, на церемонию официального открытия в Джейхан не поехал.

На нынешнем этапе Казахстан будет передавать для прокачки по БТД всего 7,5 млн. тонн нефти, которую планируется перевозить по Каспию танкерами. Поставки намечено увеличить до 10 млн. тонн (с перспективой до 20 - 25 млн. тонн). И если США и Евросоюз сумеют договориться с Россией и Ираном по правовому статусу Каспия, то в 2008 - 2013 годах иностранные компании проложат по дну моря нефтепровод Актау - Баку.

Кроме того, для переброски нефти в БТД с казахстанского месторождения Кашаган, где только в 2008 году начнется добыча, еще предстоит создание необходимой инфраструктуры, что потребует привлечения не менее 3 млрд. долларов.

Немало инвестиций потребуется и для организации транспортировки туркменской нефти, на которую также надеются в Баку. Но Туркмения, видимо, сможет выделить для наполнения БТД не более 5 - 7 млн. Для туркменской нефти также предполагается построить подводный трубопровод Туркменбаши (бывший Красноводск) - Баку.

При учете экспортных возможностей Каспия следует принимать во внимание и то обстоятельство, что в ближайший период увеличится добыча нефти на российском Северном Каспии, где компанией "ЛУКОЙЛ" открыты крупные месторождения. По некоторым данным, добыча здесь в начале третьего десятилетия может превысить 20 млн. тонн и оставаться на этом уровне в течение последующих 10 лет.

Надо также учесть, что переориентация части экспортных потоков казахстанской нефти на Джейхан неизбежно отразится на рентабельности работы российских нефтяных терминалов в Новороссийске и Туапсе (сегодня загружены казахстанской нефтью соответственно на 60 и 40 процентов).

У БТД есть и вторая "ахиллесова пята". О ней осторожно обмолвился на торжественной церемонии в Джейхане генеральный директор компании "Бритиш петролеум", которая является оператором трубопроводного проекта, лорд Джон Браун. Он заявил, что впереди решение крайне важной задачи - обеспечение безопасности трубопровода. Маршрут по территории трех стран не так уж безопасен. Азербайджан находится в состоянии "холодной войны" с Арменией; в любой момент может оказаться в состоянии гражданской войны Грузия; в Турции проживают свыше 20 млн. курдов, среди которых распространены сепаратистские настроения.

Во всех трех странах немало просто криминальных групп, даже в наиболее спокойной Турции. В конце июня в турецких СМИ сообщалось о задержании трех человек, расхищавших нефть из трубопровода на Джейхан в провинции Кахраманмараш. Злоумышленники были задержаны жандармерией с поличным, когда пытались "по-чеченски" пробить отверстие в нефтепроводе.

Так что у Запада будет еще немало проблем с БТД. Но также очевидно, что ведущие мировые державы под предлогом обеспечения международной (читай - своей) энергетической безопасности используют весь арсенал своих экономических и политико-военных средств, чтобы труба на Джейхан наполнилась нефтью Каспия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства подписал Указ "О Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы" 31.07.2006
Сообщение 31.07.2006
В АИС РК прошло совещание по вопросам борьбы с коррупцией 31.07.2006
Мир потрясен "чудовищным актом" 31.07.2006
Оппозиция, которой нет 31.07.2006
Универсальное счастье Ющенко 31.07.2006
Кризис на Украине: Янукович обвинил Ющенко в шантаже 31.07.2006
Рабочий график Главы государства 28.07.2006
Коррупция – повод для увольнения 28.07.2006
Состоялось заседание правительства 28.07.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz