Сергей КОЗЛОВ, "Мегаполис", 24 июля
Произошедшие в конце минувшей недели столкновения между полицией и жителями алматинского предместья "Шанырак" беспрецедентны и крайне тревожны. Впервые вопреки всем заявлениям и самоуверенности наших чиновников разных уровней в Казахстане произошло событие, из ряда вон выходящее. Открытое противостояние жителей одного из беднейших районов богатейшего города страны с органами правопорядка. Обе стороны дошли до крайности в отстаивании своей правды, в результате чего пролилась кровь.
Правда жителей "Шанырака" заключается в том, что они годами строили свои дома на пустыре, как они утверждают, и никто из представителей власти на это не обращал внимания. Теперь же, когда городская земля стала очень дорогой и на нее якобы стали зариться наши нувориши, постройки через суд были объявлены незаконными и подлежащими сносу.
Власть придерживается иной версии: застройщиков неоднократно предупреждали о незаконности их действий, но они не обращали на это внимания и продолжали самозахват земли. И вот, когда ситуация совершенно вышла из-под контроля, когда у городской администрации стали срываться планы по благоустройству данного района, тогда последовало законное решение суда о сносе домов и пришлось с помощью полиции наводить в "Шаныраке" законный порядок.
Как уже неоднократно отмечали журналисты и правозащитники, одной правды в такой ситуации быть просто не может. Так же, как и одной на всех справедливости. Тем более пресловутой социальной. То, что земли занимались застройщиками незаконно, это – факт. Земли эти им не принадлежали. Но сразу же возникает вопрос: а где были те, кому они принадлежали? Почему местные и городские власти так озаботились наведением законного порядка именно сейчас, когда вырос целый поселок и встала проблема его легализации?
С одной стороны, людьми движет вечная правда так называемых социальных низов, которая никогда не будет понятна верхам. С другой, – есть как бы правда закона, который, как известно, должен быть одним для всех. Эту правду порою отстаивают с помощью дубинок, а то и более действенными мерами. Но здесь нужно отметить: когда "Шанырак" только начал застраиваться, у нас не было частной собственности на землю и вообще законы были иными, а нынешние обратной силы не имеют. Но можно также отметить и то, что стихия массовой, внеправовой застройки, как оказалось, нашей власти не совсем подвластна.
У популярной советской детской писательницы Евгении Яхниной есть замечательная повесть "Жак Отважный из Сент-Антуанского предместья", в которой эта вечная тема спора правды одних с правдой других дается через призму событий самой ужасной французской гражданской бойни конца XVIII века. Главный герой повести, юный Жак, никак не может понять: почему все вокруг так получается?
"Когда Жак уходил домой, то не переставал думать о том, что его взволновало на уроке. "Почему, – думал он, – еще в Афинах мудрый законодатель Солон сложил земельные и денежные долги с бедняков? А трибун Кай Гракх в Риме требовал, чтобы хлеб продавался по доступной для всех цене? Его брат Тиберий, тоже трибун, провел в жизнь закон, ограничивающий частную земельную собственность. А земли, которые после этого остались свободными, Тиберий предложил разделить между безземельными гражданами. Почему в таком случае королю Людовику XVI не додуматься до похожих законов? Ведь и он, поди, изучал историю Греции и Рима".
Король Франции историю наверняка изучал, плохо или хорошо, это уже неважно. Но это не способствовало тому, что он был готов понять другую правду и оставался всегда верен только своей, королевской. До последней своей минуты.
Так же, как и жители Сент-Антуанского предместья, зная только свою правду, ввергли в конце концов свою страну в кровавый хаос. "Друг народа", певец этого предместья Робеспьер, например, уверял в те времена, что для достижения "народного счастья" надобно немедленно уничтожить 500 человек, затем эта цифра возросла до 5 тысяч, затем – до 50 тысяч. В реальности же во французскую революцию было уничтожено 4 миллиона французов из 24-миллионного населения страны, т. е. каждый шестой житель. На гильотину отправляли 14-летних подростков. Устраивались массовые казни при большом стечении народа.
Такова "логика" всех бунтов и мятежей на земле. "Верхи не могут, низы не хотят", и довольно часто приходится выбирать в этой дилемме в пользу "пусть уж как могут". Потому что те, кто "не хотят", почти всегда ни на что не способны, кроме как низвергать, бороться с контрой, ставить гильотину и т. п.
Сейчас ситуация вокруг "Шанырака" и других подобных предместий более чем сложная. Противостояние там, по сути, продолжается. "Подтянулись" к этому конфликту и наши известные политиканы, использующие каждый повод для собственного пиара. Но никто пока не ведает, что же делать? И, скорее всего, методы здесь будут применены, так сказать, комплексные: с кем-то необходимо договариваться, а кого-то все-таки придется "подвинуть". Главное, чтобы у власти нашей нашлись терпение, способность говорить с людьми и последовательность. Чего ей далеко не всегда хватает. |