Наталья КОРЖОВА, министр финансов Казахстана, "Литер", 15 августа
Концептуальные подходы к оптимизации государственного вмешательства в экономические процессы детализируются в планах мероприятий по реформированию госаппарата, разработанных правительством. Как член рабочей группы по этому вопросу могу сказать, что все функции чиновников будут регламентироваться только законами – никаких инструкций, положений или иных правовых актов. Только закон. Это первое основополагающее условие.
После этого мы проведем анализ и посмотрим, какие функции в министерствах и ведомствах, в акиматах выполняет тот или иной чиновник и насколько эти функции соответствуют закону.
Третье, что мы сделаем в министерствах и ведомствах, а также на всех уровнях акимов – систему сбалансированных показателей. Проще говоря, чем занимается чиновник, в каком законе прописаны его функции и, самое главное, что на выходе. То есть эффективность его работы. Это то, что касается оптимизации структуры и функциональных обязанностей чиновников.
Теперь о том, что надо навести порядок в делах, касающихся собственности.
Вся собственность, которая есть в стране, все активы, деньги, имущество, акции, доли государства в акционерных обществах будут упорядочены.
Сейчас все, что находится в стратегических активах государства (национальные компании), уходит в госхолдинг по управлению госактивами "Самрук". Институты развития (БРК, государственные инвестиционный, инновационный фонды), то есть то, что призвано финансировать, а также заниматься диверсификацией экономики – развивать иные отрасли кроме сырьевых и, в первую очередь, определенные кластерным перечнем, уходят в Фонд устойчивого развития "Казына". С этим разобрались.
Остается сделать ревизию республиканской коммунальной собственности. У государства – правительства и акимов – должно остаться только то, что создано для выполнения конкретных государственных программ, или только то, что обслуживает. То есть, если я сижу в Министерстве финансов, это здание мне нужно, и оно может быть в республиканской собственности, поскольку иметь в собственности здание дешевле, чем его арендовать. Все остальное надо сократить. Либо приватизировать – отдать в частные руки, либо создать еще один институт – социальную предпринимательскую корпорацию (СПК).
Правительство теперь не занимается госкомпаниями и институтами развития. Точно также из-под власти акимов выводится вся коммунальная собственность и еще часть республиканской – то, что нам уже не нужно для выполнения функций. Вот на этих активах будут создаваться 5-6 СПК. Это будет тот бизнес, на который уже не будет влиять чиновничья власть, и предприниматели наконец вздохнут свободно.
Таким образом, бизнес бизнесом, институты развития институтами развития, а стратегические активы стратегическими активами, а все остальное – компактное правительство, регламентированный акимат с понятными ему и всем остальным реализационными функциями. |