NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 10:00 ast
08:00 msk

Очередное заседание Правительства РК
Д.Ахметов: Позитивные успехи не должны заслонять за собой проблему макроэкономической сбалансированности – проблему так называемого "перегрева" экономики, следствием которой является раскручивание инфляционных процессов. При этом в стране наблюдаются определенные признаки "перегрева" экономики
16.08.2006 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 15 августа

15 августа 2006 г. в 10:00 Премьер-Министр Д.Ахметов открыл очередное заседание Правительства, посвященное итогам социально-экономического развития и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан за первое полугодие 2006 г.

На данном заседании принял участие Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан А. Джаксыбеков и его заместители Е. Орынбаев и Б. Имашев.

По первому вопросу - итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за первое полугодие 2006 года со вступительным словом выступил Премьер-Министр Д.Ахметов. Он отметил, что итоги развития страны вселяют оптимизм.

Рост ВВП, по оперативным данным, составил 9,3%, что является, безусловно, высоким показателем, тем более что он превышает показатель прошлого года (справочно: по итогам полугодия 2005 года рост ВВП составлял 8,7%).

Как и прогнозировалось, заметно начинает повышать свой вклад в формирование ВВП промышленность – за семь месяцев текущего года темп роста здесь достиг 5,9%.

Характерно, что наращивание темпов промышленного производства произошло во втором квартале 2006 года, в котором рост составил 19,3% по отношению к первому кварталу. Во многом это произошло благодаря росту производства в горнодобывающей отрасли, где во втором квартале рост составил 26,8% к 1 кварталу. Темпы роста в обрабатывающей промышленности также заметно повысились, и по итогам второго квартала повысились на 20,5% по сравнению с 1 кварталом.

В результате за семь месяцев текущего года темп роста в обрабатывающей промышленности превысил темп роста в горнодобывающей отрасли и составил 7,1% в годовом выражении (в горной добыче 4,9%).

Стабильная ситуация в сельском хозяйстве – за семь месяцев текущего года прирост валового объема продукции здесь составил 4,2%, что несколько ниже показателя прошлого года, зафиксированного на уровне в 5%.

Серьезный вклад в рост ВВП продолжают оказывать отрасли строительства, транспорта и связи, где зафиксированы более высокие темпы роста по сравнению с итогами семи месяцев 2005 года. Так, прирост объема услуг связи составил 23,5%, прирост объема перевозок грузов всеми видами транспорта – 3,5%. В строительстве продолжается своеобразный бум роста отрасли, который по итогам шести месяцев 2006 года составил практически 40% (33,8% в аналогичном периоде прошлого года).

Премьер-Министр подчеркнул, что одним из основных факторов, влияющих на сохранение высоких темпов экономического роста, остается высокая инвестиционная активность предприятий. Так, в первом полугодии 2006 года темп роста инвестиций в основной капитал достиг 25,2%, что примерно на уровне прошлого года (справочно: 25,6%).

В целом Премьер-Министр отметил, что темпы экономического роста и реального сектора экономики уже дают возможность пересмотреть прогноз ВВП на текущий год с 8,3% до 9%. Вполне очевидно, что по итогам года будет и перевыполнен прогноз ВВП на душу населения в 4500 долл. США, а к 2008 году, как запланировано в Программе Правительства, Казахстан выйдет на планку в 5800 долл. США.

Таким образом, среднегодовой темп роста ВВП по итогам последних семи лет может составить 10,1%, что является достаточно высоким показателем, как в региональном, так и мировом масштабах.

Д. Ахметов привел для сравнения такие данные МВФ: за этот же период в целом среднегодовой рост ВВП в развитых странах не превысит 2,5%, а в развивающихся странах – 6,1%. С Казахстаном сравнимы только показатели Китая, где на протяжении семи лет средний темп роста экономики оценивается в 9,3%. В России данный показатель составит, как прогнозируется, 6,7%.

Однако, как подчеркнул Премьер-Министр, позитивные успехи не должны заслонять за собой проблему макроэкономической сбалансированности – проблему так называемого "перегрева" экономики, следствием которой является раскручивание инфляционных процессов. При этом в стране наблюдаются определенные признаки "перегрева" экономики.

Первый индикатор – многократное превышение номинальных темпов роста основных макроэкономических показателей над реальными. Например, только за первое полугодие 2006 года темп номинального роста ВВП достиг 31,4%, что примерно в 3,4 раза больше реального темпа роста ВВП, сложившегося на уровне 9,3%. Превышение номинального темпа роста ВВП над реальным фактически свидетельствует о доминировании ценового фактора общего экономического роста. То есть на каждый процент реального роста физических объемов произведенного валового внутреннего продукта приходится почти 3,5 процентных пункта роста его денежной оценки. Анализ соотношения номинальных и реальных темпов роста ВВП в динамике с 2002 года показывает, что 2002 году номинальный темп роста ВВП опережал реальный в 1,6-1,7 раза, а, начиная с 2003 года, и особенно в 2005 году и в настоящее время, указанное опережение составляет в среднем 2,5-3,5 раза.

Учитывая, что качество экономического роста кардинально не изменилось (то есть существенно не поменялись ни структура инвестиций, ни структура промышленности, ни структура экспорта), то такая картина, по словам Д. Ахметова, отражает то масштабное инфляционное давление, которое экономика испытывает в последние три-четыре года.

Второй индикатор - рост потребления Начиная с 1999 года к середине 2006 года реальное внутреннее конечное потребление основных секторов экономики (домохозяйств, государственного управления и секторов, обслуживающих домашние хозяйства) увеличилось практически в 2 раза. То есть уровень жизни данных секторов по сравнению с 1999 годом улучшился в 2 раза. Условно говоря, данные сектора стали потреблять больше реальных материальных благ в 2 раза.

Между тем учитывая, что с 1999 года номинальный потребительский спрос увеличился более чем в 3 раза, то фактически для данных секторов экономики стоимость сопоставимых потребляемых благ возросла примерно в 1,5 раза. Таким образом, наряду с ростом потребляемых благ произошел существенный рост цен на них.

Третий индикатор – масштабный рост потребления импорта Начиная с 1999 года, Казахстан практически в 2,5 раза увеличил физические объемы товаров и услуг, закупаемых за рубежом. При этом номинальные расходы, связанные с закупом импортной продукции и услуг за этот период выросли в 4,7 раза. Учитывая, что в расчет ВВП берутся сопоставимые товары и услуги, Премьер-Министр сделал вывод, что единица импортируемой продукции (товаров и услуг) с 1999 года стала дороже практически в 2 раза. Это – также один из источников формирования инфляционного давления на внутреннюю экономику.

Четвертый индикатор – рост экспортных цен Внешний спрос, по словам Д. Ахметова, безусловно, оказывает колоссальное влияние на рост ВВП. За последние шесть с половиной лет (1999-первое полугодие 2006 года) экспорт в целом вырос в 5,4 раза. При этом физический объем экспортируемых товаров и услуг возрос в 2,2 раза. Получается, что коэффициент опережения номинального роста над реальным составляет 2,5. Другими словами, цены на экспортируемые товары и услуги возросли за этот период в 2,5 раза.

При этом Премьер-Министр подчеркнул, что за последние три с половиной года экспорт рос практически только из-за роста экспортных цен. Ясно, что подобный рост доходов, главным образом за счет роста цен на минеральные ресурсы, служит основным источником роста инвестиций и импорта. Однако и капитальные активы, и импорт растут в цене не менее масштабными темпами.

Пятый индикатор – рост стоимости инвестиционных активов Премьер-Министр отметил позитивный факт роста валового накопления, которое в реальном выражении возросло более чем в 3,7 раза. То есть в 3,7 раза возросли физические объемы основных и оборотных средств, вкладываемых в различные сектора экономики, что "абсорбировало" определенную часть свободных денежных средств населения и предприятий.

Однако если говорить о денежной оценке валового накопления, то, как подчеркнул Д.Ахметов, с 1999 года оно выросло в 6,7 раза. Таким образом, был сделан вывод, что к середине 2006 года создание активов стало обходиться в 1,8 раза дороже.

Премьер-Министр отметил, что данный анализ ВВП по конечному использованию показывает четкую модель распределения доходов, получаемых за счет роста цен на экспортируемое сырье. Доходы от экспорта формируют платежеспособный и не достаточно удовлетворенный спрос на казахстанские активы, которые, в отсутствие относительного дефицита альтернативных инструментов вложения капитала, растут в цене достаточно высокими темпами. А ситуация, когда предложение не адекватно спросу - приводит к необоснованному увеличению рыночной стоимости активов, прежде всего, в капитальной, а затем в потребительской сферах. В таком случае, в капитальной сфере можно говорить о признаках "перегрева" экономики, а в потребительской сфере – о признаках инфляционного "навеса".

Таким образом, Премьер-Министр подошел к анализу шестого индикатора "перегрева" – рост стоимости жизни, или инфляция. С начала года по июль месяц, по оперативным данным, цены выросли на 5,1%, а в годовом выражении за семь месяцев – на 8,7%. То есть, несмотря на некоторое сезонное замедление темпов роста цен в июне и июле, рост ИПЦ в целом составляет значительную величину, превышающую темп роста в прошлом году (справочно: за семь месяцев 2005 года рост ИПЦ в годовом выражении составлял 8,2%). Более того, по итогам 2 квартала текущего года по сравнению с 1 кварталом цены выросли на 2,2%.

Самое главное, что подчеркнул Д.Ахметов, что в Республике Казахстан приходится констатировать высокий уровень базовой инфляции. В годовом выражении уровень инфляции, без учета роста цен на фрукты и овощи, а также бензин, дизельное топливо, уголь и услуги, регулируемые государством, за семь месяцев достиг 8,1% при общем уровне инфляции в 8,7%. (справочно: за семь месяцев 2005 года уровень базовой инфляции составлял 6,8% при общем уровне инфляции в 8,2%). Высокий уровень базовой инфляции свидетельствует о значительной монетарной составляющей инфляции, обусловленной ростом денежного предложения.

Итак, седьмой индикатор - стремительное расширение денежной массы и кредитный бум в экономике. С начала 2006 года по конец июня широкая денежная масса расширилась на 31%, при этом к соответствующему периоду 2005 года - на 47%. Основным источником формирования широкой денежной массы продолжают оставаться чистые внутренние активы, которые с начала года увеличились на 40% и внесли порядка 70% в рост денежного агрегата М3. Ключевой вклад в рост чистых внутренних активов вносят кредиты экономике, которые выросли за шесть месяцев на 20% и достигли 3 трлн.116 млн. тенге. В целом за первое полугодие сумма выданных кредитов составила 63% к полугодовому ВВП, что является максимально рекордным соотношением.

Конечно, как отметил Премьер-Министр, рост денежной массы за счет кредитования экономики - это очень позитивный фактор. Однако, при более внимательном анализе структуры кредитования экономики, заметна яркая тенденция потребительской направленности вложений банков второго уровня. По данным на конец июня 2006 года, доля кредитов, вложенных на приобретение основных средств, составила в среднем всего 11%. При этом характерно, что удельный вес вложений на пополнение оборотных средств, превысил 36%, а на потребительские цели граждан -15%, то есть в сумме достиг более 50%.

В целом Премьер-Министр обратил внимание на еще один характерный момент – это то, что темпы роста потребительского кредитования заметно превышают темпы роста вкладов населения. Например, за первые шесть месяцев 2006 года темп роста потребительских кредитов составил 47%, а размер вкладов населения в банках второго уровня с начала года вырос всего на 26%. А если сравнивать рост этих показателей с конца 2003 года – условно Д. Ахметов назвал их показателями склонности к потреблению и сбережениям, - то разрыв еще более значительный - рост потребительских кредитов - в 7,4 раза, а вкладов населения– в 2,2.

Восьмой индикатор – это активное вложение средств банков и населения в недвижимость. В отсутствие надежных инструментов вложения капитала достаточно солидную долю в структуре кредитования банков стали занимать кредиты, выданные гражданам на строительство и приобретение жилья. Их удельный вес, по данным на конец июня 2006 г., возрос до 10,8%, в то время как, например, на конец декабря 2003 г., составлял всего 3,8%. Учитывая, что доля нового строительства и реконструкции по итогам полугодия достигла 9,3% в общем объеме кредитования, Премьер-Министр отметил, что сегодня банки второго уровня примерно 20% от всей суммы кредитов, или около 630 млрд. тенге вкладывают в сектор недвижимости. Характерно, что по сравнению с началом 2004 года эта сумма увеличилась более чем в 4,5 раза.

Кредитная экспансия банков второго уровня, наблюдаемая в последние годы, опирается на мощный приток внешнего финансирования. По данным Агентства по регулированию и надзору за деятельностью финансового рынка и финансовых организаций, на 1 июля текущего года доля внешних обязательств в общей сумме обязательств банковского сектора, составляет 48%. Характерно, что за первые шесть месяцев 2006 года рост внешних обязательств банков составил 215 млрд. тенге. При этом прогноз привлечения средств банков от нерезидентов до апреля 2007 года уже превышает 1,5 трлн. тенге.

Премьер-Министр отметил, что борьба с "перегревом" экономики ни в коем случае не предполагает, что в Казахстане необходимо ограничивать показатели потребления, импорта, инвестиций, внешних заимствований частного сектора. Он подчеркнул, что Правительство ни в коем случае не пытается ограничивать позитивную динамику повышения уровня жизни населения, тем более что важнейшая задача, поставлена Президентом страны - довести уровень жизни до параметров наиболее 50 наиболее конкурентоспособных стран.

Все дело – в пропорциях, то есть оптимальных для внутренней экономики соотношениях тех или иных показателей. И, как подчеркнул Д. Ахметов, на заседании Правительства 25 апреля 2006 года, посвященном результатам развития экономики и социальной сферы за 1 квартал 2006 года, им как раз давались конкретные поручения уполномоченным государственным органам по расчетам пропорций тех или иных показателей монетарной сферы, реального и внешнеторгового сектора экономики, с тем, чтобы не допустить "перегрева" экономики и инфляционного давления. При этом данные поручения вытекали из соответствующих задач, поставленным перед финансово-экономическим блоком, Президентом страны.

Однако, как отметил Премьер-Министр, работа по регулированию и мониторингу инфляционных процессов ведется слабо. Специальная рабочая группа по данному вопросу по инициативе Министерства финансов была упразднена, и работа в данном направлении была переведена в рамки Совета по экономической политике, рабочим органом которого является Министерство экономики и бюджетного планирования. Тем не менее, конкретных результатов работы по мониторингу и регулированию инфляционных процессов не видно.

Как подчеркнул Д.Ахметов, внимательный анализ итогов выполнения протокола от 25 апреля показывает, что ни Национальный банк, ни Министерство экономики не может дать точный анализ структуры инфляции - имеет ли она монетарную природу или связана с проблемами низкой производительности, слабой конкурентной среды, высокими издержками.

Национальный банк констатирует, что оценить вклад монетарных и немонетарных факторов в формирование инфляции по отдельности не представляется возможным. По оценкам Министерства экономики, наоборот, рост инфляции на 85% можно объяснить ростом денежной массы с лагом в 3 квартала и уровнем инфляции в предыдущем квартале.

Премьер-Министр рекомендовал уйти Национальному банку и Министерству экономики и бюджетного планирования от абстрактных теоретических споров и выработать единую конструктивную позицию по вопросам антиинфляционного регулирования. Констатируя, что ни Национальный банк, ни Министерство экономики и бюджетного планирования до сих пор не представили расчетов, необходимых для корректного анализа, Д.Ахметов подчеркнул, что все меры в области антиинфляционного регулирования, предпринятые в текущем полугодии, фактически взяты из пакета рекомендаций Международного валютного фонда.

То, что было предложено Фондом, а именно – повышение ставки рефинансирования, расширение охвата резервных требований, ужесточение пруденциальных нормативов, в том числе по внешнему кредитованию и инвестиционной деятельности банков и пр. – все это и было претворено в жизнь. Других каких-либо системных и концептуальных мер, разработанных в рамках антиинфляционного регулирования, как отметил Глава кабинета Министров, предложено не было.

Между тем Д. Ахметов подчеркнул, что в настоящее время крайне важно переломить потребительскую и спекулятивную структуру кредитования экономики. Необходимо максимально поощрять капитальные инвестиции, которые в контексте антиинфляционного регулирования будут служить основным "абсорбентом" избыточной ликвидности. То есть то, что Правительство делает сегодня в отношении стимулирования рынка индивидуального жилищного строительства, когда стремимся вытянуть в оборот денежную массу, находящуюся на руках у населения, и превратить ее в долгосрочные инвестиции в жилье. Аналогичная позиция заключается в повышении эффективности бюджетных расходов – не простом их сокращении, а увеличении роста неинфляционных капитальных вложений в инфраструктуру, здравоохранение, образование и пр.

Критики Премьер-Министра удостоились и другие органы, ответственные за сбалансированное развитие экономики. По словам Д.Ахметова, ни Министерство сельского хозяйства, Министерство индустрии и торговли до сих пор не разработало ни один механизм по комплексному решению проблем на рынке плодоовощной продукции, ГСМ. Однако анализ структуры роста индекса потребительских цен за семь месяцев 2006 года, показывает, что только две группы товаров – сахар и пресловутые овощи и фрукты – привнесли 30% в общий рост цен.

Д.Ахметов посетовал, что до сих пор нет конкретных предложений по решению "структурных" проблем инфляции - стимулированию производительности труда, ресурсосбержению, повышению качества экономического роста. А именно эти вопросы постоянно находятся в центре внимания заседаний Правительства, посвященных анализу развития экономики.

Таким образом, Премьер-Министр был вынужден констатировать фактические невыполнение пунктов протокола заседания Правительства от 25 апреля 2006 года в части антиинфляционного регулирования. В этой связи Заместителю Премьер-Министра и министру экономики и бюджетного планирования К. Масимову и руководителю Канцелярии Премьер-Министра А.Тлеубердину было поручено сформировать Рабочую группу по анализу причин "перегрева" казахстанской экономики и выработки комплекса мер по его преодолению.

Министерству экономики и бюджетного планирования совместно с Национальным банком, Министерством финансов и Агентством по регулированию и надзору за деятельностью финансовых рынков и финансовых организаций было поручено усилить работу по регулированию и мониторингу инфляционных процессов с разработкой конкретных предложений: - по анализу монетарных и немонетарных факторов инфляции, с расчетом их соотношений, - по сбалансированной монетарной и фискальной политике и повышению эффективности их основных инструментов, - в области развития рынка ценных бумаг и выработке новых инструментов вложения капитала банков второго уровня, накопительных пенсионных фондов, физических и юридических лиц; - по механизмам регулирования внешнего долга частного, в том числе банковского, сектора, с расчетом его оптимальных критериев и пропорций. - Министерствам индустрии и торговли, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, внутренних дел, Акимам областей, городов Астаны и Алматы наладить работу по мониторингу инфляционных процессов и активизировать работу по созданию условий эффективного функционирования товарных рынков. Всю эту работу завершить до 15 сентября 2006 года.

По второму вопросу повестки дня Премьер-Министром было отмечено, что в целом итоги исполнения государственного бюджета за первое полугодие достаточно позитивные. Профицит бюджета составил 1,5% к ВВП. При этом доходы, без учета поступлений от сырьевого сектора, перечисленные в Национальный фонд, составили 23,9% к ВВП. Расходы Правительство держит на уровне 22,4% к ВВП (также без учета трансфертов в Нацфонд). Во втором квартале 2006 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 0,4% ВВП, чему способствовала более высокая активность администраторов в освоении бюджетных средств, чем в первом квартале. Вместе с тем, Премьер-Министром было озвучено, что хотя освоение средств республиканского бюджета и составило 96,6% от плана на полугодие, качественное исполнение бюджета как по доходной, так и по расходной части оставляет желать лучшего.

Так, Премьер-Министром было акцентировано внимание на том, что исполнение доходной части бюджета характеризуется значительными объемами переплаты по доходам в государственный бюджет, которая по состоянию на 1 июля 2006 года составила 644,4 млрд. тенге, и с 1 января 2006 года возросла на 101,4 млрд. тенге. В расходной части глубокий анализ освоения на уровне программ и подпрограмм показывает, что высокое освоение средств было достигнуто во многом благодаря внесению изменений в планы финансирования путем уменьшения сумм текущего месяца с увеличением сумм предстоящих месяцев.

Особенно Премьер-Министром была отмечена неудовлетворительная работа по освоению бюджетных средств по ряду бюджетных программ, администрируемым самим Министерством финансов. В частности, было указано, что по программе 112 "Создание электронного правительства" хотя кассовое исполнение за первое полугодие и составило 100%, то исполнение к годовому плану - только 0,9%. По программе 007 "Создание и развитие информационных систем органов Министерства финансов" кассовое исполнение составило также 100%, но исполнение к годовому плану - только 2,3%. Такая же ситуация была отмечена по программам 001 "Обеспечение исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета" и 026 "Строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры".

При этом Премьер-Министр указал на то, что Министерство финансов, как орган по исполнению бюджета, должно являться эталоном и показывать пример другим администраторам бюджетных программ, как необходимо осваивать бюджетные деньги. При увеличивающемся объеме республиканского бюджета, усилении ответственности администраторов бюджетных программ за результаты использования средств от Министерства финансов требуется не только контроль и определение мер ответственности за нарушения, а в большей степени выполнение методологической и координирующей роли, упрощение процедур исполнения бюджета.

Отдельно было озвучено об освоении бюджетных средств регионами. Освоение половины и более, из предусмотренных на год средств, сложилось только по Алматинской и Южно-Казахстанской областям и г. Алматы. Не в полном объеме осваиваются средства в разрезе функциональных групп, бюджетные кредиты. Продолжают иметь место факты нарушений в целевом и эффективном использовании бюджетных средств администраторами бюджетных программ.

В бюджете текущего года предусмотрены значительные суммы целевых трансфертов из республиканского бюджета для решения проблемных вопросов регионов в различных отраслях. Поэтому, Премьер-Министром было дано поручение министру финансов в случае их неосвоения, разработать механизм перераспределения трансфертов между регионами. Кроме того, было поручено усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на пополнение основных и оборотных средств, увеличение уставных капиталов.

В заключении Д. Ахметовым было поручено Министерству финансов усилить работу по качественному исполнению администрируемых им программам, совместно с администраторами бюджетных программ провести работу по выявлению причин бюрократизации и усложнения процедур исполнения бюджета и дать согласованные предложения по их качественному улучшению, провести анализ и представить предложения по улучшению администрирования в части недопущения образования необоснованной переплаты по доходам и снижения объемов недоимки; Кроме того, в целях продолжения работы по улучшению налогового администрирования и устранения условий для коррупционных правонарушений внести изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы, а также разработать и внести в текущем году в Парламент новую редакцию Закона "О государственных закупках".

Отдельно Премьер-Министр остановился на проблемах инновационного развития.

Правительство завершило разработку Плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы с учетом целей и задач, поставленных в Послании Президента народу Казахстана от 1 марта 2006 года.

Как отметил Д.Ахметов, необходимо форсировать работу в прорывных проектах индустриально-инновационного развития – космосе, био-, ядерных технологиях.

Большие надежды связаны с функционированием Национального центра биотехнологий, первая стадия строительства которого планируется в сентябре месяце. В июле было принято решение дополнительно к 600 млн. долл. США выделить еще 500 млн. тенге из резерва Правительства из республиканского бюджета на 2006 год на укрепление материально-технической базы, стажировку ученых за рубежом, учебные семинары и начало строительства центра. Премьер-Министром были даны поручения Министерству образования и науки с учетом ранее поставленных сроков ускорить разработку и внесение в Правительство проектно-сметной документации первой стадии строительства "Национального центра биотехнологий РК" с тем, чтобы в дальнейшем приступить к его строительству.

Очень серьезные результаты ожидаются от космической отрасли. Выступавшая на заседании Правительства Министр образования и науки Б.Айтимова отметила, что в текущем году Казахстан осуществил запуск первого отечественного спутника "КАЗСАТ". Премьер-Министр сделал вывод, что сейчас крайне важно форсировать работу в области разработки ТЭО еще двух спутников - связи и дистанционного зондирования земли - что в дальнейшем позволит Казахстану сформировать группу отечественных спутников и стать активным участником международной космической деятельности.

Д.Ахметовы были даны поручения Министерству образования и науки разработать Закон Республики Казахстан "О космической деятельности" и Государственную программу развития космической деятельности в Республике Казахстан до 2020 года". Агентству по информатизации и связи - до конца третьего квартала завершить тендерные процедуры и приступить к работе по созданию спутника связи и вещания "Казсат-2". Еще одно крупнейшее направление работы по Стратегии индустриально-инновационного развития – реализация инвестиционных проектов в области ядерной физики. Здесь, по словам Д.Ахметова, также не стоит ослаблять своих усилий. Ключевой приоритет – это создание Парка ядерных технологий в городе Курчатове. Министерству энергетики и минеральных ресурсов было поручено до 1 декабря 2006 года разработать программу сотрудничества в атомной промышленности, предусмотрев в ней вопросы создания совместных предприятий по обогащению и добыче урана и проектированию ядерных реакторов нового поколения.

Еще одно важнейшее направление – это нефтехимия. В кратчайшие сроки правительству необходимо провести все подготовительные мероприятия и запустить проект строительства первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области. Крайне важно четко определить порядок выполнения всех мероприятий, касающихся разработки, экспертизы и реализации ТЭО инвестиционного проекта по созданию СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области".

На заседаниях правительства, посвященных итогам развития страны за тот или иной период, всегда большое внимание уделяется вопросам экономического и, в первую очередь, инновационного развития. Вместе с тем, как подчеркнул Д.Ахметов, Правительство не должно уходить от решения проблем и в социальной и демографической сфере. Правительством был проведен тщательный анализ ситуации в демографической сфере за последние 15 лет, в результате чего сделаны выводы, что проблемы, связанные с количеством и качеством человеческих ресурсов, не теряют своей острой актуальности. На фоне преломления негативных тенденций в области рождаемости крайне острой проблемой остается высокая смертность населения. В расчете на 1000 человек показатель смертности составляет, по данным за 2005 год, 10,4 человека, причем он является максимально высоким за последние 9 лет.

Особую тревогу, по словам Д.Ахметова, вызывают высокие показатели смертности мужчин (около 60% в общем количестве умерших). При этом около 60% из числа умерших мужчин приходится на трудоспособное население в возрасте от 15 до 64 лет. Основными причинами смертности мужчин продолжают оставаться болезни системы кровообращения (около 45% от общего количества умерших мужчин) и несчастные случаи, отравления и травмы (около 20%).

Высокие показатели материнской и младенческой смертности также ставят под угрозу возможности расширения воспроизводства населения. Несмотря на то, что показатель материнской и младенческой смертности за прошедшее десятилетие снизился почти вдвое – до 40,5 на 100 000 родившихся и 15,15 на 1000 родившихся (соответственно), уровень смертности матерей в Казахстане превышает показатели стран Европейского Союза более чем в 3 раза, а младенцев - почти в 2 раза. В качестве обобщающего показателя Премьер-Министр обратил внимание на динамику ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении. По данным за 2005 год, ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении составляет 65,9 года, при этом мужчин – 60,3 лет, а женщин – 71,7 года. По информации Министерства здравоохранения, по этому показатель Казахстан занимает место в конце первой сотни государств мира (96 место).

Негативное воздействие на динамику ожидаемой продолжительности жизни оказывают высокие показатели смертности по причинам болезней системы кровообращения, травм, несчастных случаев и отравлений, онкологических заболеваний, туберкулеза, болезней органов дыхания и инфекционных, паразитарных заболеваний.

Так, болезни системы кровообращения за последние четверть века продолжают занимать первое место среди причин смертности населения, причем соответствующий показатель неуклонно возрастает - с 361 до 535,5 на 100 тыс. населения за период с 1991 по 2005 годы.

По данным ВОЗ (за 2003 г.) показатель преждевременной смертности населения вследствие болезней системы кровообращения (в возрасте 0-64 года) в Казахстане является вторым по величине среди европейских стран и в 2-3 раза выше среднего уровня в странах Западной Европы. Д. Ахметовым были даны поручения Министерству здравоохранения до конца 2006 года внести изменения и дополнения в Государственную программу реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы с учетом поручений, данных в Послании Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года. Также Премьер-Министр поручил еще раз проанализировать и и предусмотреть в Программе меры по снижению заболеваемости системы кровообращения и другими социально значимыми заболеваниями, материнской и младенческой смертности, улучшению показателей продолжительности жизни других ключевых демографических характеристик населения как индикаторов конкурентоспособности страны.

Как подчеркнул Премьер-Министр, крайне важно: - создать единую систему формирования здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия и усилить профилактическую направленность здравоохранения в рамках реализации комплексной программы "Здоровый образ жизни". - начать реализацию "прорывного проекта" по созданию медицинского инновационного кластера г. Астана для прямого трансферта менеджмента и новых технологий по международным стандартам. - создать специализированную сеть кардиохирургической службы в республике. На отдельное рассмотрение был вынесен вопрос миграционной политики. По данным за 2005 год, Казахстан вышел на относительно высокое положительное сальдо миграции в размере 22,7 тысяч человек. Как известно, за период с 1991 по 2003 годы чистая "миграционная убыль" населения составила 2,85 млн. человек, и только в 2004 году мы впервые добились позитивного миграционного сальдо в размере 2800 человек.

Однако в свете последних изменений в демографической политике России, направленной на стимулирование притока внешних мигрантов, Казахстан может столкнуться с проблемой оттока квалифицированного населения некоренной национальности. Несмотря на позитивное сальдо миграции, в Казахстане не прекращается чистый отток населения некоренной национальности. В этой связи Премьер-Министром были даны поручения Министерству труда и социальной защиты совместно с другими уполномоченными органами разработать новые подходы в области миграционной политики.

Таким образом, как резюмировал Премьер-Министр, Правительству предстоит приложить максимум усилий, чтобы социальное и экономическое развитие страны было сбалансированным. Только в случае комплексного решения проблем будут решены задачи, поставленные Президентом страны для вхождения в число 50 конкурентоспособных стран мира.

-----

Заседание кабинета министров

"Хабар", 15 августа

ВВП Казахстана по итогам текущего года может достичь рекордного за последние семь лет уровня и составить 10,1%. Об этом сегодня заявил премьер-министр Даниал Ахметов на заседании правительства, которое было посвящено итогам социально-экономического развития страны в первом полугодии, а также результатам исполнения государственного бюджета за шесть месяцев. Темы сегодняшнего заседания правительства – своего рода отчеты об освоении бюджетных средств и развитии казахстанской экономики. О серьезности вопросов повестки говорит и присутствие на заседании главы президентской администрации Адильбека Джаксыбекова. Ведь речь пойдет об исполнении прямых поручений Президента страны. Премьер Даниал Ахметов в своем вступительном слове озвучивает наиболее важные показатели развития отечественной экономики.

Даниал Ахметов, премьер-министр РК:

- Итоги развития страны вселяют оптимизм. Рост валового внутреннего продукта по нашим оперативным данным составил 9,3%, что является, безусловно, высоким показателем, тем более что он превышает соответствующий показатель прошлого года.

Еще один немаловажный показатель, по словам главы правительства, возрастающий вклад промышленности в формирование ВВП, наряду с традиционными лидерами роста строительством, транспортом и связью. Другой фактор, влияющий на темпы экономического роста – высокая инвестиционная активность предприятий. Вице-министр экономики Марат Кусаинов уточнил, что в первом полугодии увеличение объемов вложений в основной капитал превысило 25%.

Марат Кусаинов, вице-министр экономики и бюджетного планирования РК:

- Вот уже второй год рост экономики происходит в основном за счет несырьевых секторов, что является положительным моментом и отражает происходящие процессы диверсификации экономики.

Даниал Ахметов отметил, что результаты первого полугодия дают основания правительству пересмотреть прогноз ВВП на текущий год. Рост внутреннего валового продукта в 2006 году может превысить 10%. А это уже рекордный показатель за последние семь лет. Он заметно опережает страны СНГ, включая Россию, и сопоставим лишь с темпами развития экономики Китая. Вместе с тем, на фоне оптимистичных прогнозов наиболее острой остается проблема "перегрева" казахстанской экономики и, как следствие, активные инфляционные процессы. За первые шесть месяцев инфляция в Казахстане превысила прогнозные показатели и составила 8,7 %. Еще 25 апреля, на заседании правительства, Даниал Ахметов давал поручения Минэкономики рассчитать пропорции показателей "перегрева" и разработать меры противодействия инфляционному росту. Этого не было сделано до сих пор. В то же время, вице-министр экономики Марат Кусаинов сегодня сообщил, что объем денежной массы в стране вырос более чем на 30%. А его ведомство все еще продолжает спорить с Нацбанком, какие факторы больше влияют на рост инфляции, монетарные или какие-то иные.

Даниал Ахметов, премьер-министр РК:

- Но вы должны были в соответствии с моим поручением достаточно точным найти консенсус в этом вопросе. Не может быть у Национального банка одна точка зрения, у Министерства экономики вторая точка зрения. Правительство должно было получить от вас достаточно точное понимание критериев действия, мы должны получить от вас пропорции, их до сих пор нет.

Еще одна причина роста инфляции – большие внешние заимствования казахстанских банков. За первые шесть месяцев они составили 215 миллиардов тенге. Отечественные финансовые структуры все чаще и все больше обращаются к дешевым западным кредитам, привлекая в страну дополнительные средства. Чем больше таких денег приходит, тем быстрее растет инфляция, увеличиваются цены на товары, а значит, доходы населения обесцениваются.

Адильбек Джаксыбеков, руководитель Администрации Президента РК:

- Основной рост цен приходится на платные услуги, хотя именно на этот фактор государство имеет рычаги управления. По продовольственным товарам проведено большое количество совещаний на всех уровнях, Президент при каждой встрече с руководителями соседних государств обсуждает вопросы поставки более дешевых овощей и фруктов, однако, как мы на сегодняшнем обсуждении, конкретных результатов пока не видно.

Премьер Даниал Ахметов подчеркнул, что все антиинфляционные меры, предпринятые Минэкономики в первом полугодии разработаны не казахстанскими экспертами, а взяты из пакета рекомендаций Международного валютного фонда, данные Казахстану еще в начале года.

Даниал Ахметов, премьер-министр РК:

- Все, что я сказал, уважаемые коллеги, ни в коем случае не говорит о том, что в Казахстане нам необходимо ограничить показатели потребления импорта, инвестиций, внешний заимствований частного сектора. Мы ни в коем случае не пытаемся ограничить позитивную динамику повышения уровня жизни населения, тем более, что перед нами Президент ставит задачу в ближайшее десятилетие войти в число наиболее пятидесяти конкурентоспособных стран.

О госдоходах сегодня докладывала министр финансов Наталья Коржова. По ее данным, в первом полугодии государственная казна пополнилась на 1 триллион 270 миллиардов тенге. Этот показатель превышает плановые размеры. Расходы бюджета оказались чуть ниже – 1 триллион 200 миллиардов тенге. Коржова подчеркнула, что, по-прежнему, актуальной остается проблема качественного освоения бюджетных средств.

Наталья Коржова, министр финансов РК:

- В целом по местным бюджетам остались недоисполненными 55,7 миллиарда тенге. Выделенные целевые трансферты из республиканского бюджета местным исполнительным органам освоены на сумму 108, 7 миллиарда тенге или на 78,4%. Неосвоение составило 29,9 миллиарда тенге.

В ответ на это Даниал Ахметов возразил, что неосвоение бюджетных средств – это вина не только местных органов. Оказалось, что даже в самом Минфине, призванном регулировать освоение государственных денег и служить эталоном в этих процессах, деньги осваивают с опозданием.

Даниал Ахметов, премьер-министр РК:

- Вот лично Министерство финансов по программе 112 "Создание электронного Правительства", исполнение составило 100%. Казалось бы, замечательный показатель демонстрирует Министерство финансов. Но исполнение к годовому плану составило 0,9%. Кого мы, Наталья Артемовна, в лице Министерства финансов, обманываем.

Глава правительства поручил Министерству финансов усилить контроль над исполнением главного финансового документа страны, а также разобраться с причинами бюрократизации при исполнении бюджета. Что же касается "перегрева" экономики Казахстана, то анализировать ситуацию, а также искать меры противодействия этому явлению теперь будет рабочая группа под руководством Вице-премьера Карима Масимова. Дата следующего отчета на эту тему – 15 сентября.

-----

Инфляция за первое полугодие 2006 года составила 8,7 процента – Минэкономики РК

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

По итогам первой половины текущего года в среднегодовом выражении инфляция составила 8,7 процента. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Марат Кусаинов, передает Казинформ.

С начала года на валютном рынке тенге укрепился к доллару США в номинальном выражении на 11,48 процента. Чистые международные резервы страны увеличились на 51,4 процента и достигли 22,9 млрд. долларов США.

Как следует из доклада М.Кусаинова, в Национальном фонде накоплено около 10 млрд. долларов США.

-----

За первую половину текущего года государственный долг составил 937 млрд. тенге – Н.Коржова

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/

За первое полугодие текущего года государственный долг составил 937 млрд. тенге. Этот показатель вырос с начала года на 231 млрд. тенге в основном за счет увеличения долга Национального банка. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщила министр финансов РК Наталья Коржова, передает Казинформ.

По ее словам, долг Правительства составил 529 млрд. тенге, что ниже аналогичного показателя начала 2006 года на 7 млрд. тенге.

В целом сохраняется снижение правительственного долга в процентном отношении к ВВП. Данная тенденция, по мнению Н.Коржовой, является положительным результатом высоких цен на экспортируемые товары Казахстана. РК является одной из немногих стран мира с низким отношением государственного долга к ВВП (не превышает 10 процентов). Данный показатель в странах Европейского Союза в среднем составляет около 50 процентов.

По словам министра, гарантированный государственный долг составил 74 млрд. тенге. Этот показатель за полугодие уменьшился на 5 млрд. тенге из-за изменения курса валют.

-----

Рост ВВП составил 9,3 %, что является высоким показателем – Премьер-Министр РК

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/

По оперативным данным, рост ВВП составил 9,3 % . Об этом сегодня на заседании Правительства сообщил Премьер-Министр РК Даниал Ахметов, передает Казинформ.

По словам главы Правительства, этот показатель является высоким, превышающим соответствующий показатель прошлого года . Д.Ахметов отметил, что за 7 месяцев текущего года темп роста промышленности составил 5,9 %. Во втором квартале рост промышленного производства составил 19,3% по отношению к первому кварталу т.г. "Во многом это произошло благодаря росту в горнодобывающей отрасли, где во втором квартале он составил 26, 8%", - сказал Премьер-Министр РК.

Темпы роста обрабатывающей промышленности также заметно выросли, и по итогам первого квартала достигли 20,5 %. В результате за 7 месяцев показатели горнодобывающей и обрабатывающей отраслей имеют устойчивую тенденцию роста. Рост обрабатывающей промышленности составил 7, 2 %. Премьер также отметил стабильность ситуации в сельскохозяйственном секторе, где прирост ВВП составил 4,2 %.

"Серьезный вклад в ВВП продолжают вносить такие отрасли, как строительство, транспорт и связь. Объем роста услуг составил - 23 %, грузовых перевозок - 4 %, строительства – свыше 40%", - подчеркнул Премьер-Министр.

-----

Прирост внешней задолженности банков республики составил 2,1 млрд. долларов США - Минэкономики РК

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

По данным Минэкономики, за первый квартал 2006 года прирост внешней задолженности банков республики составил 2,1 миллиарда долларов США, что вдвое больше прироста за аналогичный период 2005 года. Сегодня об этом на заседании Правительства сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Марат Кусаинов, передает Казинформ.

С начала года обязательства банков перед нерезидентами увеличились на 21,7% и составили 17,7 млрд. долларов США. Как подчеркнул вице-министр, в Казахстане сегодня быстрыми темпами растет банковское кредитование, которое в значительной степени финансируется за счет внешних заимствований. На конец июня текущего года кредиты банков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 63,8%, тогда как на конец июня прошлого года рост составил 60,7%.

По данным Минэкономики, за первый квартал 2006 года внешний долг страны увеличился на 5,3 млрд. доллара США и на конец марта составил 46,8 млрд. долларов США.

Национальным банком с 1 июля текущего года четвертый раз с 2004 года повышена ставка рефинансирования – с 8,5 до 9%. Также повышена ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам – с 3,5 до 4% годовых. В целях связывания избыточных денежных средств предприятий и населения планируется принятие ряда мер по активизации фондового рынка, сообщил М.Кусаинов. В частности, по его словам, уже осенью текущего года предполагается выставить на биржевые торги 5-7% акций национальных компаний.

-----

По итогам первого полугодия объем экспорта казахстанских товаров увеличился на 32,6 % - М.Кусаинов

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

В первой половине 2006 года экспорт товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32, 6 %. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Марат Кусаинов,передает Казинформ.

По его словам , импорт товаров возрос на 25,6 %, инвестиции в основной капитал выросли на 25,2 %, объем промышленного производства за первое полугодие текущего года - на 9, 3%. Рост производства в горнодобывающей промышленности составил 3,6 %, в обрабатывающей 6,9% , в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 6, 3 %.

В сельском хозяйстве объем валовой продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4, 1%, в секторе строительства объем работ возрос в 1,4 раза.

В целом, по словам М. Кусаинова, на строительство с начала года было направлено 130 млрд. тенге инвестиций, что в 1,4 раза превышает прошлогодний объем.

-----

В ходе проверок исполнения бюджета выявлены финансовые нарушения – Минфин

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/

В первом полугодии текущего года Министерство финансов РК проверило 3 тыс. 712 объектов, в том числе 402 государственных учреждения, финансируемых из республиканского бюджета, 2 тыс. 168 госучреждений, финансируемых из местных бюджетов, и 1 тыс. 142 хозяйствующих субъекта. В ходе проверки были выявлены финансовые нарушения на сумму 16350,5 млн. тенге. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщила министр финансов РК Наталья Коржова, передает Казинформ.

В том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – около 5 млрд. тенге, необоснованное использование бюджетных средств – 3 млрд. 283,7 млн. тенге, недостача денежных средств и материальных ценностей – 482,5 млн. тенге, нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 791,7 млн. тенге, неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 392,2 млн. тенге и другие.

В ходе проверки соблюдения законодательства о проведении государственных закупок установлено нарушений на сумму 58423,3 млн. тенге. По мнению Н.Коржовой, эти нарушения являются следствием несовершенства старого закона.

-----

По итогам 2006 года доля ВВП на душу населения прогнозируется на уровне 5 тыс. 200 долларов США - М.Кусаинов

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

По прогнозам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, во втором полугодии улучшится динамика развития основных отраслей экономики. Ожидается, что по итогам 2006 года реальный рост ВВП составит не менее 9 процентов. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Марат Кусаинов, передает Казинформ.

По данным этого ведомства, доля ВВП на душу населения по итогам года достигнет около 5 тыс. 200 долларов США, что в 1,4 раза выше показателя 2005 года. Среднегодовая инфляция прогнозируется на уровне 8,5 процента и, по всей видимости, будет несколько выше, чем ранее планировалось, сообщил М.Кусаинов.

-----

Доходы госбюджета за первое полугодие составили 1 трлн. 251 млрд. тенге – Н. Коржова

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

Докладывая исполнение бюджета за первое полугодие 2006 года, министр финансов РК Наталья Коржова сообщила, что поступления в бюджет составили 1 трлн. 270 млрд. тенге, что превышает плановые показатели на 10,2%. По ее словам, расходы бюджета составили 1, 2 трлн. тенге, или 93 % от плана. При запланированном дефиците 142, 7 млрд. тенге, фактически сумма профицита составила 66 млрд. тенге, передает Казинформ.

Как следует из доклада министра, за первое полугодие в государственный бюджет поступило доходов в сумме 1. 251, 9 млрд. тенге, процент исполнения плана за отчетный период составил 110, 6 %.

Основными источниками государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный, подоходный налоги, налог на добавленную стоимость, поступления за использование природных и других ресурсов, а также индивидуальный подоходный налог.

Как сообщила Н. Коржова, за первое полугодие 2006 года поступления по налогу на добавленную стоимость в госбюджет составили 226,9 млрд. тенге и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 66, 3 млрд. тенге, темпы роста составили 141,3 %. План поступлений местных бюджетов исполнен по всем регионам. При этом основное перевыполнение плана наблюдается по следующим областям: Алматинской – 126%, Кызылординской – 118,4 %, ЗКО – 115,6 %, Акмолинской – 113 % и Жамбылской – 109,7%.

За отчетный период в Национальный фонд РК перечислено 197,3 млрд. тенге.

-----

Средняя зарплата в Казахстане в июне 2006 года составила более 40 тыс. тенге
АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

Среднемесячная номинальная заработная плата в июне 2006 года составила 40 тыс. 197 тенге (335 долларов США) и возросла по сравнению с июнем 2005 года на 25 процентов. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Марат Кусаинов, передает Казинформ.

По данным Минэкономики, реальная заработная плата увеличилась на 14,8 процента. По словам М.Кусаинова, наблюдаются дальнейшее увеличение уровня занятости населения и рост уровня заработной платы: так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность безработных на рынке труда Казахстана во втором квартале текущего года снизилась на 10,7 тыс. человек.

В целом показатель безработицы сложился на уровне 7,7 процента, тогда как во втором квартале 2005 года этот показатель составлял 8,5 процента.

-----

Расходы республиканского бюджета в первом полугодии составили 1 043,9 млрд. тенге

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/

Расходы республиканского бюджета в первом полугодии составили 1 043,9 млрд. тенге. Об этом сегодня на заседании Правительства сообщила министр финансов РК Наталья Коржова, передает Казинформ.

Вместе с тем, неиспользованными остались 37,9 млрд. тенге. Причины неосвоения, по словам министра, прежние – неэффективное управление средствами бюджетных программ, некачественное планирование, экономия по текущим расходам и др. Что касается аккредитивов, открытых за счет средств прошлого года, которые Правительство было вынуждено продлить до конца 2006 года, то здесь предстоит освоить 2,9 млрд. тенге.

Как отметила Н. Коржова, "местные бюджеты исполнены на 90%". Выделенные целевые трансферты местными исполнительными органами освоены на сумму 108,7 млрд. тенге. Неосвоение составило 29,9 млрд. тенге.

-----

В стране наблюдаются признаки "перегрева" экономики – глава Правительства РК
АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

Выступая сегодня на заседании Правительства, Премьер-Министр РК Даниал Ахметов оценил итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2006 года как "весьма позитивные", передает Казинформ.

"Прогнозный показатель ВВП на душу населения по итогам 2006 года составит более 4,5 тысячи долларов США, - сообщил Д.Ахметов. – Среднегодовой темп роста экономики достигнет порядка 10%".

Однако, как подчеркнул глава Правительства, достигнутые успехи не должны заслонять проблемы макроэкономической сбалансированности, проблемы "перегрева" экономики, раскручивания инфляционных процессов.

"В стране наблюдаются признаки "перегрева" экономики", - отметил Д.Ахметов. В числе индикаторов этого явления глава Кабмина назвал "многократное превышение номинальных основных макроэкономических показателей над реальными". Только за первое полугодие 2006 года темп роста номинального ВВП достиг 31,4 %, что превышает в 3,4 раза показатель реального темпа роста ВВП.

По словам Д.Ахметова, на каждый процент реального роста физических объемов произведенного ВВП приходится почти 3,5 процентных пункта роста его денежной оценки. Если, как отметил он, в 2001 году номинальный рост ВВП опережал реальный в 1,6 раза, то сегодня – в 3,5 раза.

"Это говорит о серьезном инфляционном давлении, которое начинает испытывать наша экономика", - подчеркнул Премьер.

В числе других факторов "перегрева" экономики были названы увеличение номинального потребительского спроса и существенный рост цен на потребляемые блага, масштабный рост потребления импортных товаров и услуг, а также ощутимое увеличение цен на товары казахстанского экспорта.

-----

Премьер-Министр РК поручил соответствующим органам разработать новые подходы в миграционной политике
АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ

Сегодня на заседании правительства Премьер-Министр РК Даниал Ахметов поручил Министерству труда и социальной защиты населения РК совместно с другими уполномоченными органами разработать новые подходы в области миграционной политики, передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу Правительства РК.

По данным за прошлый год, Казахстан вышел на относительно высокое положительное сальдо миграции в размере 22,7 тыс. человек. Как известно, за период с 1991 по 2003 годы чистая "миграционная убыль" населения составила 2,85 млн. человек, и только в 2004 году было достигнуто позитивное миграционное сальдо в количестве 2800 человек. Однако в свете последних изменений в демографической политике России, направленной на стимулирование притока внешних мигрантов, Казахстан может столкнуться с проблемой оттока квалифицированного населения некоренной национальности.

-----

Важно создать единую систему формирования здорового образа жизни – заседание Правительства РК
АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ

Сегодня на заседании Правительства РК Премьер-Министр Даниал Ахметов поручил Минздраву до конца 2006 года внести изменения и дополнения в Госпрограмму реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы, передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу Правительства РК.

Глава Правительства поручил предусмотреть в Программе меры по снижению заболеваемости системы кровообращения, материнской и младенческой смертности и по улучшению показателей продолжительности жизни как индикаторов конкурентоспособности страны.

Как подчеркнул Премьер-Министр, крайне важно создать единую систему формирования здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия и усилить профилактическую направленность здравоохранения в рамках реализации комплексной программы "Здоровый образ жизни", а также начать реализацию "прорывного проекта" по созданию медицинского инновационного кластера в Астане для прямого трансферта менеджмента и новых технологий по международным стандартам и создать специализированную сеть кардиохирургической службы в республике.

-----

Глава Правительства дал поручение МЭМР РК разработать программу сотрудничества в области атомной промышленности

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ

Сегодня на заседании Правительства РК Министерству энергетики и минеральных ресурсов было поручено до 1 декабря 2006 года разработать программу сотрудничества в атомной промышленности, предусмотрев в ней вопросы создания совместных предприятий по обогащению и добыче урана и проектированию ядерных реакторов нового поколения, передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу Премьер-Министра РК.

В реализации инвестиционных проектов в области ядерной физики ключевым приоритетом является создание Парка ядерных технологий в городе Курчатове, отметил глава Правительства Даниал Ахметов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Почему Европа становится исламской. Часть 2 31.08.2006
Янукович покусился на власть Ющенко 31.08.2006
Коллегия для Рюйтеля 31.08.2006
С книгой наперевес 31.08.2006
"Коммерсантъ" продан 31.08.2006
Государственные активы: встречи Президента в "Ак Орде" 30.08.2006
Дети раскола 30.08.2006
В Белом доме идет подготовка к визиту Назарбаева в Вашингтон 30.08.2006
Почему Европа становится исламской 30.08.2006
Эстонский парламент вновь не смог избрать президента страны 30.08.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz