Леонид Янкелевич, www.from-ua.com, 21 августа
Пятое колесо в телеге
Не прошло и двух недель с момента подписания "исторического" Универсала, как о нем начали забывать. Уже сейчас не каждый вспомнит о его содержании. Разве что в общих чертах – что-то о "неизменности курса", задекларированного Виктором Ющенко еще на Майдане. Еще немного, и о нем забудут полностью, так же, как и о его предшественнике - Меморандуме 2005 года. Это неудивительно. Нелепые по содержанию и предназначению документы вообще быстро забываются как досадная ошибка.
Нужно обладать огромным самовнушением, чтобы, подобно Виктору Андреевичу, верить в то, что Украина в самом деле плывет по пути в Европу. Или что в ней ежегодно создается миллион рабочих мест. Или что миллионы граждан Украины с радостью откажутся от своего родного языка.
Стоило ли вообще подписываться под этой откровенной лажей? В принципе, стоило - чтобы успокоить хоружевского мечтателя, его окружение и их поклонников, все еще верящих в то, что "соборна самостийна" Украина – это огромный хутор в составе Евросоюза, охраняемый НАТОвскими солдатами. В противном случае политическое противостояние могло бы продолжаться еще необозримо продолжительное время.
Однако было бы, наверное, лучше, если бы этим Универсалом все политические претензии "оранжевых" и закончились. И он бы стал не более чем напутствием, добрым пожеланием проигравшей политической стороны. Которое победившая сторона могла бы только "иметь в виду".
Но команда Ющенко отнюдь не захотела скромно отойти в сторону и передать исполнительную власть полностью в руки коалиционному правительству Януковича. Она по-прежнему цепляется за власть, поставив как условие создание т.н. "широкой коалиции" - то есть с участием "Нашей Украины". Таким образом, в нагрузку к Универсалу новое правительство получило несколько "старых" министров из числа "нашеукраинцев", а также "троекратного" главу МВД с неопределенными партийным статусом и политической ориентацией Юрия Луценко.
Формально Ющенко и "Наша Украина" всего лишь реализовали президентскую "квоту" да отщипнули край коалиционного пирога. Реально – прицепили к телеге нового правительства пятое колесо, которое будет постоянно заворачивать в сторону и тормозить движение. И вот почему.
При всех имеющихся различиях участников "антикризисной" коалиции (Партия регионов, КПУ, СПУ), у них было очень много общего, и, прежде всего, в стратегических вопросах. То есть их правительство имело бы возможность спокойно и уверенно двигаться по намеченному курсу – нравился бы он кому-то или нет.
Различий между "антикризисной" коалицией и "Нашей Украиной" гораздо больше. Причем различий принципиальных. Даже если сегодня эти две стороны друг другу улыбаются и пожимают руки, то они все равно при этом, образно выражаясь, держат дули в карманах. Нетрудно догадаться, что будет, когда запас вежливости и терпения у них иссякнет и они столкнутся с первыми вопросами, на которые будут иметь радикально противоположное мнение.
Можно возразить, что, мол, две политически противоположные силы будут создавать необходимый баланс и не давать правительству слишком далеко заехать в направлении одного из векторов. В идеале это так – но только гипотетически.
Реально расклад сил в правительстве таков, что экономический блок находится в руках "антикризисной" коалиции, точнее – Партии регионов. Политический и силовой – в распоряжении "оранжевых". И это создает не баланс сил, а напротив - полный дисбаланс и хаос в работе правительства.
Мелкие пакости и большие провокации
Может быть, Виктор Андреевич сотоварищи, соглашаясь на кандидатуру Януковича, считали, что нанимают себе "завхоза", который будет послушно заниматься экономическими вопросами и не лезть в государственную политику. Для этого они даже заставили его подписать пресловутый Универсал. Может быть, сам Янукович, подписывая его, считал, что получает в свои руки главные рычаги власти, а команде Ющенко отдает второстепенные.
Однако в каждой нормальной стране экономический блок власти работает в паре с политическим, силовым и гуманитарным как единый механизм. Как часто министр иностранных дел Франции или госсекретарь США не просто критиковали руководителей экономики своих государств, а вообще имели с ними радикально противоположные взгляды на развитие и вставляли им палки в колеса? А в Украине это становится реальностью.
Прочно обосновавшись в МИДе еще с 90-х годов, практически превратив его в свою вотчину, Народный Рух (сейчас – в лице Бориса Тарасюка) практически подменил украинские внешнеполитические интересы собственными. Евроинтеграция, НАТО-интеграция, подчеркнуто негативное отношение к России – это интересы Народного Руха и ряда других национал-патриотических организаций, которые постепенно и упорно навязывались Украине – при поддержке и даже давлении Запада. И эти свои интересы Рух-МИД будет продолжать упорно отстаивать (разумеется, выдавая их за интересы державы).
Это означает, что как только Виктор Янукович начнет движение в сторону России – исходя, прежде всего, из экономических соображений, – украинский МИД начнет "отстаивать державную незалежность Украины". Проще говоря, выкидывать всевозможные антироссийские финты, коих в его арсенале предостаточно.
Базирование ЧФ, остров Тузла, крымские маяки, высылка из Украины российских граждан – что еще предпримет ведомство Тарасюка, чтобы вконец рассорить два государства? И это вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – налаживать политические и (подчеркнем) всячески способствовать налаживанию экономических связей Украины со своими перспективными партнерами. Среди которых Россия занимает важнейшее место.
Или возьмем одного из силовиков, министра обороны Анатолия Гриценко – известного, прежде всего, как "НАТОинтегратора" украинской армии. Правда, сама армия и (особенно) флот сейчас практически только так называются – настолько низка их боеспособность после многолетних "реформ". И, занимаясь переквалификацией остатков потешного воинства в "миротворцев НАТО" (видимо, это что-то вроде полицаев времен ВОВ – те тоже своего рода "миротворили" в белорусских деревнях), Гриценко бы не приносил особых проблем.
Однако он еще имеет отношение к украинскому ВПК. Который, будучи тесно связанным с Россией, не просто проиграет от вступления Украины в НАТО, а практически прекратит свое существование. Похороненными будут и авиационные проекты Украины. То есть Виктор Янукович может сколько угодно мотаться в Москву, уговаривая русских возобновить связи между предприятиями, реанимировать авиационные проекты – все бесполезно, поскольку Министерство обороны чихало на производство, его стратегическая цель – НАТО.
Вот и судите, насколько в таких условиях Януковичу будет реально уговорить Россию не повышать цену на газ или возобновить импорт украинских товаров. Между тем, за все неудачи ответственность будет нести он, а не отдельные члены его Кабинета министров.
Миссия "Терминатора"
Наиболее безобидным в этом плане выглядит только глава МВД Юрий Луценко, который на экономическую деятельность правительства влиять не может. Однако его роль в правительстве несколько особая – и не зря на эту должность Ющенко выдвинул именно его, а не кого-то иного.
Дело в том, что в силу сложившихся обстоятельств Луценко является в правительстве единственным стопроцентным "человеком Президента". Конечно, и Тарасюка, и Гриценко тоже выдвигал Виктор Ющенко, однако за ними, кроме Президента, стоит сила более влиятельная – Запад, которому подконтролен сам Ющенко. Потому что Президента, который не может одобрить кандидатуру нового премьер-министра без предварительной консультации с представителями Запада, самостоятельным назвать весьма трудно.
Борис Тарасюк и Анатолий Гриценко могут "пережить" на своих постах не одного "гаранта", поскольку они, в первую очередь, вполне устраивают Запад. Достаточно доказать европейским и заокеанским "друзьям" свою незаменимость, и Брюссель с Вашингтоном будут давить на нового Президента с тем, чтобы он сохранил эти должности за ними.
Юрий Луценко для Запада малоинтересен. Поэтому вряд ли там замолвят за него словечко. Однако, успев стать заклятым врагом Партии регионов (за "сепаратистов" и дело Колесникова) и поссорившись с Александром Морозом, Луценко является человеком, с которым "сине-красные" вряд ли найдут общий язык. Поэтому можно не опасаться, что он, при случае, войдет с ними в какой-то сговор. Но зато он может, что называется, не дрогнув, по первому приказу, начать преследование "государевых врагов".
Луценко не имеет достаточно крепких связей среди "любих друзів". Более того, согласившись в третий раз возглавить МВД, он не сдержал свое обещание никогда не участвовать в одном правительстве с Януковичем – и его рейтинг среди "оранжевого" электората упал настолько, что у Луценко нет шансов удачно войти в какую-то партию или создать собственную. Таким образом, его будущее всецело зависит от милости Ющенко, который наверняка будет использовать его отнюдь не для усиления борьбы с похитителями мобильных телефонов. Основная роль "Терминатора" видится в укреплении власти хоружевского "Скайнета", поскольку власть в Украине даже спустя полтора года после Майдана пока еще держится не столько на сознании и ответственности граждан, сколько на дубинках ОМОНа…
Продолжение следует |