Артем Улунян, www.prognosis.ru, 4 сентября
Прошедшие 28 и 29 августа в эстонском парламенте три неудачных раунда выборов нового президента выявили характерную особенность, присущую так называемым переходным обществам: наличие жесткого противостояния право- и лево-центристских коалиций. При этом в рамках еще только формирующейся партийно-политической системы любой политик, претендующий на первый пост, становится заложником договоренностей неоднородных, но близких друг другу политических сил.
Особенность Эстонии состоит в том, что в соответствии с конституцией этой страны президент избирается национальным парламентом (Riigikogu), и если три раза подряд ни одна из кандидатур не набирает двух третей голосов (68 из 101), голосование переносятся в коллегию выборщиков, формируемую парламентом и членами местного самоуправления. Здесь уже один из двух кандидатов должен набрать простое большинство голосов. Подобная схема непрямого избрания президента восходит к довоенному периоду. Между тем, складывающаяся в Эстонии политическая ситуация обусловлена жестким неприятием определенной частью общества нынешнего президента. Арнольд Рюйтель находится на своем посту с 2001 г. и имеет право на еще один президентский срок.
Противники действующего главы государства - вторая по численности парламентская партия "Союз за Республику", "Союз Отечества", социал-демократы и реформисты, также имеющие серьезное представительство в Riigikogu, считают, что нынешний глава государства не может больше представлять страну на международной арене. Причина тому - несколько громких скандалов и неправильная, с точки зрения оппозиции, политика. Основной оппонент Рюйтеля - вице-спикер парламента, член "Союза за Республику" Эне Эргма, ее политическая программа сводится к девизу: "Мы [Эстония] должны идти вперед, а не назад". Выдвинув свою кандидатуру на пост президента, Эргма в первом туре голосования набрала 65 голосов из необходимых 68-ми. Такой результат сам по себе отчетливо выявил границу между различными политическими силами в эстонском обществе.
Поддерживающие Рюйтеля "Народный союз" (четвертая по численности фракция) и "Партия Центра", имеющая самое большое представительство в парламенте, опираются преимущественно на сельский электорат, бывшую советскую хозяйственную номенклатуру и так называемых мелких хозяев. Они считаются в определенной степени евроскептиками, хотя открыто никогда не заявляли об отказе интегрировать Эстонию в Европу.
Пропрезидентским силам противостоит "молодое поколение", объединенное в оппозиционный прогрессистский блок, и выступающее с правоцентристских позиций. Второй и третий раунды выборов в парламенте закончились для них без надлежащего результата. Оппозиция выдвинула нового единого кандидата - Тоомаса Хендрика Ильвеса, депутата Европарламента от Эстонии. Ильвес хорошо известен в Европе и США, где он занимался преподаванием эстонского языка, работал в эстонской службе Радио "Свободная Европа", был послом Эстонии в Канаде, Мексике и США и занимал пост главы эстонского МИДа. Именно Ильвес будет бороться с Рюйтелем на коллегии выборщиков, которая должна состояться 23 сентября. На нее сделал ставку Рюйтель, что объясняется широким представительством "народников" и центристов в местном самоуправлении. Именно поэтому представители обеих пропрезидентских партий бойкотировали голосование в парламенте.
При всей кажущейся ограниченности власти президента Республики Эстонии, в действительности он обладает достаточно широким кругом полномочий, относящихся, прежде всего к назначению главы правительства, проведению оборонной и внешней политики страны. Однако общая проблема для стран с непрямым избранием главы государства очень часто заключается в том, что победивший кандидат имеет лишь незначительный перевес голосов. В случае с Эстонией данное обстоятельство может послужить предлогом для изменения конституции. Премьер-министр Андрус Ансипа, принадлежащий к "Партии реформ", входящей в правящую коалицию, но находящуюся в оппозиции президенту Рюйтелю, уже сформулировал возможный вектор конституционной реформы: переход к прямому всенародному голосованию на президентских выборах.
Судя по всему, зондирование почвы, предпринятое Ансипом, обуславлено двумя причинами: стремлением оппозиции влиять на состав правительства и связанной с этим необходимостью пересмотреть объем полномочий президента страны. Прежде всего, это означает нейтрализацию альянса "Народного союза" и "Партии Центра", в которых ведущую роль играют уже "привыкшие" к власти представители старшего поколения эстонских политиков. Изменение полномочий президента может оказаться выгодным для противников Рюйтеля с точки зрения "текущего момента". В любом случае, непростые президентские выборы в Эстонии указывают на возможную эволюцию ее конституционного устройства и формирование новой партийно-политической среды. |