www.almaty.kz, 31 августа
Вчера днем они еще гоняли на велосипедах и роликах, носились по двору, что называется, не чувствуя земли (и об этом красноречиво свидетельствуют сбитые коленки); вечером, по настоянию мамы, еще раз примерили обновы, и, глядя в зеркало на себя в непривычной и немного взрослящей форме, словно прощаясь со своим собственным образом дошколенка, а может, смущаясь от умиленных взглядов домочадцев, озорно состроили пару рожиц да пораньше отправились спать.
Начало следующего дня оказалось немного суетливым, все боялись опоздать, хотя путь предстоял недолгий, всего несколько домов отделяли их от новой школы, да вот и крыша ее видна. Но звуки музыки, безусловно, доносившиеся со школьного двора, заставили поторопиться и прибавить шагу. Пришкольная площадка нарядно украшена, и хотя здесь уже многолюдно, найти свою позицию оказалось просто – первоклашки на почетном месте, поближе к трибуне. Не ней микрофоны, настоящий оркестр, и подносы с конфетами, значит, не зевай, будет обряд шашу. Пока оглядывались, знакомились, рассматривали учительницу, пытаясь определить, добрая ли она, к школе подъехали машины, и кто-то сказал: "Смотрите-ка, вас с началом учебного года поздравит сам аким города Имангали-ага".
Держа за руки таких же первоклашек, улыбаясь, он прошел к сцене.
Гимн Казахстана исполнили все вместе. И в этом многоголосии, на фоне ломающихся басов старшеклассников легко и звонко вырывались высокие голоса малышей. Гордо подняв голову, положив руку на грудь, там, где трепетно бьется сердечко, четко выговаривая каждый слог, пели Гимн своей страны первоклассники, а ими любовались все. Они – наше будущее. Им – лучшее.
И одна из лучших на сегодня в городе школа-гимназия №175 с казахским языком обучения "Жана гасыр" - тоже для них. Ее возвели всего за один год. Пообещав акиму уложиться в сжатые сроки, АО "Алматыгорстрой" свое слово не нарушило. Здание с тремя спортивными залами – гимнастическими и игровыми, двумя мультимедийными кабинетами и таким же количеством компьютерных, физических и химических кабинетов, столовой на 120 мест, мастерскими для занятий трудом для девочек и мальчиков, учебными классами и актовым залом на 300 мест, - были построены качественно и в срок.
Важно, что школа построена с запасом. Сегодня в нее пришли учиться 700 учеников, проживающих на прикрепленных к ней территориях, в то время как она рассчитана 1000 мест.
Государству строительство этого объекта обошлось в 627 млн. тенге, причем 78,5 млн. из них были направлены на приобретение компьютеров и современного оборудования.
"Прежде всего, я хотел бы поздравить учителей нашего города, родителей, учеников с началом нового учебного года и пожелать им счастья, здоровья и успехов в работе и учебе", - сказал аким Алматы Имангали Тасмагамбетов. Он отметил, что сегодня в Алматы, помимо действовавших ранее, открываются еще четыре школы, включая школу-гимназию №175 в микрорайоне Тайгуль-3.
"Но и построенные школы потребность нашу в ученических местах не покрывают. Нехватка в них сегодня составляет около 30 тыс., а значит, нам надо построить еще порядка 20-22 школ. И мы реализацию такой программы начинаем, и думаю, что в течение 5 лет эту проблему решим", - сказал аким.
Безусловно, ее реализация потребует дополнительных финансовых средств. Где их взять? Отвечая на этот вопрос журналистов, пришедших на открытие школы в мкр.Таугуль-3, И.Тасмагамбетов сообщил, что для Алматы будет создана новая финансовая схема, предполагающая выпуск муниципальных ценных бумаг. Заемные средства будут направляться на реализацию инвестиционных проектов, а сэкономленные таким образом бюджетные деньги планируется направить на решение социальных проблем, а том числе, на строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения.
Где и какие именно, с каким языком обучения, школы будут строиться в ближайшие годы? Об этом тоже рассказал И.Тасмагамбетов.
"Язык обучения в новых школах будет определяться исходя из сложившейся демографии того или иного района. К примеру, в микрорайоне Таугуль-3, действительно, востребована казахская школа. Новая школа, которую мы открываем в микрорайоне Шанырак, тоже исходя из состава населения, будет с казахским языком обучения. Однако намерения ставить задачу, во что бы то ни стало строить казахские школы или же навязывать кому-нибудь необходимость учиться в казахской школе, нет. У нас конституционное право дает возможность обучаться как на государственном языке, так и на языке межнационального общения", - сообщил аким.
Не секрет, что сегодня остро стоит не только проблема обеспечения школами, но и вопрос их кадрового обеспечения. Профессионалов, новаторов в образовании сегодня ой как не хватает. Именно поэтому на августовском совещании аким пообещал начислять 50%-ную надбавку лучшим педагогам города. Он отметил, что департамент образования уже разработал критерии определения лучших по профессии.
"Если говорить об этих критериях в двух словах, то можно сказать, что надбавка будет выплачиваться, прежде всего, креативным преподавателям, учителям школ. То есть учителям, которые применят в своей практике различные формы и методы обучения, востребованные именно в 21 веке. Тем учителям, которые будут использовать не только возможности учебников и учебных пособий, а которые привнесут в учебный процесс очень обширный дополнительный учебный материал. Вот, наверное, основные требования к этим 50%-ным надбавкам", - пояснил И.Тасмагамбетов. При этом он добавил, что какой-либо квоты на количество получателей данной надбавки нет.
Аким также напомнил, что нынешний учебный год провозглашен в школах Годом информатизации. По его словам, задача, поставленная президентом Казахстана, открыть в каждой школе компьютерные классы, была в целом выполнена еще в 1999-2000 гг. Но это, считает И.Тасмагамбетов, был лишь первый этап к информатизации школ.
"Но сегодня эта задача стоит более широко: нам надо открыть не один, а несколько компьютерных классов в каждой школе, и постепенно переходить на то, чтобы практически все предметные классы тоже были компьютеризированы. Вторая задача заключается в том, чтобы все школы были присоединены к сети Интернет, его образовательным программам. Третья, на мой взгляд, должна состоять в расширении возможностей дистанционного обучения. Например, по субботам и, может быть, воскресным дням в классах города и республики в целом следует организовывать интерактивные уроки лучших, креативных педагогов. Таким образом, все ученики смогут по каналам дистанционного обучения слушать преподавателя, на каком бы расстоянии они не находились друг от друга. Вот три основные задачи, которые я вижу и которые нужно решить для того, чтобы информатика была действенна в нашем городе", - сказал аким.
Такие уроки, заметил он, будут доступны и для особой категории учащихся – детей-инвалидов. Сегодня, как и в прошлом, их проблемы пытаются не замечать. Но в городе таких детей много, и их обучением и последующей адаптацией необходимо всерьез заниматься. Именно поэтому второй год подряд аким Алматы учреждает образовательные гранты для поступления в вузы специально для выпускников 8 специализированных средних школ города. По ним в ведущих университетах и институтах города обучаются 7 алматинцев с ограниченными возможностями.
Но этого, по мнению И. Тасмагамбетова недостаточно.
"Для того, чтобы решить проблему детей-инвалидов, нужна очень серьезная аналитическая работа, которая бы позволила точно определить, в каких районах Алматы проживают эти дети, с какой именно патологией, какие специфические условия должны быть для них созданы, чтобы им было более доступно получать образование по месту проживания. Поэтому нам совместно с директором департамента надо будет такую программу составить, и внести на рассмотрение маслихата", - сказал аким.
Вместе с тем он заметил, что в Алматы уже есть частные школы для детей с ограниченными возможностями. При этом все больше бизнесменов проявляют готовность вкладывать средства именно в создание реабилитационных и образовательных объектов для них. Акимат, отметил И. Тасмагамбетов, будет поддерживать такие инициативы. |