Адильхан Шайков, "Хабар", 17 октября
Сто миллиардов тенге обнаружили в заначке правительства парламентарии при обсуждении проекта бюджета на будущий год. Теперь они требуют потратить припрятанные деньги на социальные нужды. Судьба неучтенных тенге должна решиться на предстоящих дебатах в Парламенте. Большие надежды парламентарии при этом возлагают на нового министра экономики и бюджетного планирования. Сегодня Аслан Мусин впервые предстал в этом ранге перед депутатами.
Утвердить проект бюджета нового года и утвердиться в кресле министра. Для Аслана Мусина задачи неразделимые. И хотя к разработке главного финансового документа страны он не причастен, защищать проект все же придется. Министр даже поклялся в этом в Парламенте.
АСЛАН МУСИН МИНИСТР ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РК
- Я всегда и везде старался честно выполнять свой долг, и к формированию бюджета буду относиться также!
На своеобразную присягу министра вынудили парламентарии. Они же спросили, как сам он назвал бы бюджет нового года, который в обществе получил широкое толкование.
ЕРЖАН РАХМЕТОВ ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК
- Ну говорят, бюджет прорыва, социальный бюджет, бюджет развития говорят... А еще поговаривают - бюджет проедания, бюджет отмывания. Как вы охарактеризуете бюджет 2007 года?
АСЛАН МУСИН МИНИСТР ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РК
- Одним словом бюджет 2007 года я считаю сбалансированным бюджетом
Министр дал свое определение бюджету, но вот с его содержимым, похоже, ознакомился плохо. Поэтому часто прибегает к подсказкам....
Понимая, что новый министр не лично сводил гос. бухгалтерию депутаты не столько требуют от него, сколько жалуются. На аппетиты его же коллег по кабмину.
ТИТО СЫЗДЫКОВ ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК
- Особенно удивляют аппетиты канцелярии премьер - министра, который увеличивает свои расходы на 475 процента . Такого никогда не было! Они переплюнули в запросах даже управление делами Президента!
ИВАН ЧИРКАЛИН ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК
- Давайте бросим на часу весов. Одно только здание "Казыны" стоит почти пять миллиардов тенге. Это почти половина всего водообеспечения Казахстана. Так может "Казына" посидит в бараке, а мы дадим людям воды!
А еще министры заложили на прочие нужды еще сто миллиардов тенге. Эту находку обнаружил депутат Доскалов.
ВАЛЕРИЙ ДОСКАЛОВ ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК
- Я пытался узнать у самих министров, на какие такие нужды нужны такие деньги. Обещали ответить письменно и замолчали!
Вообще сумма в сто миллиардов тенге сегодня чаще всего звучала в Парламенте. Депутаты сначала восхищались вспоминая, что именно столько когда - то составлял весь бюджет Казахстана, потом возмущались, когда обнаружили, что правительство столько же припрятало снова в заначке.
ВИКТОР ЕГОРОВ ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК
- Эта ошибка выявилась за счет снижения прогнозов. Я тоже хозяйственник, и тоже хочу, чтобы было в заначке. Но не столько же!
Депутаты потребовали не учтенные в доходной части бюджета сто миллиардов тенге потратить на социальные нужды. Ремонт дорог, строительство школ и на обеспечение сел питьевой водой. Основные дебаты по бюджету развернутся на пленарном заседании Парламента. Стало быть, битва за правительственную заначку, как, впрочем, и боевое крещение нового министра еще впереди
-----
Мажилис: заключение головного комитета по бюджету-2007
Жигер Байтелесов, parlam.kz, 18 октября
Комитет Мажилиса по финансам и бюджету принял сегодня заключение по правительственному законопроекту о республиканском бюджете на 2007 год. Данный документ принят путем голосования по предложению председателя комитета Кенжегали Сагадиева после продолжительного обсуждения его депутатами с участием министра экономики и бюджетного планирования Аслана Мусина.
Проект республиканского бюджета на 2007 год разработан, как отмечается в заключении комитета, разработан в рамках приоритетов, определенных в Послании Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года. Документ подготовлен также в соответствии с государственными и отраслевыми программами развития и на основе среднесрочной фискальной политики Правительства и Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.
Согласно проекту доходы республиканского бюджета планируются в сумме 1929,2 миллиарда тенге с ростом против уточненного бюджета 2006 года на 418,9 миллиарда тенге или на 27,7 процента. Затраты республиканского бюджета составят 1934,5 миллиарда тенге с ростом против уточненного бюджета 2006 года на 415,7 миллиарда тенге или на 27,4 процента. Дефицит рассчитан, обращается внимание в заключении, исходя из: ожидаемых в 2007 году реальных темпов роста ВВП - 8,6 процента, при котором ВВП достигнет 11 триллионов 879,8 миллиарда тенге и превысит уровень текущего года на 2 триллиона 117,1 миллиарда тенге (2006 год - 9762,7 миллиарда тенге (оценка); прогноза инфляции - 5 - 7 процента (фактический уровень на сегодня превышает 8,5 процента); среднегодового обменного курса тенге по отношению к доллару - 117,0 тенге (в настоящее время данный курс составляет 127,5 тенге); среднегодовой мировой цены на нефть - 60 долларов США за баррель.
К достоинствам представленного бюджета, подчеркивается в заключении головного комитета Мажилиса, относятся рост расходов на социальную сферу по сравнению с текущим годом на 18,0 процента или на 11,0 миллиарда тенге. В целом социальный блок бюджета составит 728,5 миллиарда тенге или 34,3 процента к общим расходам республиканского бюджета. На выплату пенсий планируется выделить 296,7 миллиарда тенге или на 41,2 миллиарда тенге больше, чем в текущем году. При этом размер минимальной пенсии с учетом базовой пенсионной выплаты и индексации увеличится на 8 процентов и составит 10236 тенге. На выплату государственных пособий в бюджете 2007 года предусматривается 137,9 миллиарда тенге или на 25,2 миллиарда тенге больше, чем в текущем году, в том числе дополнительные расходы, связанные с увеличением размера прожиточного минимума с 7945 тенге до 8861 тенге составят 7,1 миллиарда тенге. Наряду с другими параметрами в будущем году возрастут расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, туризм и информационное пространство. В проекте на 2007 год впервые сделана попытка представить на рассмотрение в Парламент сводные показатели консолидированного бюджета страны, включающие республиканский бюджет, бюджет национального фонда и местные бюджеты.
В то же время комитет в своем заключении отмечает наличие нерешенных проблем в Среднесрочном прогнозировании макроэкономических показателей и планировании бюджета на будущий год. Продолжают иметь место, в частности, неоднократные корректировки макроэкономических показателей в течение года, особенно ВВП, что влияет как на доходную, так и расходную части бюджета. Это, в свою очередь, не позволяет провести объективный и достоверный анализ уровня государственных расходов и сделать правильные выводы для принятия управленческих решений. В проекте не прослеживается тенденция уменьшения административных расходов. В составе затрат предусмотрены большие средства на приобретение служебных автомашин. Имея в виду, что предстоит административная реформа с сокращением численности госслужащих, отмечается парламентским комитетом, депутатами Мажилиса предлагается хотя бы на 8,0 процента сократить финансирование затрат на госуслуги и направить высвободившиеся средства на решение социальных проблем.
Согласно заключению комитета прогнозируемый на предстоящие три года уровень социальных расходов из государственного бюджета в процентном отношении к ВВП недостаточен. С учетом задачи по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира больше денег надо направить, считает комитет, на образование и здравоохранение. Дополнительные средства следует выделить на реализацию предложений депутатов по строительству школ, больниц, поликлиник и других социальных объектов. Комитет Мажилиса полагает необходимым внести постановлением Парламента предложения о пересмотре Бюджетного кодекса. Цель - более четко разграничить полномочия и ответственность между центральными и местными органами исполнительной власти для эффективной реализации бюджетных программ.
Головной комитет и рабочая группа считают возможным увеличить доходную часть бюджета-2007 на общую сумму 99,0 миллиарда тенге. По мнению комитета, номинальный объем ВВП, даже если принять во внимание некоторое снижение мировых цен на нефть, занижен почти на 500,0 миллиарда тенге. В проекте бюджета не учтены разовые поступления (платежи) так называемого несистемного характера.
Касательно расходной части бюджета практически все постоянные комитеты Палаты в своих заключениях представили предложения по увеличению финансирования инвестиционных проектов в различных регионах Казахстана. Они предусматривают строительство, реконструкцию, ремонт социальных объектов, а также ремонта местных автомобильных дорог и другие.
Кроме того, комитет по социально-культурному развитию предлагает установить в законопроекте минимальный размер заработной платы - 10258 тенге вместо 9752 тенге, минимальный размер пенсии - 7471 вместо 7236, а месячный расчетный показатель 1150 против предложенного 1092 тенге. Этим комитетом предлагается выделить дополнительно деньги для увеличения размера специальных государственных пособий пенсионерам за особые заслуги перед Республикой Казахстан - с 1 до 7 месячных расчетных показателей. Есть предложения и от других профильных комитетов. Комитеты, в частности, по вопросам экологии и природопользованию, по аграрным вопросам и по финансам и бюджету ходатайствуют по питьевой воде, а комитет по международным делам, обороне и безопасности - об улучшении социальной защиты военнослужащих. Комитет по экономической реформе и региональному развитию предлагает сократить расходы на капитальный ремонт здания "Дом Министерств", а также пересмотреть расходы Министерства юстиции, которым создается 196 центров обслуживания с вводимой численностью 8560 единиц. Это противоречит мерам, утверждает комитет, обозначенным Главой государства по проведению административной реформы и сокращению числа государственных служащих.
Предложения Палаты общественных экспертов при Мажилисе сводятся к увеличению объемов ВВП, перераспределяемых через бюджет; доходной части бюджета 2007 года; размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии; объемов финансирования здравоохранения, образования и науки, которые в основном совпадают с предложениями депутатского корпуса.
В итоговой Сравнительной таблице, подготовленной головным по бюджету комитетом, приведены поправки и предложения всех депутатов. В них нашли отражение нерешенные региональные и отраслевые вопросы. С учетом всего этого головной комитет считает возможным внести бюджетный законопроект на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса. |