Борис БЕЛЬЧЕНКО, "Российские вести", 18 октября
Кабинет министров Украины внес в Верховную Раду конституционный закон "О правительстве". В тексте кабинет министров определяется в качестве высшего органа в системе исполнительной власти.
Как сообщил первый заместитель министра руководитель Управления правового обеспечения Секретариата кабинета министров Александр Лавринович, законопроект, одобренный 28 сентября на заседании правительства, направлен в Верховную Раду в качестве законодательной инициативы кабинета министров. Он уточнил, что после одобрения на правительственном заседании в соответствии с предыдущими договоренностями, зафиксированными, в частности, в Универсале национального единства, законопроект был передан президенту Украины для направления на рассмотрение парламента как безотлагательного. Но поскольку президентом данный проект закона в ВР не направляется, а Секретариатом президента заявлено о разработке собственного проекта закона о правительстве, принято решение обратиться в Верховную Раду с собственной законодательной инициативой. Такое решение, по словам Лавриновича, принято с учетом неотложной необходимости в принятии закона, а также того, что на разработку правительственного проекта было потрачено несколько лет и усилия нескольких правительств.
В то же время, как сообщила пресс-секретарь главы государства Ирина Ванникова, в Секретариате президента Украины завершена подготовка проекта Закона "О кабинете министров Украины". По ее словам, первоначально законопроект пройдет правовую экспертизу, после чего президент внесет его на рассмотрение Верховной Рады.
Законопроекта о правительстве на Украине за все 15 лет ее независимости не было никогда. Семь раз Рада принимала соответствующий законопроект, но каждый раз на него накладывал вето глава государства. Пока правительство формировал президент, сначала Леонид Кравчук, а потом Леонид Кучма, отсутствие четких правил и полномочий не вызывало больших проблем. Однако после вступления в силу конституционной реформы и выборов в Верховную Раду президент Виктор Ющенко получил в качестве премьера своего оппонента Виктора Януковича, который уверенно начинает отбирать у Ющенко власть. Достаточно отметить, что его правительство уже приняло регламент, запрещающий президенту давать правительству поручения и отменять акты кабинета министров.
В свою очередь, ранее по указу президента Украины была введена новая, более жесткая структура его Секретариата, которая становится фактически противовесом правительству. Создан также Совет общественности при президенте (вместо института внештатных советников), Виталий Гайдук назначен на должность секретаря СНБО (еще одной структуры, призванной стать "антикабмином"). В ответ премьер-министр Виктор Янукович создал аппарат премьер-министра и назначил его руководителем Сергея Левочкина.
В предложенном законе Януковича констатируется: кабинет министров ответственен перед президентом и Верховной Радой в пределах, определенных Конституцией. Предусматривается, что отныне акты президента должны скрепляться подписями премьер-министра Украины и министра, ответственного за его выполнение. Если министр назначен из числа депутатов Рады, это не означает, что он теряет свои депутатские полномочия. В настоящее время члены правительства обязаны сложить мандаты. И то, что министры кабинета Виктора Януковича до сих пор этого не сделали, говорит о тактических действиях Януковича. Более того, в случае принятия законопроекта правительство получает право самостоятельно назначать губернаторов.
Ряд положений закона касаются, в частности, возможности отмены правительством актов председателей местных государственных администраций, экспертизы правительством законопроектов, поданных президентом или народными депутатами. И еще. Правительство получает полномочия по утверждению типовых штатов структуры исполнительных органов местных советов, численности аппарата совета и его исполнительных органов, широкие преференции в пенсионном обеспечении членов кабинета министров Украины, в том числе бывших, и другие пункты. К тому же Янукович считает, что Верховная Рада должна одновременно принять законы о кабинете министров и о президенте Украины.
Итак, идет ожесточенная политическая борьба между партиями Януковича и Ющенко. Как считают многие украинские аналитики, шансов у Ющенко провести свой закон через парламент практически не существует. Мало кто верит и в то, что сторонам удастся создать какой-то юридический "закон-гибрид" о правительстве. Но это вовсе не исключает политику маневров навстречу друг другу, которую время от времени проводят Ющенко и Янукович. Пропрезидентская "Наша Украина" (НУ) и Партия регионов регулярно обмениваются взаимными упреками и обвинениями. "Регионалы" заявляют, что, например, уход представителей НУ в оппозицию привел к разрыву исполнительной вертикали власти на две части – президентскую и правительственную. Собственно говоря, это уже и происходит. |