NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Вторник 15.10.2019 08:42 ast
05:42 msk

Высокое звание - государственный менеджер
…В целях устранения многозвенности проект предусматривает сокращение в центральных государственных органах некоторых должностей административных государственных служащих. При этом в центральных государственных органах вводятся новые административные государственные должности статс-секретаря, главного эксперта, эксперта
30.10.2006 / политика и общество

Заутбек ТУРИСБЕКОВ, председатель Агентства РК по делам государственной службы, "Казахстанская правда", 27 октября

Современный Казахстан, успешно преодолев трудности переходного периода, ставит перед собой новые цели, направленные на дальнейшую интеграцию в мировую экономику, повышение конкурентоспособности страны и качественное улучшение жизни казахстанцев. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы эффективности государственного управления как важнейшего фактора, обеспечивающего дальнейший рост экономики и неуклонность курса демократизации нашего общества.

"Новая экономика требует новых управленческих решений, которые способны принимать только современно мыслящие и ориентированные на конечный результат государственные менеджеры", - эти слова Главы государства Н. А. Назарбаева, озвученные в Послании "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира", стали лейтмотивом проводимой в настоящее время административной реформы. Суть которой Президент страны подробно изложил во время своего выступления на совместном заседании палат Парламента первого сентября текущего года.

Нынешний этап административной реформы должен обеспечить эффективное функционирование государственного аппарата на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.

В рамках реализации курса на модернизацию государственного управления, совершенствование структуры госорганов и повышение качества государственных услуг важные задачи стоят перед Агентством по делам государственной службы. Особенно в вопросах создания нормативной правовой базы для формирования корпуса профессиональных государственных служащих.

Дублированию - нет. Ротации - да

В соответствии с Планом мероприятий по реализации административной реформы, принятым 11 сентября текущего года, агентством разработан проект указа Президента Республики Казахстан "О мерах по оптимизации должностей государственных служащих". Данным проектом предполагается утверждение Реестра должностей административных государственных служащих по категориям и внесение изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан.

В целях устранения многозвенности проект предусматривает сокращение в центральных государственных органах некоторых должностей административных государственных служащих (заместитель начальника управления, начальник отдела, специалист).

При этом в центральных государственных органах вводятся новые административные государственные должности статс-секретаря, главного эксперта, эксперта.

Кроме того, проектом предусматривается перевод ряда должностей политических государственных служащих в категорию административных государственных служащих. Среди них должности руководителя аппарата акима области, председателя и заместителя председателя комитета и др.

Оптимизация должностей позволит устранить дублирование функций, ликвидировать промежуточные звенья и ускорить прохождение документов и повысить качество принимаемых решений.

Важным фактором повышения эффективности и качества труда госслужащих, добросовестного исполнения ими должностных обязанностей является создание действенной системы мотивации государственных служащих. Для этого предполагается внедрение рейтинговой системы оценки государственных органов и Правил оценки качества работы государственных служащих.

В соответствии с поручениями Главы государства премирование политических государственных служащих производиться не будет. Вместе с тем руководитель госоргана, его заместители и статс-секретарь по итогам рейтинговой оценки и местом, занятым государственным органом в рейтинге по итогам года, будут поощряться бонусами. Соответствующий проект указа Президента агентством также разработан. Считаем, что такой подход позволит обеспечить заинтересованность руководителей в результатах деятельности возглавляемых ими госорганов, повысить исполнительскую дисциплину и качество работы.

Для повышения материальной заинтересованности государственных служащих агентством также разработан проект Правил оценки качества работы государственных служащих.

Проект предусматривает внедрение системы оценки качества работы государственных служащих. Результаты оценки будут служить основанием для установления должностного оклада, премирования и установления надбавок для государственных служащих. Тем самым действующая единая система оплаты труда госслужащих претерпит серьезные изменения, направленные на отказ от уравнительного подхода в оплате труда, и позволит оценить работу каждого по конечным результатам труда.

Перед агентством поставлена задача - разработать предложения по поэтапному повышению оплаты труда государственных служащих и новой системе оплаты труда государственных служащих. Подход агентства заключается в том, чтобы государственные служащие имели достойную заработную плату, были заинтересованы в достижении поставленных целей и не были подвержены коррупции. Сегодня средняя заработная плата госслужащих в Казахстане примерно равна средней по стране. В то время как, например, в таких странах, как Польша, Венгрия, Канада у госслужащих она в 2,5 раза выше общенациональной, а в Сингапуре - в четыре раза. Мы понимаем, что одним лишь повышением заработной платы коррупцию не победить, однако высокая заработная плата будет дополнительным сдерживающим стимулом для минимизации коррупции в госаппарате.

Для обеспечения стабильности, устойчивости и управляемости работы аппаратов госорганов по поручению Президента будет введена новая административная должность статс-секретаря.

В этой связи агентством подготовлены изменения в Закон "О государственной службе", направленные на определение статуса статс-секретаря, его функций и полномочий. Особенность этой должности заключается в том, что она будет высшей административной должностью, но назначение на эту должность будет осуществляться Президентом страны. Статс-секретарь будет отвечать в целом за работу аппарата, возглавлять все комиссии госоргана - конкурсную, дисциплинарную, аттестационную и др. Кроме того, он будет отвечать за состояние дел в сфере делопроизводства, руководить кадровой службой, отвечать за разработку и внедрение стандартов госуслуг, а также оценивать качество работы госслужащих. Считаем, что введение данной должности позволит стабилизировать кадры, обеспечить межведомственную координацию и выполнение поставленных перед госорганом задач.

В целях реализации нормы Закона "О государственной службе" и установок Главы государства о ротации кадров политической службы, агентством разработан проект соответствующего указа Президента. Согласно проекта "целью ротации являются выявление у политического государственного служащего управленческих навыков, способности быстро разобраться и адаптироваться к ситуации в другом государственном органе, его сильных и слабых сторон, оценка деловых и личностных качеств служащего для его дальнейшего карьерного роста, приобретение им новых профессиональных навыков.

Ротации подлежат политические государственные служащие, состоящие в кадровом резерве политической государственной службы первой категории" (заместители министров, заместители акимов областей).

Международная практика свидетельствует, что периодически проводимая ротация госслужащих, выполняющих контрольные, надзорные и регулирующие функции, является эффективной антикоррупционной мерой.

Для реализации целей, поставленных Главой государства по вхождению Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира, необходимы высококвалифицированные кадры. В этой связи обучение государственных служащих приобретает приоритетный характер. Агентством разработан и направлен на согласование в заинтересованные госорганы проект постановления правительства "Об утверждении Плана мероприятий по обучению государственных служащих стратегическому планированию, бюджетному программированию и борьбе с коррупцией на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан".

Проектом предусматривается создание в академии структурного подразделения по стратегическому планированию и бюджетному программированию, образование на базе региональных центров обучения госслужащих филиалов Академии государственного управления, разработка специальных обучающих модулей по данным дисциплинам. Сейчас работать на государственной службе без знания основ стратегического планирования и бюджетного программирования будет невозможно, так как агентство внесет в программы тестирования вопросы по данным дисциплинам.

Стандарты качества

Важнейшим из критериев оценки государственной службы любой страны является качество предоставляемых государственных услуг. Поэтому новым этапом в реформировании государственной службы станет разработка и внедрение стандартов госуслуг.

Исследования, проведенные нашим агентством, показали, что наши чиновники в силу своей ментальности привыкли администрировать, а не обслуживать граждан. Поэтому необходимо не только менять менталитет, но и формировать новую управленческую культуру, соответствующую международным стандартам.

В сентябре 2005 года агентство совместно с Европейской комиссией начало реализацию проекта содействия разработке стандартов предоставления государственных услуг.

Целями данного проекта являются:

- разработка стандартов и индикаторов оказания эффективной, прозрачной и направленной на потребителя государственной службы в Казахстане;

- оказание консультативной помощи в организации и улучшении работы центров обслуживания населения по принципу "одного окна" в Астане и Алматы;

- оказание консультативной помощи по внедрению системы контроля качества для центров обслуживания населения по принципу "одного окна" и пилотных государственных органов.

С момента начала реализации проекта уже проделана значительная работа.

В соответствии с предложениями Агентства по делам государственной службы поручением Премьер-Министра определены пилотные органы для участия в проекте. Это министерства юстиции, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, налоговый комитет Министерства финансов, акимат города Алматы, акимат Южно-Казахстанской области.

В декабре прошлого года под моим руководством был образован Организационный комитет, в который вошли представители указанных государственных органов на уровне заместителей министров и заместителей акимов.

Организационным комитетом было принято решение о создании национальной рабочей группы для оперативного взаимодействия и решения текущих вопросов, а также ведомственных рабочих групп для решения вопросов реализации проекта непосредственно внутри государственных органов. С членами этих групп был проведен ряд практических семинаров, включая выездные семинары в городах Алматы и Шымкенте. На семинарах отрабатывались принципы и навыки разработки стандартов государственных услуг, с тем чтобы они соответствовали критериям качества, своевременности, доступности и вежливости.

Агентством совместно с проектом разработана методология разработки стандартов государственных услуг, в ближайшее время планируется их опубликование в СМИ в части стандартов, предоставляемых пилотными госорганами.

В соответствии с поручением Главы государства стандарты государственных услуг должны быть разработаны и внедрены всеми государственными органами с января 2007 года. В этой связи в каждом госоргане будут образованы структурные подразделения, отвечающие за разработку и внедрение отраслевых стандартов государственных услуг. В целях обеспечения координации и контроля за этой работой в Закон "О государственной службе" вносится изменение, наделяющее агентство функцией по контролю за соблюдением госорганами стандартов госуслуг.

Стандарты государственных услуг рассматриваются нами как инструмент повышения качества работы госорганов и как действенная антикоррупционная мера. Внедрение этих стандартов позволит обеспечить открытость и прозрачность работы государственных органов и повысить эффективность принимаемых решений, создать механизм обратной связи между обществом и властью. Это путь, по которому идут все развитые демократические государства. По мнению экспертов Европейской комиссии, внедрение стандартов госуслуг позволит Казахстану войти в число 30 стран, работающих по стандартам.

Электронный контакт

Одним из главных атрибутов нового государственного управления, применяемого в развитых странах, является система электронного правительства. Эта система устраняет административные барьеры при получении услуги, облегчает доступ граждан к информации, позволяет оперативно получить ответы на интересующие вопросы, решить вопросы декларирования своих доходов, регистрации бизнеса, недвижимости через Интернет, без прямого контакта с чиновниками. В Казахстане утверждена Государственная программа по формированию системы "электронного правительства", создан и функционирует правительственный web-портал, где собрана различная информация о работе государственных органов. Любой гражданин Казахстана может с помощью Интернета получить интересующую его информацию. Перед агентством стоит задача ликвидации компьютерной неграмотности среди госслужащих посредством их обучения в академии и региональных центрах обучения. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны - при поступлении на государственную службу все кандидаты обязаны пройти компьютерное тестирование. В дальнейшем мы планируем разработать специальные тесты на предмет выяснения, на каком уровне кандидат владеет компьютером.

Внедрение системы "электронного правительства" в работу органов государственного управления позволит изменить характер работы госслужащих, освободиться от рутинной работы, обеспечить эффективный документооборот и в целом повысит качество работы госорганов.

Служа обществу и государству

На современном этапе развития государственной службы особую актуальность приобретают вопросы формирования устойчивого положительного имиджа государственной службы в казахстанском обществе. В своем выступлении, посвященном вопросам административной реформы, Глава государства сказал: "… благодаря труду государственных служащих были достигнуты результаты, которыми гордится сегодня Казахстан".

Эта оценка Главы государства является для нас, государственных служащих, основой для развертывания имиджевой политики.

Поэтому считаю, что необходимо воспитывать государственных служащих, особенно молодых, на лучших примерах служения обществу и государству. Формирование положительного имиджа государственной службы в обществе - неотъемлемая задача всей административной реформы. Здесь можно взять на вооружение лучшее из международного опыта.

Например, в Сингапуре госорганы борются за звание лучшего, всячески пропагандируют свою деятельность, выпускают различную рекламно-имиджевую продукцию о своем министерстве. А в Великобритании лучшему государственному органу на основании решения независимой комиссии при премьер-министре выдается "Знак качественного обслуживания". Знак вручает глава правительства.

Такой подход воспитывает у госслужащих корпоративный дух, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело. Считаю, что и нам необходимо перенимать подобный опыт и вспомнить свои положительные традиции. В этой связи необходимо обеспечить действенное соревнование между госорганами в рамках рейтинга. А лучшие из них, занявшие призовые места, должны пропагандировать свою работу и отмечать своих лучших работников.

Агентство планирует в следующем году организовать издание собственного журнала, который будет освещать работу госорганов, на страницах этого издания мы могли бы обобщать и распространять опыт работы лучших государственных служащих.

Перед органами государственного управления, каждым государственным служащим стоит задача по обеспечению вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира. И для ее выполнения мы должны создать профессиональную государственную службу. Каждый казахстанский госслужащий должен прибавить в работе, четко и добросовестно выполнять свою работу, соблюдать Кодекс чести государственного служащего. Реализацию поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым задачи мы все должны рассматривать как свой патриотический и гражданский долг. Приоритеты определены, есть четкий план действий, который надо неуклонно выполнять.

-----

Новую систему оплаты труда госслужащих в Казахстане планируется внедрить с ноября 2007 года

АСТАНА. 27 октября. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

В целях материального стимулирования труда государственных служащих Агентством РК по делам государственной службы (АДГС) разработан проект рейтинговой системы оценки работы госорганов и правил оценки качества работы госслужащих. Сегодня об этом на открытии международной конференции "Модернизация системы государственного управления в РК: основные приоритеты и механизмы реализации" в Астане сообщил глава АДГС Заутбек Турисбеков, передает Казинформ.

"Проект предусматривает внедрение системы оценки работы госслужащих, результаты оценки будут служить основанием для установления должностного оклада, премирования и установления надбавок за добросовестное выполнение должностных обязанностей", - пояснил З.Турисбеков.

"Существующая ныне единая система оплаты труда госслужащих претерпит серьезные изменения", - подчеркнул председатель Агентства.

Кроме того, как пояснил глава АДГС, согласно проекту, по итогам годовой рейтинговой оценки деятельности госоргана руководитель госоргана, его заместитель и статс-секретарь будут поощряться бонусами.

"Мы понимаем, что одной высокой зарплатой коррупцию не победить, однако она будет дополнительным сдерживающим стимулом для минимизации коррупции в госаппарате", - отметил председатель Агентства.

Новую систему оплаты труда государственных служащих в Казахстане планируется внедрить с ноября 2007 года.

-----

Внедрение стандартов государственных услуг обеспечит прозрачность работы госорганов – глава АДГС З.Турисбеков

АСТАНА. 27 октября. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/

Агентством по делам государственной службы разработана методология разработки стандартов государственных услуг, и в ближайшее время стандарты госуслуг восьми пилотных ведомств, среди которых Минтруда, Минюст, Минздрав, Минфин, Налоговый комитет, акиматы г.Алматы и ЮКО, будут опубликованы в СМИ. Сегодня об этом в ходе международной конференции по вопросам модернизации системы госуправления в Астане сообщил председатель Агентства РК по делам государственной службы Заутбек Турисбеков, передает Казинформ.

"Наши чиновники в силу своей ментальности привыкли администрировать, а не обслуживать граждан, - отметил глава Агентства. - Поэтому необходимо менять не только менталитет, но и формировать новую управленческую культуру".

Как считает З.Турисбеков, внедрение стандартов государственных услуг позволит "обеспечить прозрачность работы госорганов, повысить эффективность принимаемых ими решений, также создать механизм обратной связи между обществом и властью".

Отраслевые стандарты государственных услуг должны быть внедрены всеми госорганами с января 2007 года.

По мнению экспертов Евросоюза, внедрение стандартов госуслуг позволит Казахстану войти в число 30-ти стран мира, работающих по этим стандартам.

-----

Административная реформа - веление времени!

Едил МАМЫТБЕКОВ, член-корреспондент АЕН РК, главный инспектор ОСЭА АП РК, "Казахстанская правда", 27 октября

На открытии очередной сессии Парламента Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев определил основные направления дальнейшего совершенствования системы госуправления, поставил перед Правительством конкретные задачи, вытекающие из седьмого долгосрочного приоритета Стратегии "Казахстан-2030" о создании профессионального государства.

Вопросы совершенствования структуры госорганов, повышения зарплаты госслужащих на основе оценки качества их работы, достижения качества госуслуг, снижения коррупции являются важным фактором успешного вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Поэтому они значимы и актуальны как с политической, так и с социально-экономической точки зрения.

Любая задача требует моделирования процесса, методов решения, получения результата, исходя из поставленных целей. Успеха при этом можно достичь тогда, когда не только изучается, но и применяется успешный опыт других субъектов процесса с учетом их ошибок.
Принципы и ключевые инструменты административной реформы опробованы и дали положительные результаты в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, США. А вот, например, в Канаде из-за стратегической неопределенности и непоследовательности административная реформа "ушла в песок".

Ключевая роль в предстоящей реформе должна быть отведена внедрению всевозможных показателей исполнения поручений. Начинать движение в данном направлении следует с конкретизации принципа разделения денег и власти, структуризации задач и функций, определения количественных и качественных критериев их реализации, мотивационного подкрепления ресурсами и стимулами. Только на этой основе возможно продвижение вперед.

Результатом реформ госуправления в центральноевропейских странах стало создание эффективных, прозрачных и гибких политических институтов, чувствительных к потребностям граждан и способных обеспечить развитие гражданской активности. В этих странах изменилось распределение полномочий между центральными и местными органами власти. К компетенции правительств здесь отнесены стратегия развития государства и общества, внешняя и оборонная политика, проблемы национальной безопасности. Местные органы обеспечивают оказание услуг населению, содействуют экономическому развитию регионов.

На протяжении всего периода независимости Казахстана Глава государства уделяет особое внимание вопросу совершенствования госуправления. Главными критериями в этом процессе определены обеспечение прозрачности функционирования госаппарата, работы административной системы по четким правилам, которые были бы понятны как госслужащему, так и тому, с кем он взаимодействует.

Сегодня деятельность большинства чиновников сводится к реакциям на поступающие запросы, больше половины рабочего времени они тратят на нервную "текучку", а не на планируемую работу. Установление четких правил и четких критериев оценки работы госслужащего стабилизирует ситуацию скорее, чем снятие постоянной угрозы его увольнения. Поэтому необходимо создание иных мотиваций работы, которые будут учитывать интересы госслужащих, каждого получателя госуслуг и, в конечном счете, всего общества.

По данным исследований сегодня госслужащий, независимо от возрастной и должностной категории, считает, что при любых изменениях процесс принятия решений должен оставаться абсолютно закрытым. Для чиновника - это святое. И именно этот постулат должен быть изменен. То есть мотивация служения государству должна быть заменена мотивацией обслуживания общества.

Пока же этого нет. А потому госслужба не совсем полноценно обеспечивает запросы общества. Во-первых, государственная бюрократия не обеспечивает игру по правилам, что важно как для демократических, так и для рыночных институтов. Во-вторых, неудовлетворительное качество услуг и решений госслужбы связано со спецификой принятия решений и оказания услуг, с неэффективностью используемых ими ресурсов. При этом корень проблемы не в недостатке финансирования. Просто существующие ресурсы размещаются не туда, куда следует, а большая часть их расходуется впустую и неэффективно.

В особенности остро этот вопрос стоит в отношении человеческих ресурсов. Государство не может достойно оплатить работу одного высококвалифицированного специалиста, который мог бы заменить пять-шесть менее компетентных работников. Оплата труда в системе госуправления должна быть сопоставима с оплатой труда в частном секторе, а для отдельных групп работников госуправления и госслужбы возможно установление специального порядка оплаты труда. Поэтому установки Главы государства по данному вопросу более чем актуальны.

К сожалению, не существует четких критериев структуры и численности госорганов. Оптимизация госорганов проводится эмпирически, исходя из следующих целей - установления четких полномочий и целей для каждого министерства и ведомства, устранения ненужных функций, возможности дублирования, пересечения. Принятие мер на высоком уровне по проверке адекватности управления и функционирования отдельных министерств и органов управления позволило бы определить оптимальную структуру госорганов и их функциональную способность.

При этом важно четко разделять понятия госфункция и госуслуга. Госуслуга делегируема, а госфункция - нет. Оказание госуслуг должно быть отделено от управления и централизованно для облегчения контроля (сейчас агентства подведомственны министерствам, причем по-разному, а оказываемые ими услуги децентрализованы). Госзакупки, как наиболее коррупциогенный сегмент, должны реализовываться под особо жестким многоуровневым контролем. Поэтому требуется полная инвентаризация госфункций, составление их единого перечня по отраслям.

В основу последней правительственной реорганизации Глава государства положил прогрессивную идею разделения стратегических, исполнительских и надзорных функций. При реализации этой идеи исполнители не задались вопросом: для чего проводится подобное разделение функций и соответствующих структур? Сокращение функций государства это еще не реформа госслужбы, а реформа ее обязанностей. Но без таких изменений не получится и административной реформы.

Президент ставил рыночную задачу четкого выделения роли "покупателя" (министерство) и "производителя услуг" (исполнитель). При таком разделении министерство должно задавать целевые нормативы, определять госзаказ и оценивать произведенные услуги, а роль исполнителя должна заключаться в эффективном выполнении конкретной управленческой функции.

То есть заказчик и исполнитель не должны быть "скованы одной цепью" или составлять единую бюрократическую пирамиду, которая монопольно отвечает за ту или иную сферу госуправления. Как результат - министерства получают возможность, во-первых, сосредоточиться на разработке и внедрении инновационных стратегий госуправления, во-вторых, более объективно оценивать качество и эффективность работы исполнительских агентств, в-третьих, распределять госзаказы на конкурсной основе между различными специализированными как государственными, так и негосударственными производителями.

Исполнительское агентство должно выполнять конкретную, ясно очерченную функцию. Это позволит проверить результаты его работы и определить эффективность данного способа выполнения государственной функции (производства социальной услуги). Отношения при этом министерств с исполнительскими агентствами должны строиться на основе конкретных бизнес-планов, а с руководителями агентств целесообразно заключать срочные договоры.

Здесь уместен в качестве примера удачной административной реформы опыт Великобритании. В свое время М. Тэтчер и Дж. Мэйджор заставили каждое британское министерство проанализировать свои функции и определиться, что делать: упразднить данную функцию, продать, передать ее выполнение по контракту, оставить как есть или создать исполнительское агентство. За 1988-1996 годы в Великобритании было создано 126 агентств - псевдоадминистративных правительственных организаций или корпораций, работающих с центрами на основе договоров. Раз в три года или пять лет министерства решают судьбу каждого агентства заново, определяя, не следует ли его целиком или какие-то подразделения ликвидировать или продать.

У нас ничего подобного нет. Министерства и агентства не представляют никаких конкретных корпоративных планов, нет личных контрактов с руководителями. Ничего не слышно о внедрении в государственной сфере предпринимательского управления и корпоратизации бюджетных организаций, конкуренции поставщиков социальных услуг, о перестройке государственного финансирования здравоохранения и образования на основе конкурентного выбора потребителей. Проведенные ранее административные реформы сводились к очередной аппаратной перетряске. Между тем если под реформой понимать действительное обновление государственного управления, то это должно означать фундаментальную трансформацию государственных организаций с целью повышения их эффективности, увеличения объемов и качества госуслуг. То есть организационно обновление означает такую реструктуризацию государственных организаций и систем, которая радикально изменит "культуру" их деятельности.

Административная реформа будет успешной, если:

u установить и неуклонно обеспечивать зависимость поощрения, оценки и самого существования государственных организаций от достигнутых ими результатов;

u предоставить потребителям возможность конкурентного выбора услуг, предоставляемых государственными организациями, а там, где это невозможно, установить максимальное влияние потребителей на оценку результатов деятельности государственных организаций;

u расширить самостоятельность государственных организаций и служащих, территориальных и профессиональных сообществ, обязав их отвечать за результат.

Сегодня чиновничество больше связано с мобильными общественными слоями. Эти люди не отгорожены от бизнеса, в отличие от традиционного советского чиновничества, для которого предпринимательство было чуждо. Поэтому шансы на успех имеет та реформа, в которой этот слой что-то выиграет для себя лично и, что еще важнее, сможет эффективно реализовывать свои функции. Такую реформу, ориентированную на рационализацию и эффективность, можно назвать технократической.

Технократический акцент на эффективность исполнения поставленных задач снимает остроту некоторых политических вопросов и ведет к большей гибкости реформирования. Тот или иной высокопоставленный чиновник может попросить дать ему возможность экспериментировать, воздействовать на свой аппарат. Из этого вытекает и решение проблемы достойной оплаты труда чиновников, без которой невозможно рекрутировать новые профессиональные кадры. Оплаты, замечу, не гарантированной. Ведь только возможность соотносить оплату с эффективностью работы конкретного чиновника - есть эффективный путь к решению проблемы.

При рассмотрении проблемы административной реформы выделяют три относительно самостоятельные задачи: повышение прозрачности, разделение политической и административной сфер деятельности чиновников, принимающих решения в обеих областях, регулирование конфликтов интересов. К этому кругу задач следует причислить также введение электронного документооборота, которое должно касаться не только госорганов, но и нацкомпаний. Это позволит экономить время, принимать решения быстро и гласно, расширить доступ к информации. Прозрачность документооборота создаст предпосылки для уменьшения коррупции. Решение других вопросов зависит от принципиальной смены механизмов принятия решений и всей системы управления.

В работе чиновника можно выделить три уровня планирования деятельности. Стратегическое - когда чиновник знает, что действия в конкретном направлении принесут обществу определенный результат. Оперативное - проведение решений в целевой рамке, соответствующей ведомственному интересу или плану издания документов. Тактическое - выполнение чиновником текущих поручений и указаний.

Анализ показывает, что главной задачей структурной реформы Правительства должно быть ограничение зоны оперативного планирования, ведь чем больше ведомств, тем больше оформленных интересов, постоянно сталкивающихся в межведомственной борьбе. Около 30-40 процентов рабочего времени заместителя министра или начальника департамента уходит на межведомственные согласования.

Не менее важной задачей и одновременно действенным инструментом административной реформы является информационная открытость органов государства и всей сферы производства социальных услуг. Ведь для того, чтобы оценить эффективность работы органов госуправления и бюджетных организаций, нужна доступная, надежная и проверяемая информация об условиях и результатах их деятельности, то есть действенные каналы обратной связи, через которые потребители могут доносить собственную оценку получаемых услуг и свои требования по устранению недостатков.

Вопросы доступа к информации и транспарентности органов госуправления в последнее время часто оказывались в центре общественных дискуссий и внимания экспертов в развитых странах. Во многих государствах приняты законодательные акты по доступу к государственным информационным ресурсам. Обобщая международный опыт, можно определить важнейшие механизмы, выступающие индикаторами открытости госуправления.

Во-первых, законодательное закрепление права на информацию, в том числе на доступ к информации о деятельности органов госвласти, и обязанности госорганизаций по информированию граждан об условиях, планах и результатах своей деятельности.

Во-вторых, прозрачность тендеров на выполнение госзаказов и подрядов, наличие специального независимого института (омбудсмена, инспектора) для рассмотрения претензий к торгам.

В-третьих, публикация реальных результатов деятельности в сравнении с установленными стандартами; компенсации потребителям в тех случаях, когда госорганы не соблюдают стандарты обслуживания.

В-четвертых, системы потребительской информации, обеспечивающие легкодоступную и точную информацию о социальных услугах: их содержании, ответственных за их предоставление, о качестве и стоимости услуг каждого поставщика.

В-пятых, регулярное измерение результатов работы поставщиков социальных услуг, публикация и сравнительный анализ данных, регулярный мониторинг запросов клиентуры, проведение и публикация опросов мнения потребителей социальных услуг.

Понятно, что система открытости власти должна иметь законодательную базу. Между тем нормативное обеспечение права на информацию у нас недостаточно совершенно.

Практически все органы исполнительной власти создали общедоступные сайты в сети Интернет. Это важный и полезный шаг. Однако официальные сайты страдают недостатком сведений, выборочностью информации, нерегулярностью ее обновления, затрудняют и часто делают невозможной независимую экспертизу деятельности органов исполнительной власти. Общим слабым местом всех официальных сайтов является их крайняя официозность, слабость обратной связи, почти полное отсутствие интерактивных сервисов. Создание системы информирования граждан о деятельности органов власти сдвинулось с мертвой точки, но достигнутые результаты пока трудно назвать удовлетворительными.

Требуется законодательное регулирование проблемы, которое должно строиться не только на определении общественно значимых сведений, в том числе обязательных к опубликованию данных о деятельности органов власти, но, прежде всего, на законодательном закреплении права гражданина на получение таких сведений и ответственности государственных организаций, должностных лиц за нарушение права на информацию.

Самое же главное - необходимо целенаправленно развивать интерактивные коммуникации органов исполнительной власти с потребителями, в том числе создавать системы разнообразных электронных услуг.

Конечно, после законодательного закрепления правил предоставления информации и рассмотрения жалоб, не будет моментальных сдвигов. Можно ожидать, что чиновники будут нарушать установленные правила. Поэтому в центре и на местах необходимо назначить специальных уполномоченных (инспекторов) по жалобам граждан, не нашедшим должного рассмотрения в органах власти.

Представленная программа мер по налаживанию реальных связей с общественностью должна быть встроена в более широкий стратегический контекст. Вместе с такими ключевыми инструментами административной реформы, как корпоратизация и предпринимательское управление в государственном секторе, конкуренция поставщиков социальных услуг, конкурентный потребительский выбор, стандарты качества социальных услуг и гарантии потребителю, предложенные меры при их последовательном применении могут и должны изменить казахстанское чиновничество и бюрократию.

Существующие проблемы достаточно серьезны, сдерживающие факторы весьма существенны, а цель представляется чрезвычайно сложной для достижения. Однако все вышесказанное как раз и должно послужить тому, чтобы еще раз убедиться в необходимости проведения реформы, которая существенно изменила бы заинтересованные стороны в правильном функционировании органов государственного управления. В вопросах совершенствования госуправления и административной реформы нужны не точечные надстройки или изменения, а применение системного подхода, который должен дать Казахстану эффективный госаппарат, оптимизировать процесс вхождения страны в число 50 развитых стран мира.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК принял делегацию Королевства Саудовская Аравия 31.10.2006
Казахстан отказывается от "русских букв" 31.10.2006
Сенаторы предлагают увеличить гарантированный трансферт из Национального фонда 31.10.2006
Боливия завершила национализацию нефти и газа 31.10.2006
На президентских выборах в Болгарии победил действующий президент 31.10.2006
Президент Бразилии переизбран на второй срок 31.10.2006
Акценты динамизма 30.10.2006
Сохраняется тенденция снижения объема торговли между государствами ЕврАзЭС 30.10.2006
Высокое звание - государственный менеджер 30.10.2006
Лукавство бюджета: цифр много, а денег больше нет! 30.10.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
15.10.19 Вторник
92. САРТАЕВ Султан
88. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
85. БИБАТЫРОВА Гайникен
81. КАМАЛОВ Наиф
80. АЙТБЕМБЕТ Бегалы
72. ИСАХОВ Орынбасар
72. НУРГАЛИЕВА Енлик
64. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
63. УМИРЗАКОВ Серикбай
62. КУЛМАНОВ Амангельды
61. РЫСБЕКОВ Мырзабек
60. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
59. АЙДАРБЕКОВА Кулия
58. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
56. ТАКАМБАЕВ Муратбек
...>>>
16.10.19 Среда
82. ГРИЩЕНКО Евгений
70. МЕНЛИБАЕВА Улмекен
67. ОРАЗОВ Кулыбек
66. ТУРСЫНБЕКОВ Сержан
65. БУБЕНКО Владимир
60. ДЖОЛДАСПАЕВ Булат
58. КУАТБАЕВ Айдар
57. БИТЕНОВ Жанат
56. АЛДАНИЯЗОВ Нурлан
56. МАХМУТОВА Меруерт
55. САГИЕВ Гани
53. МАМБЕТКАЗИЕВ Тимур
48. АЛПЫСБАЕВ Аманжол
47. ХАЛЫК Балтабек
45. ЖЕКСЕНБАЙ Айдос
...>>>
17.10.19 Четверг
87. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
81. САБИТ Мурат
71. МАЛЫШЕВА Валентина
70. ЖУСУПОВА Роза
68. МУХТАРОВ Нуртас
65. ТИЛЬ Виктор
63. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
63. КОЖАН Толебай
62. УСЕНОВА Нурила
60. РАЙМБЕКОВ Каналбек
58. БАТТАЛОВА Зауреш
52. БОРАНБАЕВ Анвар
51. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
51. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
50. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz