Артем МИУСОВ, "МК в Казахстане", 1 ноября
По решению суда в Шымкенте недавно закрыли христианский институт "Елим" и духовную семинарию "Юго-Запад", которые создали миссионеры из Южной Кореи. Причем институт "Елим" готовил проповедников не только для работы в Казахстане, но в Узбекистане, России, Белоруссии, Таджикистане.
Активная деятельность южнокорейских миссионеров в Центральной Азии вызывает в последнее время беспокойство. Под вывеской различных центров по обучению иностранным языкам и компьютерной грамотности, предоставлению медицинских услуг корейские миссионеры налаживают тесные контакты с молодежью и социально уязвимыми слоями населения. И все чаще раздаются голоса о появлении очередной очень активной секты. В южной столице сегодня более 200 различных сект. Опасны ли они? Вот лишь два мнения.
Алексей Дорогин, церковнослужитель Вознесенского кафедрального собора:
- Казахстан - страна светская, где церковь отделена от государства. В законе говорится, что все религии равны. Конечно, нам бы хотелось подчеркнуть свою исключительность, но ни ислам, ни православие не оказывают никакого давления на казахстанцев. Секты это понимают, и стараются всячески привлечь к себе внимание. Раздают буклеты и журналы на улицах, буквально навязывают. Пользуются тем, что люди падки на все бесплатное. Более того, в сектах молодых и перспективных адептов встречают чаем с пирожными! Согласитесь, приятно, когда к твоей персоне такое отношение. Люди там чувствуют свою значимость. Опасно то, что, попадая в секту, человек начинает испытывать психологическую зависимость.
Какие еще секты сейчас действуют в Казахстане? Например, запрещенные в Москве кришнаиты и свидетели Иеговы. Есть сатанисты. Есть секта поклонников учения Порфирия Иванова, это те, которые обливаются холодной водой на речке Бутаковка. Они утверждают, что проповедуют безобидный способ оздоровления, однако российские сектоведы считают, что это секта в чистом виде. Уже давно в Алматы работает Центр дианетики, или саентологии. Есть поклонники Саи Бабы - мудреца, который живет в Индии. "Гербалайф" - это тоже секта, только коммерческая.
Анатолий Косиченко, доктор философских наук:
- Несколько лет назад я делал для администрации президента закрытый доклад "Межконфессиональное согласие в условиях глобализации". В нем большая глава была посвящена деятельности на территории Казахстана нетрадиционных религиозных организаций, иначе называемых сектами. Вообще-то я очень не люблю употреблять слово "секта". Могу объяснить эту нелюбовь тем, что в Казахстане до сих пор никто не может сказать, что такое секта. Ситуация складывается такая же, как с порнографией. Никто не может дать ей однозначного определения. В законе "О религии и свободе вероисповедания", принятом в 1992 году, тоже нет определения понятия "секта". Есть лишь "нетрадиционные религиозные объединения. Что же касается наказания, предусмотренного для руководителей "нетрадиционного религиозного объединения", наносящих вред психике человека, то закон отсылает нас к Уголовному кодексу. Хотя в нем тоже нет главы о деятельности сект. Получается, что на территории Казахстана, где действует самый либеральный в мире закон о религиях, - настоящий рай для новых пророков и адептов различных сект, вплоть до сатанистских. |