"Ак Орда", 13 ноября
На заседании были рассмотрены вопросы развития жилищного строительства, обеспечения безопасности дорожного движения, регулирования игорного бизнеса в Республике Казахстан.
С докладом о ходе исполнения государственной жилищной программы и исполнения поручений Главы государства в этой сфере выступил председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Кайсар Омаров. Было отмечено, что Казахстан сохраняет лидерство на постсоветском пространстве не только по темпам экономического роста, но и в сфере развития жилищного строительства. В 2005 году в эксплуатацию введено свыше 5 миллионов квадратных метров жилья, в 2006 году планируется ввести около 6 миллионов квадратных метров. Темпы строительства жилья в полтора раза превышают показатели, первоначально запланированные Государственной программой. Отмечается также ежегодный рост числа людей, занятых в строительстве. В настоящее время в этой отрасли трудится свыше 200 тысяч человек.
Отметив правильность выбранного курса, Президент обратил внимание членов Совета Безопасности на наличие в данной сфере отдельных нерешенных проблем.
Особую актуальность в преддверии вступления Казахстана в ВТО приобретает необходимость принятия мер по повышению конкурентоспособности отечественной промышленности строительных материалов. Отмечено, что доля импорта строительных материалов по-прежнему превышает объемы внутреннего производства. В свою очередь недостаточное развитие отрасли сдерживает темпы жилищного строительства.
Местные исполнительные органы не принимают должных мер по финансированию жилищной инфраструктуры для удешевления строительства жилья, что позволило бы сделать его более доступным для населения с низким уровнем доходов. Были высказаны также претензии в адрес Правительства, не обеспечившего до настоящего времени необходимой координации действий участников Госпрограммы, и надлежащего контроля за ходом ее реализации, что приводит к неполному освоению бюджетных средств и сдаче жилья со значительным опозданием.
В этой связи Глава государства поручил Правительству принять комплекс мер по контролю за целевым и своевременным освоением выделяемых в рамках Госпрограммы бюджетных средств. Также должны быть приняты меры по повышению персональной ответственности руководителей местных исполнительных органов.
Особое внимание Глава государства обратил на необходимость оптимизации жилищного законодательства. До настоящего времени не создана отвечающая международным стандартам национальная база технического регулирования. Ряд строительных нормативов не соответствует современным требованиям. В результате, имеют место случаи, когда строительными компаниями самостоятельно устанавливаются классность строящихся объектов, нормы их отделки.
Отмечена бессистемность застройки городских территорий и то, что не все крупные города имеют генеральные планы развития. При строительстве домов зачастую застраиваются детские площадки, не всегда предусматривается создание необходимой социальной инфраструктуры. Продолжается практика использования отдельными строительными компаниями некачественных или бывших в употреблении материалов. В эксплуатацию принимается недостроенные дома, не обеспечивается соблюдение норм безопасности.
Исходя из этого, Президент поручил Министерству индустрии и торговли до конца 2006 года принять исчерпывающие меры по приведению подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством.
Особое внимание было уделено проблеме самовольного захвата земельных участков. Правительству даны поручения по изучению потребностей и фактической обеспеченности населения земельными участками в разрезе регионов, упрощению процедуры получения займов на строительство индивидуального жилья, развитию коммуникаций и инфраструктуры. На Министерство юстиции возложена задача по упрощению процедур регистрации прав на землю, недвижимое имущество и сделок с ними.
Акимам регионов поручено, наряду с дальнейшим развитием индивидуального жилищного строительства, решить вопросы привлечения дополнительных инвестиций для строительства недорогого жилья. Поставлена задача обеспечить максимальную прозрачность и регулярное информирование населения о действующей системе жилищных строительных сбережений и других насущных вопросах развития жилищного строительства.
В связи с продолжающимися нарушениями законности в строительной сфере на Генеральную прокуратуру возложено провести проверку в области жилищного строительства, по всем фактам выявленных правонарушений дать принципиальную оценку и принять адекватные меры прокурорского реагирования.
Наряду с указанием об искоренении нарушений в сфере распределения коммунального жилья, Глава государства поручил Правительству сформировать единую прозрачную систему распределения жилья, построенного за счет кредитных средств в рамках Госпрограммы, с четким ранжированием социальных групп населения.
На заседании обращено внимание на несоблюдение банками второго уровня, участвующими в реализации Госпрограммы, своих обязательств в части уменьшения сумм комиссионных сборов за оказываемые услуги.
Также предметом обсуждения стала проблема обеспечения жильем военнослужащих. В целях ее решения Президентом страны предложено изучить вопрос внедрения накопительной системы для данной категории граждан страны.
О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Казахстан участникам заседания доложил председатель Комитета дорожной полиции Министерства внутренних дел Омирзак Тусумов.
Президент подчеркнул, что в стране сложилась поистине катастрофическая ситуация с людскими потерями в результате дорожно-транспортных происшествий. Это требует принятия кардинальных и решительных мер. За неполные четыре года (с 2003 года) на дорогах республики совершено более 57 тысяч ДТП, в которых погибли около 13 тысяч и более получили ранения 69 тысяч человек. Изучение причин аварий и травматизма на дорогах показывает, что основной ее причиной является человеческий фактор. Компетентные органы, несмотря на предпринимаемые меры, пока не в состоянии минимизировать масштабы аварий и травматизма на дорогах.
Исходя из этого, Президент поручил Министерству внутренних дел совместно с Министерством юстиции проработать вопрос внесения необходимых изменений в законодательство. Они будут касаться установления административной ответственности владельцев автотранспортных средств за нарушения правил дорожного движения, выявленные с использованием современных технических средств, появляющихся на дорогах страны. Также будут введены наказания за неправомерное использование на автотранспортных средствах специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
Наряду с этим поставлена задача по ужесточению санкций за управление автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: лишение водительских прав на 2 года при первом факте, на 5 лет – за повторное нарушение и пожизненное лишение прав на вождение при совершении аналогичного нарушения в третий раз.
На заседании отмечена тенденция роста аварий на дорогах с участием автомашин с правым рулем. Для решения этой проблемы МВД и Министерству индустрии и торговли поручено внести в Правительство проект постановления о введении с 1 января 2007 года запрета на ввоз в Казахстан автомобилей с правым расположением руля, а через три года - полном запрете на их эксплуатацию на территории страны.
Было также отмечено, что на уровень аварийности на дорогах общего пользования существенное влияние оказывает состояние самих дорог. В настоящее время из 91 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования около одной трети (38 тысяч километров) находится в неудовлетворительном состоянии, в том числе, 10,8 тысячи километров дорог республиканского значения.
В этой связи Президент страны поручил Правительству принять исчерпывающие меры по разработке и утверждению порядка согласования с органами дорожной полиции нормативной и проектно-технической документации на проектирование, строительство, ремонт, реконструкцию и содержание автомобильных дорог в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения".
На заседании отмечено, что одной из причин высокого уровня аварийности по вине неопытных водителей является несоответствие качества их подготовки предъявляемым требованиям. Исходя из этого, Глава государства дал задание разработать стандарты обучения водителей и подготовить соответствующее решение Правительства по наделению МВД полномочиями по государственному лицензированию образовательной деятельности по обучению вождению автомототранспорта.
В свою очередь Министерству образования и науки совместно с МВД и Министерством здравоохранения поручено разработать и с 2007 года включить в государственные стандарты среднего общего образования обязательные программы обучения водителей и оказания неотложной медицинской помощи.
В целях системного решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения акимам регионов необходимо разработать соответствующие среднесрочные региональные программы.
С докладом о регулировании игорного бизнеса в стране выступила министр финансов Республики Казахстан Наталья Коржова.
Как известно, необходимость комплексного изучения Правительством возможностей переноса игорных заведений за пределы крупных городов, в первую очередь, из Астаны и Алматы, была предложена Главой государства на заседании Совета Безопасности в мае 2005 года. В ноябре прошлого года на расширенном заседании Правительства было дано дополнительное задание по упорядочению игорного бизнеса. Отдельно Правительству поручалось разработать законодательную базу, регулирующую игорный бизнес. Соответствующие проекты законов были внесены в Парламент в начале мая этого года. В этой связи Президент страны указал на недостаточные темпы решения поставленной задачи.
В ходе рассмотрения прозвучала информация о тенденциях роста общего количества игорных заведений. По состоянию на 1 октября 2006 года в целом по республике количество субъектов, осуществляющих деятельность в игорном бизнесе, составляет 1127, количество игорных заведений – 2209, из них 132 казино, 2023 залов игровых автоматов, 53 букмекерских контор и 1 тотализатор. Количество объектов игорного бизнеса, то есть единиц игорного оборудования, составило 24 561, в том числе 946 игровых столов, 23534 игровых автоматов с денежным выигрышем, 80 касс букмекерских контор и одна касса тотализатора.
Внимание членов Совета Безопасности было обращено на практику регулирования деятельности игорных заведений за рубежом. Отмечен опыт ряда стран по концентрации таких объектов в специально отведенных для них территориях. Например, в США казино могут размещаться только в Лас-Вегасе и Атлантик-Сити, а в Китае только в Макао, несмотря на огромные территории и население этих стран. В ряде стран игорный бизнес запрещен вообще.
Президент страны предложил Парламенту ускорить рассмотрение законопроекта "Об игорном бизнесе" и представить его в установленном порядке на подпись Главе государства.
Правительству поручено обеспечить доработку представленного в Парламент законопроекта об игорном бизнесе, определив сроком введения закона в действие 1 января 2007 года. С этой даты казино и залы игровых автоматов могут функционировать на законных основаниях только в городах Капшагай и Щучинск.
Глава государства отметил, что в ближайшее время издаст соответствующий Указ. В этой связи даны конкретные поручения Правительству, акимам городов Астана, Алматы, Алматинской, Акмолинской и других областей по реализации поставленной задачи. |