Виталий ВОРОНОВ, председатель правления общественного фонда "Транспаренси Казахстан", "Око", 17 ноября
Прежде чем обсуждать обозначенную проблему, нужно, как мне представляется, попытаться договориться о понятиях.
На недавнее предложение общественного антикоррупционного фонда "Транспаренси Казахстан" о сотрудничестве в исследовании и изучении нарождающейся и разрастающейся как снежный ком проблемы рейдерства в нашей стране руководство Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) ответило буквально следующее: "… понятие "рейдерство" в действующем законодательстве Республики Казахстан не определено. С учетом специфичности данной деятельности, а также "размытости" грани между законной предпринимательской деятельностью и насильственным захватом бизнеса, дать четкое определение этому явлению в настоящее время достаточно сложно…".
Агентство согласилось с нашим предложением о необходимости разработки практических рекомендаций по борьбе с рейдерством посредством создания межведомственной рабочей группы с привлечением специалистов - представителей негосударственных общественных объединений, юридических компаний, предпринимателей.
Думается, что по вышеуказанной причине любое рассуждение на эту тему пока не может претендовать на глубину и всесторонность и будет носить несколько дилетантский характер.
В самом общем виде под "рейдерством" подразумевают недружественный захват собственности финансово-привлекательных объектов путем инициированного бизнес-конфликта. Еще проще говоря, "рейдерство" - это незаконный захват чужого бизнеса. Жертвами "рейдеров" становятся в основном организации и предприниматели, имеющие в собственности хоть сколько-нибудь значимое имущество (как правило, недвижимость), не обладающие службой собственной экономической безопасности и квалифицированной юридической поддержкой, и как следствие - не способные оказать "рейдерам" должный отпор. Рейдерским атакам подвергаются как крупные промышленные гиганты, исследовательские институты, банки и т.д., так и предприятия, принадлежащие субъектам малого предпринимательства.
Самый большой и печальный опыт такого рейдерства из стран-соседей имеет Россия. Об этом достаточно много говорили ее представители на состоявшемся в Астане 21 - 22 сентября т.г. заседании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ).
По их мнению, рейдерство в России приобрело угрожающий для развития экономики масштаб. Бороться с ним крайне сложно, и эта работа должна идти, прежде всего, с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Однако эта борьба должна вестись крайне аккуратно, чтобы не помешать функционированию цивилизованного рынка слияний и поглощений, причем россияне сталкиваются в основном с двумя проблемами недружественных поглощений бизнеса: проблемой защиты прав собственности на акции, а также защиты прав добросовестных приобретателей.
Прежде при захватах предприятий рейдеры использовали слабости закона РФ о банкротстве, сегодня же благодаря его новой редакции эта проблема практически решена, и число захватов предприятий, происходящих через институт банкротства, резко сократилось. Сейчас рейдеры для захвата предприятий используют в основном пробелы корпоративного законодательства. Самое слабое место корпоративного права связано с оборотом акций. В России института защиты прав собственника акций нет, и сегодня захват предприятия в России сводится, по большому счету, к захвату реестра.
Самый циничный способ захвата акционерных обществ: накануне праздников или выходных рейдеры силой входят на предприятия, уничтожают реестр, пишут новый, в ближайшие рабочие дни получают решение суда о действительности этого реестра, после чего у бывшего собственника нет никаких шансов доказать свои права.
Вторая проблема сферы захвата предприятий в РФ связана с оспариванием защиты добросовестных приобретателей. В России эта система защищает организаторов захватов. Сегодня доказывать нарушения при сделке должен бывший собственник, и если это ему удастся, он может претендовать только на материальную компенсацию. Эксперты же считают, что бремя доказывания чистоты сделки должно быть возложено на приобретателя.
Почему я так много внимания уделил России?
Потому что российский опыт может оказаться для нас очень полезным. Умный потому и умный, что учится на ошибках других, а мудрый вообще принимает меры по их недопущению. Конечно, нигде в мире нет такого рейдерства, как в России. В мировой практике рынок поглощений - один из самых тонких и цивилизованных, хотя ни в одной правовой системе мира проблема рейдерства окончательно не решена до сих пор, поскольку она требует комплексного решения.
Почему наш антикоррупционный фонд так озаботился этой проблемой?
Во-первых, потому, что в рамках международной организации "Транспаренси Интернешнл", функции отделения которой мы выполняем, накоплен большой объем полезной информации об опыте противодействия этому явлению во многих странах, включая расположенные на пост-советском пространстве. И эта информация могла бы быть очень полезной для Казахстана, не достигшего еще пика распространения рейдерства. В частности, "Транспаренси Интернешнл" имеет большой опыт по созданию антикоррупционных ресурсных центров в странах Восточной Европы, которые могли бы у нас, в случае создания в крупных городах, выполнять и функции своеобразных центров оказания помощи бизнесменам, страдающим от рейдерства.
Во-вторых, в фонд все чаще и чаще стали обращаться предприниматели, подвергшиеся нападению рейдеров и оказавшиеся беззащитными в рамках существующей в стране правовой системы. В-третьих, рейдерство в Казахстане существует и развивается в основном в тесной связке с коррупцией правоохранительной и судебной систем.
Даже тот небольшой, в том числе и личный - адвокатский, исследовательский опыт изучения проблемы рейдерства позволяет сделать предварительный вывод о специфичности, даже о своеобразной оригинальности, казахстанских способов противозаконного захвата бизнеса. В основном они (эти способы) составляют арсенал так называемых "черных рейдеров", не задумывающихся даже об обеспечении внешней законности действий. По сути дела, речь идет о банальном рэкете, только обретшем другие формы. Собственнику привлекательного бизнеса просто и прямо предлагают либо подарить предприятие, землю, акции и пр. конкретному юридическому или физическому лицу, либо продать за бесценок. Если у него не окажется надежной и влиятельной "крыши", то проблемы неминуемы. Смельчаки предпочитают бороться по принципу: поделом тому, кто сдался, сильным побеждать дано. К сожалению, успешных примеров очень и очень мало.
Зато обратных примеров - миллион, причем похожих друг на друга как близнецы-братья, поскольку осуществляются по практически одной схеме. Буквально на следующий день к "отказнику" в массовом порядке начинают высаживаться "десанты" представителей правоохранительных и контролирующих госорганов, до этого весьма благосклонно относившихся к деятельности того же предпринимателя или юридического лица. При этом не только применяются различные санкции в виде штрафов, запретов, ограничений, но зачастую под разным предлогом "неожиданно" отменяются ранее выданные разрешения или документы, включая те, которые были положены в основу построения бизнеса (в основном - решения об отводе земельного участка под различные нужды).
Попытки защититься от такого наезда путем обжалования действий и решений "представителей" государства в прокуратуру или в суд, как правило, оказываются малоэффективными. А если вдогонку против самых строптивых организуется и возбуждение уголовного дела со всеми вытекающими последствиями, то финал противостояния прогнозировать достаточно легко. По большому счету, проблема рейдерства в Казахстане не является в чистом виде проблемой борьбы с этим явлением в общепринятом его понимании. У нас рейдерство без коррупции существовать и развиваться не может. Если речь идет не о коррупции, то, как минимум, о злоупотреблениях своими полномочиями со стороны госчиновников, особенно - носящих погоны или облеченных в мантии. Без них рейдер практически бессилен.
Именно здесь кроется ответ на вопрос о возможности противодействия распространению любой формы рейдерства в нашей стране. Организованное противодействие возможно и необходимо в комплексе антикоррупционных мероприятий, проводимых в настоящее время. Сюда можно отнести и совершенствование законодательства, и его антикоррупционную экспертизу, а также повышение прозрачности и ответственности в сфере принятия и реализации государственно-властных решений и усиление ответственности, скорее всего, даже - ее неотвратимости, за допущенные нарушения законов.
Один - два успешных, ставших общеизвестными, примера борьбы с рейдерами, завершившихся привлечением их к ответственности, были бы очень полезны для появления уверенности у предпринимателей в возможности такой борьбы, их консолидации и объединении усилий. Большую роль в этом могут сыграть и средства массовой информации. Правда, сразу оговорюсь: при этом не должны допускаться отступления от закрепленного в Конституции принципа "презумпции невиновности": никто не может быть объявлен преступником, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. |