Иван Преображенский, Страна.Ру, 22 ноября
В среду федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подвела итоги первого года работы кабинета министров, созданного "большой коалицией" в составе ХДС/ХСС и СДПГ. "Большая коалиция за 12 месяцев сделала больше, чем иное правительство за годы", - заявила она в интервью газете "Бильд". Однако лишь один процент граждан Германии, по данным опроса, проведенного журналом "Штерн", ставят правительству Ангелы Меркель оценку "отлично". 42% немцев оценивают его работу на "удовлетворительно". А руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в интервью Cтране.Ru заявил, что поставил бы кабинету Ангелы Меркель "пять с минусом" за внешнюю политику и "твердую тройку" - за внутриэкономическое развитие.
- Насколько удачным можно назвать первый год правления Ангелы Меркель?
- Эта коалиция недаром называется большой, так как она заранее предполагает, что будут забыты максимальные цели, которая каждая из партий заявляла в своей программе перед выборами. Таким образом, это правительство компромисса. Этим же обуславливается половинчатость реформ, которые мы наблюдали за последний год. В частности, речь идет о реформе в сфере налогообложения предприятий и повышении НДС с 16 до 19 процентов. Что касается реформы здравоохранения, то именно по причине компромисса между ХДС и СДПГ ей недовольны все. И граждане, и даже коллеги министров по правящим партиям "большой коалиции". Основные успехи в области экономики - это скорее наследство непопулярной политики кабинета Герхарда Шредера. Речь идет, в первую очередь, о высоком росте ВВП в этом году на 2,5 процента (ранее предполагалось 1,5%) и ожидаемом в следующем 2007-м полуторапроцентном росте. Также можно назвать позитивной ситуацию на рынке труда. Несмотря на рост так называемых "долгосрочных безработных", в общем, количество нетрудоустроенных граждан Германии снизилось до 4,4 млн, то есть это менее чем 10% от экономически активного населения.
- А что касается внешней политики?
- С точки зрения внешней политики это достаточно успешный год. Достигнуто устойчивое понимание с США на уровне личных симпатий Меркель-Буш. Действительно реанимирована идея создания единого рынка между Северной Америкой и ЕС. Идея старая, но она сейчас опять поставлена на одну из приоритетных позиций во взаимоотношениях между ЕС, а точнее Германией и Северной Америкой в лице США. Соответственно, наблюдается достаточно динамичное развитие отношений с Россией. Не оправдались опасения, которые высказывались многими экспертами накануне создания коалиции, перед вступлением Меркель в свою должность. Охлаждения отношений не наступило. Однако развитие идет в рамках заявленной цели о том, что Россия - стратегический партнер, и Германия продолжает политику прежнего правительства. В то же время, это происходит в рамках единой политики Евросоюза, примером чему был дипломатичный ответ Ангелы Меркель на российское предложение Германии поучаствовать в освоении Штокмановского месторождения. Причина удачной внешней политики Берлина - это удавшийся союз между канцлером, представляющим ХДС/ХСС, и министром иностранных дел от СДПГ.
- Можно ли говорить об охлаждении отношений Германии и Франции?
- Об охлаждении говорить нельзя. Хотя действительно имеет место ожидание предстоящей смены правительства и президента Франции. Однако очевидно, что в Париже, как и при приходе к власти Ангелы Меркель, готовы сохранить преемственность внешнеполитического курса. Кроме того, Франции придется считаться с тем, что ее партнер и сосед по ЕС стал другим после объединения и за последние годы, и любому правительству в Париже придется считаться с возрастающей ролью Германии.
- В экспертной среде обсуждается информация о то, что Германия, в связи с отказом Москвы подписывать Энергетическую хартию, настаивает на внесении части положений этого документа в разрабатываемое новое соглашение с Россией. Правда, по слухам, этому противодействуют некоторые страны Восточной Европы. Так ли это?
- Абсолютно верно. Германия сегодня стремится реализовать концепцию так называемой "новой восточной политики ЕС", которую разработали в недрах МИДа и которая с такими большими трудностями сейчас обретает свои контуры. Федеральное дипломатическое ведомство и канцлер согласовывают окончательные ее положения. В рамках этой политики, соответственно, Россия занимает одно из ведущих мест, включая вопросы энергетической безопасности. Ей будут, в связи с этим, сделаны соответствующие предложения. Не случайно Германия предлагает расширить эту политику на Черноморье, Кавказ и на страны Центральной Азии, которые являются одними из основных альтернативных источников поставки углеводородного сырья.
- Но не будет ли попытка ЕС повысить свое влияние в Средней Азии негативно воспринята в Москве?
- Германия - это та страна, которая старается учесть в сложной матрице интересов то стратегическое место, которое занимает Россия по отношению как к ней самой, так и по отношению к ЕС. Берлин действительно понимает всю сложность взаимоотношений между Россией и Европой в целом в рамках, скажем так, необходимости соблюдения баланса интересов в энергетической сфере. Именно поэтому Германия - та страна, которая, не афишируя этого, остается партнером России, способным довести до своих партнеров по ЕС точку зрения Москвы. Конечно, восток Европы - это, в первую очередь, Польша, а также Латвия, Литва, Эстония - будет пытаться разыгрывать карту маленьких стран с точки зрения равноправия в рамках ЕС. У них есть голос, и они постараются заявить о необходимости соблюдения их интересов в сложном балансе - ЕС-Россия. Вследствие чего Германии придется продолжать играть роль неявного посредника. В том числе, через попытку включения в новый договор о стратегическом партнерстве с Россией части Энергетической хартии в связи с отказом Москвы подписывать транзитный протокол.
В будущем, вероятно, это будет компромиссное решение, которое устроит и ЕС, и Россию. По новому договору о стратегическом партнерстве Евросоюз может получить именно регулируемый, но не свободный доступ к российской трубопроводной сети. При этом Брюссель возьмет на себя обязательства по развитию трубопроводной сети, то есть соответствующие инвестиции. И также - сотрудничать с Россией в освоении месторождений углеводородного сырья не в виде компенсаций, а в форме взаимовыгодной кооперации. Конечно, при этом неизбежен также учет интереса Москвы к доступу к конечному рынку сбыта газа. В этом случае ни о каком грубом вмешательстве в дела России речь больше идти не будет.
- Может ли эта предполагаемая повестка дня измениться в связи с сегодняшним поведением Польши?
- Нет. Потому что Германия уже достаточно жестко ответила братьям Качиньским во время визита одного из них в октябре. Тогда Польша в жесткой мере потребовала от Германии определенных уступок, и не только в отношении к России. Качиньские настаивали, например, на подписании договора, учитывающего необходимость компенсаций Польше со стороны Германии по итогам Второй мировой войны. Германия тогда четко поставила Польшу на место и вряд ли сейчас изменит свои позиции. Тем более что Польша предъявляет необоснованные претензии не только по отношению к России, а и к ЕС в целом, что не может быть допустимо. Напротив, Варшава надолго заработала в Евросоюзе ярлык "подкидыша", который нарушает все существующие нормы поведения. |