Тимур КАЗИЕВ, "Ак жайык", 1 февраля
Конечно же, она затронет не больших начальников, а мелкий чиновный люд, постоянно пребывающий в стрессе от кадровой чехарды с приходом очередного акима. На прошлой неделе в облакимате провели "круглый стол", посвященный реформированию государственной службы.
ИХ СТАНЕТ МЕНЬШЕ НА ТРЕТЬ
Шеф Агентства РК по госслужбе Зауытбек Турисбеков, известный своим новаторством на прежней работе в роли министра внутренних дел, и здесь фонтанирует новые идеи. Он предлагает 9-ступенчатую модель управления на местах заменить 5-ступенчатой. То есть упраздняются должности зама начальника управления, начальника отдела, главного и ведущего специалистов; вместо двух последних вводятся должности главного эксперта и эксперта. В связи с этим госаппарат до середины текущего года подвергнется сокращению на 30%.
Как сказал руководитель Атырауского управления Агентства по госслужбе Мухит Избанов, с 14 сентября прошлого года был объявлен мораторий на принятие на работу в органы госуправления. "Представьте себе ситуацию, когда человек, пройдя массу тестов и экзаменов, только устроился на работу, а через полгода его увольняют, - рассуждает он. - Спрашивается, какое у него может быть настроение? Какое сложится отношение к государству? Поэтому решено было не принимать на работу людей на те вакансии, которые в перспективе подлежали сокращению". Причем сократят не только "мертвые души", но и работающих на конкретных должностях людей. Также предлагается изменить и состав аппарата управления. На сегодня 95% персонала - это государственные служащие и 5% - технический персонал. Теперь количество госслужащих сократится до 50% персонала, и появится 45% так называемых гражданских служащих, остальные 5% штата останется на техперсонал. Гражданские служащие, о которых идет речь, в принципе - те же вольнонаемные работники, что были в советские времена в структурах госуправления. Они будут работать по контракту, но зарплата их будет на порядок ниже, чем у госслужащих.
ИХ ЗАЩИТИТ СТАТС-СЕКРЕТАРЬ
Реформа разделит госслужащих на политических (их будет меньшинство) и административных госслужащих (и это будет основная тягловая сила госаппарата). По Закону о госслужбе, политические госслужащие назначаются или избираются (вспомните осенние выборы акимов районов), они реализуют стратегические цели и задачи государства на местах. К политическим отнесены должности акимов, зам. акимов областей, городов и районов. Административные госслужащие будут заняты решением повседневных хозяйственных и социальных проблем, исполнением местных бюджетов.
Вот любопытное новшество: вместо должности руководителя аппарата акима области появится должность статс-секретаря. Его задача - следить за качеством работы госслужащих и даже наказывать их за проступки. Статс-секретарь напрямую подчиняется госсекретарю в Астане. Предполагается, что некоторая независимость этих лиц поможет сохранить аппарат управления на местах в работоспособном состоянии и защитить его от кадровой чехарды при частой смене руководства в регионах.
ИХ ЗАРПЛАТУ УВЕЛИЧАТ В 4 РАЗА
Заработная плата. Это основной вопрос для тех чиновников, которые не имеют возможности брать на лапу по-крупному (таких людей, кстати, очень много в аппарате). Государство обещает им обеспечить достойную зарплату, но поэтапно. Нижний ее предел поднимется до 770 у.е. (это зарплата новоиспеченного эксперта), а первые руководители департаментов, например, будут получать 2,5 тысячи, если считать в долларах. Говорят, за основу взят опыт Сингапура, где уровень оплаты труда чиновников в 4 раза выше средней заработной платы по стране. В Казахстане на сегодня зарплата госслужащего равна примерно 25-30 тысячам тенге, что ниже среднего республиканского уровня в 37-39 тысяч тенге в месяц. А в нефтяных регионах разница еще больше, а стоимость потребительской корзины выше, чем, скажем, в Шымкенте или Кустанае.
Как оказалось, в мире существуют три модели оплаты труда госслужащих. Консервативная модель, к примеру, применяется во Франции, где чиновники сидят на приличном "голом" окладе, эдак за 2000 тысячи евро. Тамошние клерки из муниципалитетов завидуют страсбургским чиновникам и депутатам Евросоюза, получающим до 7 тысяч евро. Есть смешанная форма, где предусмотрены оклад плюс бонусы и премиальные (в США и Великобритании). И, наконец, либеральный подход имеет место в Швеции, там на государственной службе применяется коммерческий принцип: на сколько вкалываешь, столько получаешь. Перелопатил больше всех писем, справок, пояснительных записок - получай свои кровно заработанные.
ОНИ ВИНТИКИ, А НЕ ВЛАСТЬ
С ростом заработной платы грозятся повысить требования к оказанию услуг (так называется работа чиновника – предоставлять услуги населению), перечень которых разрабатывается Агенством по госслужбе. Там четко будет прописано, чем должны заниматься и за что конкретно отвечать служащие госорганов. Такая мера практикуется во многих странах мира в качестве антикоррупционного инструмента. Предполагается, что если подробно описать пределы компетенции и ответственности служащего, шансы "развести" дела за взятку резко снижаются. Может быть. Если еще видеокамеру поставить в каждом кабинете… По новым правилам, при устройстве на работу в аппарат соискатели вначале полтора месяца должны сидеть за партами, грызя гранит науки управления, затем, после сдачи экзаменов, их направят в конкурсную комиссию. Она и решит судьбу претендента.
В МАЛАЙЗИЮ АКИМОВ!
В борьбе с коррупцией администрация РК намерена внедрить опыт Малайзии, страны так называемого "техноислама", где, как считается, удалось объединить религиозно-нравственные и экономические принципы. В результате за 30 лет Малайзия достигла небывалых высот в экономике и уровне жизни людей. Антикоррупционная практика этой страны разделяет проступки чиновников на три вида. Первый - преступление, совершенное по материальной нужде, за это могут осудить на 4 года тюрьмы; преступление по жадности карается 11 годами лишения свободы; самое тяжкое преступление чиновника-малайца - злоупотребление служебным положением, за это можно целых 20 лет жизни провести за решеткой. Интересно, как в Малайзии определяют, по нужде или жадности чиновник взял на лапу? Жаль, что на "круглом столе" эту тему раскрывать не стали. Но, наверное, под злоупотреблением служебным положением малайцы имеют в виду не взятку в 2000 долларов, полученную клерком, а лоббирование каким-нибудь акимом штата Саравак интересов бизнеса его родственников и друзей. У нас такой аким может преспокойно сидеть в кресле до глубокой старости.
Итак, реформа госслужбы направлена на содержание компактного госаппарата, работоспособного, относительно материально обеспеченного и менее подверженного коррупции. По срокам она займет не один год и два года. Хотелось бы годков так через пять увидеть в акиматах компетентных, не надменных, а приветливых, довольных своей работой чиновников. Мечтать не вредно. |