Дмитрий Покидаев, "Известия-Казахстан", 20 февраля
Глава "Самрука" Сауат Мынбаев, считающий, что из-под действия закона "О госзакупках" следует вывести предприятия с высокими рейтингами корпоративного управления, уже имеет по этому вопросу сторонников в парламенте. Что выяснилось на конференции "Корпоративное управление: казахстанская повестка дня", на которой мажилисмен Иван Чиркалин изложил практически те же доводы, что и председатель правления АО "Госхолдинг "Самрук" на последнем заседании правительства.
По мнению депутата, принятие такого решения поможет "снять дополнительные барьеры в виде обязательных конкурсных процедур, исключить повторное регулирование деятельности компаний требованиями госзакупок, а также повысить оперативность принятия хозяйственных решений компаниями".
На последнем аргументе депутат остановился особо, пояснив, что при выходе на организованные рынки ценных бумаг проблема привязки компаний к конкурсным процедурам может привести к критическим и негативным последствиям. Поскольку громоздкость и затянутость конкурсных процедур влияет на оперативность управления предприятием не в самую лучшую сторону, что, в свою очередь, сказывается на ее общей рейтинговой оценке.
"Кроме того, компания, однажды получившая преференцию в виде освобождения от конкурсных процедур, будет и дальше совершенствовать уровень корпоративного управления, поскольку это напрямую влияет на рейтинг компании, следовательно – и на ее возможности в привлечении кредитов", – уверен депутат. Он также заметил, что правительственная программа по внедрению стандартов корпоративного управления должна появиться на свет не позднее текущего года.
О том, что она примерно в эти сроки и появится, сообщил член правления "Сам-рука" Мурат Кудышев: по его словам, Кодекс корпоративного управления, над созданием которого сейчас работает госхолдинг, начнет действовать предположительно во втором полугодии 2007-го. Он также сообщил об основных положениях проекта данного документа. "В основу Кодекса заложены такие нормы, как четкое соблюдение прав не только крупных, но и миноритарных акционеров и иных финансово заинтересованных лиц, а также своевременное и точное раскрытие информации обо всех существенных фактах, стратегиях, целях и задачах компаний", – сказал Марат Кудышев. Он добавил, что кодексом предусмотрены четкие и прозрачные правила по поиску и найму директоров, критериях их отбора и разработка и внедрение системы оценки деятельности членов совета директоров, его комитетов. А также "справедливая система оплаты труда топменеджмента компании, ее увязка с достижениями поставленных целей и ключевых показателей эффективности", что является весьма актуальным после прошлогоднего скандала с заработками топменеджеров в ряде компаний с участием государства.
Кроме того, по словам члена правления "Самрука", Кодекс "в обязательном порядке" будет предусматривать раскрытие для акционеров и общественности утвержденной финансовой информации в установленные сроки, при этом аудит корпоративного управления будет проводиться "на ежегодной основе".
Еще одно весомое предложение в сфере развития корпоративного управления поступило от члена Республиканской палаты налоговых консультантов Рустама Журсунова, который считает, что в Казахстане надо создать Ассоциацию независимых директоров. "Одной из главных проблем на пути успешного внедрения системы корпоративного управления в Казахстане является проблема кадрового "голода", просто нет необходимого количества кандидатов в независимые директора", – считает он. В связи с чем, по его мнению, Казахстан вместо содержания большого количества зарубежных кадров на должностях независимых директоров должен воспользоваться примером России, где аналогичная проблема была разрешена с созданием Ассоциации независимых директоров. По убеждению Рустама Журсунова, появление в Казахстане такой Ассоциации даст нам наличие постоянной базы кадров для поиска и подбора кандидатур, как казахстанских, так и зарубежных, возможность обобщения наилучшей практики деятельности директоров, укрепление их роли. И даже создание своеобразного "черного списка" лиц, которые не отвечают всем предъявляемым корпоративным управлением требованиям. |