Сергей Козлов, "НП", 30 марта
Вопросы образования и состояния казахстанской науки были вновь подняты на этой неделе. Вопросы сложные, и состояние не совсем понятное. Ученые у нас есть - это факт, но вот науки, как "коллективного знания", выходит, явно недостаточно. А местами ее не видно и вовсе.
Каждый министр образования у нас начинает с реформы своей отрасли, которая двигается по двум направлениям: сокращения частных вузов и поиска путей возрождения науки. Потом приходит другой министр и сразу же заявляет: ситуация в науке и образовании тяжелая и нужно ее кардинально менять. Если же отследить положение со школой и наукой по выступлениям каждого следующего министра, то выясняется, что наглядно видно: ситуация у нас здесь ухудшается с каждым годом. Несмотря на то, что реформа средней и высшей школы происходит постоянно и никогда не прекращалась.
Параллельно с этим полным ходом идет другой, весьма живительный процесс стремительного роста "научных" кадров. Производство кандидатов и докторов наук поставлено в Казахстане на поток. А присвоение научной степени стало таким же привычным и обыденным явлением, как покупка джипа или особняка. Есть и более изощренные формы "укрепления научного потенциала": присвоение себе звания, например, академика какой-нибудь Нью-Йоркской академии наук. Благо, стоит это недорого - не дороже трехсот у.е. Или, еще того круче - какой-нибудь Академии эзотерической философии. Баксов четыреста, не более. Получаете красивый диплом, звезду на яркой ленте и перламутровый значок члена.
Появилась и ширится еще одна когорта "интеллектуалов" - кавалеров медалей Сократа, Аристотеля, орденов Наполеона, Карла Великого, принца Савойского. Премий: Мальтийского ордена, герцога Валленштейна, Всемирного союза оккультных наук, Космического братства Посвященных. Количество подобных регалий увеличивается с энергичной прогрессией так же, как и прибыли находчивых учредителей всевозможных "научных обществ", "академий", "всемирных университетов". А с появлением емкого казахстанского рынка и с его все возрастающим спросом на академиков растет и нужное предложение. Так сказать, бензин - ваш, идеи, то бишь научные степени, - наши.
Множатся в стране ряды и тех, кто будто бы обучался в западных университетах и имеет соответствующие дипломы. Хотя на поверку очень часто выясняется, что их обучение происходило в течение полугода, в лучшем случае - год. То есть "дипломированные выпускники западных вузов" оканчивают какие-то курсы при университетах и возвращаются домой, чтобы влиться в ряды нашей научной и управленческой "элиты". Благо, с этой "элиты" спроса никакого. Ни за науку, ни за управление. Как сказал бессмертный Д’Артаньян: "Каждый гасконец - с детства академик".
Когда-то наша республика, и особенно ее столица, славилась талантливыми молодыми учеными, здесь даже начиналось формирование научных школ. Нашим родным КазГУ можно было гордиться - он рос, развивался, приобретал уважение и признание во всем СССР. Да и тогда ощущалась нехватка научных кадров, но то, что происходит ныне, не идет с ней ни в какое сравнение. Так же, как ни в какое сравнение не идут качество современного, в средней и в высшей школе, учебного процесса, уровень преподавателей, масштабы материально-технической базы учебных заведений.
Не может одно министерство заниматься сразу и вузами, и школами, и научными институтами, и защитой материнства и детства, и молодежной политикой, как это у нас возложено на Министерство образования и науки. Не может существовать эффективная школа без специализированного, к примеру, профессионального, технического образования. Которое просто развалено. Не может кто-то реформировать то, что исчезает, нужно это хотя бы создать.
Или просто много учиться, чтобы немногое знать. |