Елена НЕФЕДОВА, "Мегаполис", 16 апреля
Эксперимент по введению многоженства предлагает запустить в Южном Казахстане депутат парламента Ерасыл Абылкасымов. По мнению народного избранника, гаремный образ жизни – это один из способов довести население Казахстана до 20 миллионов человек, как на том настаивает президент Назарбаев. Пилотный проект по многоженству уже состоялся – прямо в парламенте.
О необходимости принятия закона о многоженстве в Казахстане говорят уже несколько лет. Особую популярность эта идея получила после перевода столицы из Алматы в Астану. Многие чиновники перебрались в новый город в одиночку, без жен, и поначалу чувствовали себя очень одиноко. Но чуть позже эта проблема была решена. У страдающих без женской ласки мужчин появились сожительницы. Явление это стало настолько массовым, что некоторые депутаты решили, что многоженство пора узаконить и даже предложили внести специальную поправку в Закон "О браке и семье". Нашлось тому и вполне разумное обоснование. Так мажилисмен Амангельды Айталы доказывал, что только легальная полигамия в браке поможет решить демографическую проблему в Казахстане. Более того, с введением института многоженства будут, наконец, узаконены права детей, рожденных у разных мам от одного папаши. Это мнение поддержала и лига женщин-мусульманок.
Несмотря столь на веские аргументы, институт многоженства в Казахстане так и не получил государственного статуса. Отечественный омбудсмен Болат Байкадамов считает, что создание гарема – это традиция, которая раньше широко практиковалась у зажиточных казахов, но была утеряна в советское время.
– У казахов эти традиции исторически не прочные. Поколение моих отцов, мое поколение и поколение моих детей эти традиции еще не впитало. Поэтому я считаю, что институт многоженства у нас не состоится, даже если его будут усиленно пропагандировать и рекомендовать. Он не состоится, потому что восприятие людей многоженства как части своей культурной традиции не существует, – говорит правозащитник. – Другое дело оралманы. Там традиции прочные. Они, может, даже и не хотят, но их культура обязывает иметь четыре жены.
Депутат Ерасыл Абылкасымов уточняет: у богатых казахов с древности практиковалось иметь несколько жен, заводили их до самой старости, однако это – совсем не залог достойного продолжения байского рода. Как появлялись дети у престарелых владельцев гаремов, мажилисмен и профессор медицины в одном лице знает точно.
– У нас раньше бай имел по несколько жен. Он мог быть достаточно пожилым человеком, и байских детей называли иногда в честь его возраста: Жетписбай, если отцу 70 лет, Сексенбай – если 80 лет, а в 90 – уже Токсанбай. Я рассуждаю как профессор-медик: оплодотворение их сперматозоидами происходило вряд ли. Чаще всего это была "заслуга" байских слуг, – констатирует Абылкасымов. – Так что я против многоженства.
Но, поразмыслив, депутат-медик приходит к выводу: в современном Казахстане женщина сама выбирает себе мужа, и если она, чтобы родить ребенка, пожелает записаться к кому-то в четвертые жены, то будет искать кандидатуру с подходящим тонусом. В активе окажутся мужчины, не страдающие импотенцией и бесплодием, так что возможность решить демографическую проблему Казахстана – налицо. Эта мысль заставила народного избранника пересмотреть свое отношение в пользу полигамных браков.
Однако и здесь не все так просто. Неожиданно выяснилось, что принятие закона о многоженстве может иметь для Казахстана неприятные политические последствия. Связано это с конфессиональным разнообразием в стране: что позволено одной религией, то исключается другой.
– У мусульман это разрешено. Но мусульманами являются не все. У христиан, например, многоженство категорически запрещено. А раз в религии запрещено, как сможет русский жениться несколько раз? Восстанет их церковь, скажет: "Слушайте, вы что?" А ведь дурной пример заразителен, пойдет у нас это дело. Так могут и каноны церкви нарушиться. А этого допускать нельзя – это может иметь политические последствия, – рассуждает Абылкасымов. И тут же находит выход: для начала надо разрешить многоженство в одном регионе, где живут в основном мусульмане. К примеру, в Южно-Казахстанской области.
– И вот тогда посмотрим, как это дело будет у нас приживаться, – говорит депутат. – И вполне возможно, люди придут к тому, что это хорошо. В семье будет четкое распределение обязанностей. Одна жена, например, только рожает и занимается воспитанием детей. Другая – любовница. Третья готовит и стирает, четвертая учит детей. Но мужик при этом должен их удовлетворять сексуально и еще вкалывать, зарабатывать, чтобы нормально их всех содержать.
И вот тут в душу народного избранника вновь вкрадываются сомнения: такое бремя по силам далеко не всем казахстанским джентльменам. "Поэтому и эти браки тоже будут непрочными", – почти огорчается Ерасыл Абылкасымов. Но потом вспоминает: есть-таки настоящие мужики в стране! И не где-нибудь, а прямо в парламенте. Ведь смогли же некоторые коллеги-депутаты стать хоть и нелегальными, но все же многоженцами! Поднатужились и завели себе семьи: одну – в Астане, другую – где-нибудь в регионе.
– Я знаю. Несколько человек таких знаю, – сообщил народный избранник. – Но я знаю, что у нас в парламенте есть и гомосексуалисты, и прочие, и прочие.
Смогут ли геи и лесбиянки участвовать в эксперименте по многоженству, в парламенте пока не обсуждалось. Но, скорее всего, для них придется писать еще один, совсем недемографический закон. |