NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:56 ast
17:56 msk

Запад защитит исламистов от военных?
Политический кризис в Турции еще раз показывает, что Запад не заинтересован в укреплении турецкого государства. Американцам не нужен влиятельный игрок в регионе
03.05.2007 / политика и общество

Правда.Ру, 2 мая

Политический кризис в Турции еще раз показывает, что Запад не заинтересован в укреплении турецкого государства. Американцам не нужен влиятельный игрок в регионе – в прежние годы исламский фактор интересовал их, прежде всего, как средство влияния на южные окраины СССР. Евросоюз, ссылаясь на интересы демократии, предостерегает турецкую армию от вмешательства в политику – и, тем самым, лишает светское государство главной опоры.

Вся история современной Турции – это борьба между светской и религиозной властью. Еще в 20-30 гг. прошлого века Ататюрк, помнящий о былом величии Османской империи и стремящийся поставить свою страну в один ряд с ведущими европейскими державами, провел целый ряд политических, экономических и социальных преобразований, нацеленных на полное отделение церкви от государства.

В частности был упразднен султанат, провозглашена республика, упразднен халифат, женщинам предоставлены равные права с мужчинами (что являлось новинкой и для европейских стран), запрещена деятельность любых религиозных орденов, отменены законы, основанные на шариате, принят новый Гражданский кодекс, как основа перехода на светскую систему государственного правления и т.п.

Такая позиция турецкого руководства не могла обрадовать ни Европу, ни Советский Союз, которые не хуже Ататюрка помнили о "славном" прошлом Османской империи. Нового усиления Турции на своих южных границах никому из европейцев совершенно не хотелось.

Другое дело – Соединенные Штаты. Им был жизненно необходим южный полюс силы на границах СССР. Начиная с 1947 года, Турция стремительно разворачивалась в сторону Запада.

Турция вступает в МВФ и МБРР. В 1949-м ее принимают в Европейский совет, в 1952-м – в НАТО. В 1959 году она пытается подать заявление на вступление в Европейское экономическое сообщество, принятое, впрочем, без малейшего энтузиазма и реализованное лишь к 1963 году (и то на правах ассоциативного члена).

Наряду с политическим и военным продвижением своего партнера, Соединенные Штаты пытаются всеми силами изменить светский настрой властей, настаивая, что "ислам – лучшее средство против коммунизма" для среднеазиатских республик СССР.

Опорой для вновь зарождающегося мусульманского движения становится "Единство мира ислама" – организация, созданная саудовско-американской компанией "Арамко" и являющаяся оплотом "ислама по-американски" на Ближнем Востоке. Помимо нее в стране начинают активно действовать саудовские транснациональные корпорации, Исламский банк развития, мусульманские фонды. Постепенно развивается национальный исламский капитал.

Параллельно с традиционной организацией светских предпринимателей – Обществом деловых людей Турции (ТЮСИАД) – создается и набирает силу ее исламский аналог МЮСИАД, представляющий, в том числе, капиталы некогда запрещенных исламских орденов. Совокупный доход предпринимателей МЮСИАД, действующих в Европе, достигает по некоторым оценкам, 3,5 млрд. долларов.

Безусловно, такая сила не могла не попытаться реализовать свои политические права и предпочтения. Стремительное возвышение исламистского капитала вызвало появление на политической арене исламистской партии (1970 г.).

Главным противником нарождающейся власти ислама в стране стали военные, верные заповедям Кемаля Ататюрка. Генеральный штаб Турции неоднократно проводил акции, связанные с ограничением власти исламистов. Трижды дело доходило до военных переворотов (в 1960, 1971 и 1980 годах).

А в 1997 году под давлением Генерального штаба от власти был отстранен глава правительства, лидер исламистов Неджметтин Эрбакан. Еще пять руководителей партии были лишены депутатской неприкосновенности.

Партию благополучия, как на тот момент называлась исламская партия, закрыли. Сделано это было по решению Конституционного суда Турции, причем с иском в него обратились вовсе не военные, а главный прокурор Кассационного суда, поэтому иллюзия демократии была соблюдена.

Соединенные Штаты, никогда не стремившиеся к внутригосударственной политической стабильности партнера, справедливо опасаясь его усиления на ближневосточной арене, всегда снисходительно относились к его "домашним" распрям. Они лишь настояли на изъятии (в 1991 г.) 163 статьи Уголовного кодекса Турции, предусматривающей длительное тюремное заключение за эксплуатацию религиозных чувств верующих, а также использование религии в политических целях. Она была заменена на 312, карающую сроком от одного до трех лет за "подстрекательство населения к ненависти и враждебности" в отношении тех, кто отличен по "классовым, расовым, религиозным или региональным различиям".

В том же году был введен новый закон "О борьбе с террором", предусматривающей наказание за нарушение статей Конституции, касающихся светского строя государства.

Впрочем, к началу 2007 года ситуация для исламистов в Турции стала более чем оптимистичной. Имея подавляющее большинство мест в турецком парламенте, который выбирает главу государства, они выставили на весенние президентские выборы только одного кандидата – Абдуллу Гюля от правящей исламистской партии (в очередной раз переименованной и теперь носящей название Партии Справедливости и Развития).

Это вызвало закономерное возмущение светски настроенных слоев населения, руководства Генерального штаба и сторонников светской власти в парламенте. Оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) бойкотировала голосование. В итоге, Гюль недобрал 10 голосов до необходимых 367.

Турецкие военные, в свою очередь, заявляют, что не допустят "ползучей исламизации": "Пусть никто не сомневается, что если потребуется, вооруженные силы скажут свое слово".

Как сейчас предполагается, победитель должен выявиться на новых выборах, первый тур которых состоится 6 мая, а последующие, соответственно, 9, 12 и 15 мая. Однако если компромисс по поводу вероятного кандидата не будет найден, военные могут совершить переворот.

Несмотря на предыдущий, достаточно "мирный" опыт таких мероприятий, нельзя забывать, что в Алжире, например, разгон военными победившего на выборах в парламент Фронта исламского спасения закончился кровопролитной гражданской войной.

В связи с этим интересна позиция Европейского Союза, отказавшегося в 2006 г. включить Турцию в свои ряды из-за геноцида армян на заре ХХ века. Незадолго до нынешних выборов Евросоюз, по сути, встал на защиту исламистов. Еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен официально заявил, что "в ЕС оценивают президентские выборы в Турции в качестве теста для армии на демократию" и крайне неодобрительно отнесутся к любой попытке со стороны военных повлиять "на волеизъявление народа".

То есть, Евросоюз, с одной стороны, подталкивает Турцию к политическому кризису, а, с другой стороны, очевидно, что ни при каких обстоятельствах в Евросоюз не будет принята страна с происламской направленностью.

-----

Генштаб как мерило турецкой демократии
Владислав Воробьев, "РГ", 3 мая

Шесть дней парламент Турции ждал своего "матроса Железняка", который вот-вот должен был войти и повторить знаменитую фразу об уставшем карауле. Однако турецкие военные на этот раз решили не торопить события, а депутаты, наоборот, не стали медлить.

У Турции, судя по тому, что происходило последние несколько дней в Анкаре, было два выхода из серьезного политического кризиса: досрочные парламентские выборы или военный переворот. В среду стало понятно, что стороны пока решили остановиться на первом варианте.

Чтобы настоять на своем, правящей исламистской Партии справедливости и развития не хватило всего шести депутатских голосов. 27 апреля Великое национальное собрание Турции, являющейся парламентским государством, пыталось выбрать стране президента.

Первоначально на этот пост претендовали два кандидата - глава МИД Абдуллах Гюль и депутат от Анкары Эрсонмез Ярбай. Однако за несколько дней до голосования последний снял свою кандидатуру, а оппозиция решила бойкотировать сами выборы.

Повод для столь радикального решения у оппозиционеров был один, но очень весомый. Дело в том, что Гюль не скрывал своего желания вернуть общество к исламским традициям. Более того, он открыто предупредил, что, став президентом, намерен отказаться от исключительно светских принципов управления страной. Остается загадкой, на что рассчитывал кандидат в президенты, так прямо рассуждая о своих предельно скандальных для турецкого общества планах.

Было очевидно, что оппозиционные партии не станут голосовать за Гюля. Кроме того, на их стороне, как и предполагалось, выступили военные, которые вот уже которое десятилетие остаются в Турции, пожалуй, единственным гарантом светского пути развития турецкого общества.

Возможно, лидеры правящей партии рассчитывали на третий тур голосования, для победы в котором необходимо обычное большинство. Это, как теперь выясняется, была их главная стратегическая ошибка. Оппозиция не только отказалась голосовать за Гюля в первом туре выборов, но и организованно не явилась в парламент в избирательный день. В итоге у противников главы МИД Турции появился удобный случай обратиться в конституционный суд, что они тут же и сделали.

Для проведения первого тура выборов необходимо было присутствие как минимум 367 депутатов. Голосовать же пришли всего 361. Первого мая конституционные судьи сочли это обстоятельство достаточным поводом для отмены результатов первого тура выборов.

"Нужны новые выборы в парламент, который и выберет президента. Выборы неизбежны, и Турция движется в их направлении", - заявил воодушевленный поддержкой и армии, и КС лидер оппозиции Дениз Байкал. Его расчет очевиден: сейчас у оппозиции есть неплохие шансы получить большинство депутатских мест в новом парламенте.

Впрочем, и правящая партия стучаться в закрытую оппозицией дверь не собирается. На заседании центрального исполкома ПСР под руководством главы партии премьер-министра Тайипа Эрдогана было принято решение о проведении досрочных выборов. По предварительным данным, они должны состояться 24 июня. При этом, правда, ставится одно условие: правящая партия настаивает на изменении конституции страны для того, чтобы президента можно было избирать всенародным голосованием. Об этом заявили и премьер Турции, и сам Гюль. Известно, что в среду ПСР уже направила в парламент подобную инициативу.

Причем данная инициатива больше похожа на политический шантаж, нежели на коллегиальное предложение. В ПСР дали оппозиции понять, что в том случае, если изменения в конституции не будут утверждены, правящая партия готова предложить для голосования в парламенте новую кандидатуру на президентский пост.

Кстати

Очевидно, что новый кандидат будет значительно более умерен в своих высказываниях. Тем самым существенно повысятся и его шансы стать новым президентом Турции. Для оппозиции это будет настоящей катастрофой. Между тем турецкий "матрос Железняк" продолжает нести свой караул.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz