NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:30 ast
14:30 msk

Учитесь правильно рисковать!
Н.Коржова: В соответствии с постановлением Правительства нами интенсивно проводятся переговоры с другими акционерами ENRC по реализации акций для населения. Предварительно можно сказать, что мы планируем размещение 0,8 процента в июне текущего года
07.05.2007 / политика и общество

Болат СУЛЕЙМЕНОВ, "Казахстанская правда", 5 мая

Ваучеры, ПИФы, фонды - несмотря на то что страна больше 15 лет живет в рынке, большей части ее населения эти слова ни о чем не говорят. Между тем уровень вкладов граждан на депозитах банков год от года неуклонно растет. Как сделать так, чтобы эти деньги не лежали "мертвым грузом", а были вовлечены в экономику? Об этом мы беседуем с министром финансов РК Натальей Коржовой.

- Наталья Артемовна, что побудило вас заняться этой проблемой?

- Давайте будем откровенны: деньги - это не только эквивалент труда. Это еще и мощный финансовый инструмент. Как сделать его работу эффективной? Как их уберечь от обесценивания? Как вовлечь тенге в экономический оборот? Сегодня мы живем в условиях финансовой стабильности. Мы имеем большой объем сбережений населения, который в основной массе сконцентрирован на депозитах банков второго уровня. Приведу такие данные: на первое января 2007 года общая сумма вкладов физических и юридических лиц на депозитах в банках второго уровня составила 4 триллиона 714 миллиардов 900 миллионов тенге, а накопления в пенсионных фондах - более 909 миллиардов тенге.

Что мы видим? На каждом углу рядовому казахстанцу делают весьма заманчивые финансовые предложения "приумножить" капитал. Но рядовому обывателю, сохранившему советский стиль мышления, до сих пор, ввиду незначительности его личных активов, не требовалось заботиться о том, куда и как выгодно вложить свои деньги, как их не потерять, а увеличить. С построением открытой рыночной экономической системы появилось немало возможностей преуспеть, умножить начальный капитал, улучшить свое благосостояние. Но возрос и риск потерять свои накопления, и из преуспевающего кредитора превратиться в должника или банкрота.

Значительная часть населения не имеет базового финансового образования. И это реально ограничивает возможность людей принимать правильные решения в сфере кредитно-денежных отношений для обеспечения своего финансового благополучия. Более того, это создает опасность стать жертвой различных финансовых махинаций и уловок. Отсутствие элементарных знаний в области инвестирования препятствует вовлечению значительных активов населения в развитие экономики, а неэффективное управление гражданами своими растущими накоплениями делает их уязвимыми перед лицом финансовых кризисов, что может создать угрозу стабильности финансовой системы в целом.

- Простите, но ведь деньги можно вложить в недвижимость, в банк положить, наконец...

- Вложить - это значит инвестировать. Но будем откровенны: недвижимость и депозиты не обеспечивают стопроцентную гарантию от рыночных рисков. Хотя есть средство - диверсифицированный портфель. Иными словами, это распределение денег или инвестиции в разные активы с целью минимизации своих рисков.

Статистика показывает, что казахстанцы скопили в депозитах более одного триллиона тенге на банковских счетах, где годовая ставка вознаграждения по депозитам в тенге составляет порядка 10-11 процентов годовых. Но при этом граждане практически не вовлечены в работу рынка ценных бумаг, где доходность может быть не менее привлекательной.

- Иными словами, нужен масштабный "экономический ликбез"? Опыт Запада нам может чем-то помочь?

- Надо сказать, что вопрос обучения рядовых граждан базовым знаниям в области финансов озаботил в последнее время многие страны с развитой рыночной экономикой. За последние пять лет в США сформировалась группа федеральных министерств и неправительственных организаций, основной целью которых является помощь в формировании базовых финансовых знаний населения. Активно действуют программы содействия финансовой грамотности детей дошкольного и школьного возраста, проекты формирования базовых финансовых компетенций у взрослых.

В Великобритании с 2000 года ликвидация пробелов базовых финансовых знаний населения стала финансироваться из бюджета. Здесь функционирует специальное агентство, реализующее проект "Финансовая грамотность", широко используются IT-технологии.

В Австралии в 2005 году одобрена национальная концепция и утвержден специальный фонд финансовой грамотности. В Германии вопросами базовых финансовых знаний граждан занимается министерство семьи и молодежи совместно с несколькими ассоциациями (финансовых консультантов, кредитных товариществ и даже немецкий Красный Крест). Функционирует специальный интернет-портал, издается учебно-методическая литература.

- Что в этом направлении можно предпринять в Казахстане?

- Забегая вперед, скажу: уже предпринимаем. Государство должно обеспечить финансовую грамотность населения, построить систему финансового образования граждан. И сегодня Казахстану нужно решать эту задачу. В Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире" достижение нового уровня устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы страны в условиях либерализации предусматривается также с помощью привлечения населения к активному инвестированию своих средств.

Для этого нужно провести масштабную работу по обучению населения азам инвестиционной грамотности. Правительство приступило к решению этой задачи. Нам предстоит поднять уровень знаний и умений каждого члена нашего общества до самостоятельности. Что включает в себя "джентльменский набор" современного внутреннего инвестора? В первую очередь умение оценить риск своих инвестиций. Понимание эффективной ставки процента за кредит, то есть что вы реально платите, а не видите в рекламе. Умение оценивать и выбирать банковские продукты. Умение оценивать и использовать основные инструменты фондового рынка - акции, облигации, паи.

- Что конкретно планируется сделать?

- Для решения этой задачи Правительством будет реализована Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения. Программой предусматривается широкое информирование и обучение населения финансовой грамоте. Так, ведется подготовительная работа по выпуску финансовой литературы для населения. Ведется издание пособий и разъяснений для акционерных обществ, эмитирующих ценные бумаги. Публикуются статьи и обзоры в журналах и газетах, интервью и беседы на телевидении со специалистами и руководителями организаций - профессиональными участниками финансового рынка, а также с людьми, освоившими технологии управления своими финансами и имеющими опыт.

Ведется разработка обучающих программ и компьютерных игр, их распространение на CD, DVD, е-mail, создание web-сайтов, электронных справочников, электронных конференций для пользователей финансовыми инструментами. Планируется создание сети бесплатных информационно-консультационных центров и другое. Кроме того, будут дополнены и адаптированы к новым требованиям учебные программы профессиональных учебных заведений, вузов и колледжей, курсов повышения квалификации.

- Сегодня очень много и часто говорится об IPO. В последнее время это стало популярным словом в лексиконе "продвинутых" чиновников и бизнесменов. Часто оно упоминается на совещаниях в Правительстве...

- Прежде всего IPO - это первичная публичная продажа акций акционерного общества его учредителями, когда существующие акционеры продают свои акции на рынке либо для получения одномоментной прибыли, либо для привлечения инвестиций в компанию для дальнейшего ее развития. Как правило, проведение IPO состоит из трех стадий: предподготовительной, подготовительной и непосредственно проведения IPO.

На самой первой стадии банк-организатор (консультант) помогает эмитенту, желающему продать свои акции, проводить необходимую реструктуризацию бизнеса для повышения его эффективности и прозрачности, что по сути является внедрением лучшей практики корпоративного управления. Эмитент - это тот, кто продает акции. Такое "приведение компании в порядок" занимает обычно от полугода до года.

Вторая стадия - непосредственная подготовка размещения акций. Банк-организатор или синдикат банков работает с юристами и другими консультантами, готовит документы по сделке. Как правило, эта работа делится между несколькими участниками синдиката, где каждый отвечает за свое направление - финансы, корпоративное управление, юридические вопросы. За день до выпуска аналитического отчета эмитент публикует сообщение о намерении провести сделку. К этой дате должно быть принято и решение по объему размещения - количеству акций, выпускаемых в публичное обращение.

- А как определяется цена акций?

- Банки-организаторы формируют свое мнение о реальной цене акций еще до их выхода к инвесторам. Однако понимание оптимальной цены размещения у банков может расходиться с представлениями инвесторов. Поэтому и необходима стадия маркетинга. По ее завершении консультанты вместе с акционерами формируют диапазон цены, с которым уже выходят к инвесторам в рамках road show (рекламы и предложения).

- Что собой представляет road show?

- Если речь идет о глобальном размещении акций, то это сотни встреч эмитента с инвесторами в разных городах по всему миру. Формат встреч может быть различным: один на один или с группой. На основании общения с менеджментом эмитента инвестор формирует мнение, по какой цене и хочет ли он вообще покупать акции.

Если решение положительное, то через банк-организатор он ставит свою заявку в общую книгу заявок, на основании которой эмитент и банки-андеррайтеры принимают решение, кому и по какой цене продавать акции. Момент закрытия книги заявок заранее оговаривается с точностью до часа. До этого времени в течение всего road show у инвесторов есть возможность свою заявку изменить. После этого приходит время процесса settlement: совет директоров эмитента принимает решение по цене размещения, начинается технический процесс поставки и оплаты ценных бумаг. Средняя продолжительность road show - две недели.

- Кто принимает окончательное решение о том, кому достанутся акции? Банк?

- Непосредственный процесс распределения бумаг зависит от эмитента или продающего акционера. Банки-организаторы лишь дают рекомендации.

- Сейчас много говорят о "народном" IPO. Есть опасения, не превратится ли это в очередную кампанию, подобно той, что была у нас с ПИКами?

- Скажем так, опасения имеют под собой почву. При проведении "народных" IPO нужно быть крайне осторожными. Тот, кто продает бумаги непрофессиональным инвесторам, берет на себя большую ответственность, поскольку граждане не могут воспользоваться услугами аналитиков для оценки привлекательности инвестиций. Поэтому мы и хотим реализовать программу по повышению финансовой грамотности, чтобы граждане - инвесторы знали куда, когда, сколько вкладывать и были полностью информированы о своих правах как будущего акционера.

- Может ли физическое лицо, рядовой гражданин купить акции в ходе IPO, если оно не объявлено "народным"?

- Здесь ограничений нет. Но лучше всего - послушайте совета - лучше это делать через профессиональных управляющих и инвестировать деньги в ПИФы или другие структуры, где аккумулируются средства граждан для инвестиций в рынок. Еще лучше - подписать договор с брокером, который от имени физического лица будет выставлять котировки. Принятие инвестиционного решения - это самый принципиальный момент в покупке акций. Лучше довериться профессионалу, нежели играть как в казино.

- Какая работа сейчас проводится по размещению акций ENRC среди населения нашей страны?

- В соответствии с постановлением Правительства нами интенсивно проводятся переговоры с другими акционерами ENRC по реализации акций для населения. Предварительно можно сказать, что мы планируем размещение 0,8 процента в июне текущего года. При этом для достижения поставленной задачи мы должны провести все необходимые согласования и утверждения с участием внешних консультантов. Хотела бы подчеркнуть: предполагаемое размещение будет только для физических лиц - граждан Казахстана, и в целях исключения спекуляций мы рассматриваем возможность лимитирования количества акций на человека.

- Новации - дело, конечно, хорошее, но кто будет отвечать в случае обвала рынка?

- Прежде всего, необходимо отметить, что гражданин, как и любой другой инвестор, инвестируя свои деньги в любой инструмент, несет риск их потери. Это горькая истина рынка! Более того, необходимо разделять и выявлять причины того или иного краха финансового рынка. Условно мы можем их разделить на кризисы внешнего и внутреннего воздействия. Не секрет, что при возникновении кризиса внешнего воздействия все участники рынка понесут потери, как, впрочем, при любом форс-мажоре.

Другое дело, если рынок потерпел крах ввиду внутреннего кризиса. В идеале Агентство по финансовому надзору должно провести тщательное расследование и выявить точку кризиса, то есть найти причину его возникновения.

Если рассматривать ситуацию, когда акции одной компании падают в цене в недопустимом коридоре цены, то ответственность за ущерб, нанесенный инвесторам и вызванный таким падением, несет совет директоров компании в полном составе. При этом опять-таки должно быть проведено тщательное расследование, с инициативой которого могут выступить как сами акционеры так и государство.

- Будем откровенны, у нас разные финансовые возможности с бароном Ротшильдом, и я вряд ли когда-нибудь смогу купить акции алмазных приисков. Может быть, стоило бы предусмотреть различные механизмы инвестирования собственных сбережений для различных слоев населения, в зависимости от уровня доходов?

- На самом деле стоимость акций может варьироваться от одного тиына до сотен тысяч тенге. Это зависит от политики самой компании-эмитента. В нашем случае, если будут выводиться акции компаний, где государство прямо имеет возможность влиять на принимаемые решения, то есть участвовать в совете директоров, мы соответственно будем рекомендовать устанавливать низкую стоимость номинала акции.

Замечу, что в некоторых странах при продаже акций государственных компаний применялся метод так называемых скидок, когда для граждан делалась скидка от одного до десяти процентов от реальной рыночной стоимости. При этом с целью недопущения моментальных спекуляций вводилось временное ограничение по их дальнейшей продаже.

- Что гарантирует государство начинающему инвестору?

- Во-первых, государство гарантирует неукоснительное исполнение законодательства Республики Казахстан всеми участниками рынка. У нас подготовлена и внедрена одна из передовых в странах СНГ и Восточной Европы законодательная база, и на должном уровне осуществляется финансовый мониторинг Агентства финансового надзора. Однако нам нужно усовершенствовать законодательство в области защиты интересов миноритарных инвесторов, в том числе рядовых граждан, тем самым минимизировать их риски.

Во-вторых, государство гарантирует соответствующую макроэкономическую и фискальную политику стабильного развития экономики и, соответственно, финансового сектора как его неотъемлемой части. Проводимая сегодня взвешенная экономическая политика Правительства направлена на постоянный и сбалансированный рост экономики. При этом учитываются все факторы воздействия тех или иных мер, в том числе и на финансовый сектор. Во главу угла ставится вопрос минимизации риска финансового кризиса в стране.

В-третьих, государство гарантирует создание условий, направленных на установление прозрачности компаний, таких, к примеру, как внедрение международных финансовых стандартов отчетности на всех предприятиях Казахстана. По этому вопросу у нас есть программа действий, которая в том числе предусматривает создание финансовой академии при Министерстве финансов. Само единообразие в отчетности должно сыграть свою роль.

Но... Надо четко понимать: государство не выступало и не будет выступать гарантом по доходности и тем более сохранности инвестиций в акциях. Еще раз повторяю. Риск - это неотъемлемый элемент любой коммерции. Важно научиться правильно рисковать.

--

Все дороги ведут в Минфин
Ирина САВЕЛЬЕВА, "Литер", 5 мая

Совершенствование налогового администрирования, развитие таможенной службы, управление государственным долгом, приватизация и контроль за использованием государственного имущества, финансово-экономическое оздоровление неплатежеспособных предприятий, система государственного финансового контроля – это лишь неполный перечень тех задач, которые стоят перед министерством.О том, какие важные документы сейчас разрабатываются в стенах Минфина и как это отразится на экономическом климате страны, мы беседуем с министром финансов республики Натальей Коржовой.

– Наталья Артемовна, журналисты, да и в целом общество, едва успевают следить за вашей активной деятельностью. Только недавно были приняты законы о легализации имущества, игорном бизнесе, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и другие, подготовленные вашим министерством, а уже на подходе другие законопроекты.

– Да, такова специфика нашей работы. Мы осознаем, что от финансовой политики в буквальном смысле зависит будущее страны.

В своем Послании "Новый Казахстан в новом мире" президент Нурсултан Абишевич Назарбаев определил стратегический курс на обеспечение высокого уровня жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства. В данный момент у меня на столе лежат законопроекты, которые затрагивают интересы практически каждого из нас. Речь идет о внесении изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также о проекте закона РК "О государственных закупках".

– Как известно, сложившаяся система госзакупок вызывает постоянную критику как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государственных структур. Что предпринимается правительством, и в частности Министерством финансов, для улучшения ситуации в данной сфере?

– Во-первых, пересматривается действующее законодательство о госзакупках. На сегодня проект нового закона о госзакупках находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

Во-вторых, проводится работа по автоматизации процессов госзакупок. В-третьих, мы намерены уделить особое внимание развитию программ обучения специалистов. Сегодня в стране нет постоянно действующих курсов повышения квалификации специалистов в области госзакупок.

– Учтены ли в законопроекте предложения бизнес-сообщества?

– Начну с того, что мы обсудили концепцию нового законопроекта со всеми заинтересованными сторонами. Совместно с союзом "Атамекен" мы провели практически во всех регионах семинары-совещания с представителями местных исполнительных органов, а также общественных объединений. Было высказано много конструктивных предложений. Затем законопроект, разработанный Министерством финансов на основании одобренной концепции, был рассмотрен всеми госорганами, а также экспертным советом.

– Некоторые общественные объединения, тем не менее, высказывают опасения, что предложенный законопроект не решает проблем, связанных с коррупцией в сфере госзакупок. Что вы можете сказать по этому поводу?

– На наш взгляд, одним из условий для совершения коррупционных нарушений в сфере госзакупок является отсутствие прозрачности процедуры их проведения и принятия решений. Поэтому при разработке законопроекта особое внимание было уделено решению указанных проблем.

Так, мы предусмотрели в законопроекте обязательное опубликование государственными заказчиками своих планов закупок на новый финансовый год. Это позволит предпринимателям заранее определиться с интересующими их госзакупками и основательно подготовиться к таким конкурсам.

По действующему закону информация о сумме конкурса является закрытой, но это привело к тому, что недобросовестные участники конкурса незаконно получали такую информацию и, соответственно, имели определенное преимущество перед другими участниками конкурса. Поэтому в законопроекте мы обязываем государственных заказчиков публиковать информацию о сумме конкурса.

Также в целях обеспечения прозрачности принятия решений мы предусмотрели нормы, обязывающие размещать на веб-сайте тексты всех протоколов и решений, принимаемых на каждой стадии конкурса. По действующему закону обязательному опубликованию подлежит только решение об итогах конкурса.

По предложению бизнес-среды мы в законопроекте предусмотрели, что победитель конкурса определяется на заседании комиссии в присутствии участников конкурса. При этом они вправе вести аудиовидеосъемку заседания комиссии.

Для защиты интересов участников конкурса, которые намерены оперативно, в досудебном порядке обжаловать решение комиссии, мы предусмотрели 10-дневный мораторий на заключение договора с победителем конкурса. Этот срок предоставлен участникам конкурса для обжалования решения комиссии в контролирующих органах. По истечении указанного срока участник конкурса вправе обжаловать итоги конкурса в судебном порядке.

Правительством также рассматривается вопрос о введении уголовной ответственности за нарушение законодательства о госзакупках.

И это только некоторая часть мер, которые мы предложили в законопроекте для решения проблем, связанных с коррупцией в сфере госзакупок. Министерство финансов в пределах своей компетенции участвует в этой работе и открыто для конструктивного диалога с бизнес-сообществом.

– Как вы относитесь к высказываниям оппонентов о том, что предложенный законопроект не является законом прямого действия?

– Мы понимаем, что закон прямого действия, то есть не требующий принятия для его реализации большого количества подзаконных актов, это то, к чему надо стремиться, и мы идем к этому последовательно. Опыт нашего соседа России показывает, что мы поступаем правильно. В России закон, аналогичный нашему, был принят в 2005 году. Наши российские коллеги постарались написать закон прямого действия, но в реализацию этого закона они уже приняли более 20 подзаконных актов и еще готовят пакет изменений. Мы уверены, что нам нельзя допускать такой ситуации. Поэтому при разработке законопроекта мы перенесли из действующего закона те нормы прямого действия, которые имеют положительную практику применения, и предложили новые. Однако правовое регулирование некоторых нововведений, предусмотренных в законопроекте, мы предлагаем сначала "обкатать" на уровне подзаконного акта, а затем включать в закон. Таким образом, последовательно мы придем к закону прямого действия. Количество подзаконных актов, которые мы планируем разработать в реализацию закона, будет не более 9.

– Некоторые общественные объединения предпринимателей считают, что в законопроекте не предусмотрена поддержка малого бизнеса.

– По законопроекту на поддержку в сфере госзакупок могут претендовать только субъекты малого предпринимательства, а также производственные предприятия, созданные республиканскими общественными объединениями инвалидов. Для последних, в отличие от действующего закона, мы предусмотрели возможность гарантированного закупа товаров, работ, услуг, производимых ими, в объеме, позволяющем максимально задействовать их производственные мощности. При этом равномерная загрузка мощностей предприятий должна быть обеспечена во всех регионах, чтобы не повторилась текущая ситуация, когда, например, одни предприятия смогли заключить договоры о госзакупках, а другие не имеют объемов работ и находятся на грани выживания.

В отношении субъектов малого предпринимательства в действующем законе, как известно, предусмотрена только одна мера поддержки – квотирование для них объемов закупок по ограниченному перечню товаров, работ, услуг. Но если спросить у представителей малого бизнеса, насколько эффективна в настоящее время такая мера поддержки, думаю, что ответ будет неоднозначный.

По мере развития и специализации малого бизнеса объективно потребуется определенная гибкость, направленная на поиск наиболее действенных мер поддержки.

Поэтому в интересах малого бизнеса мы предлагаем устанавливать меры поддержки не в законе, а в актах правительства, так как, во-первых, это даст возможность оперативно реагировать на обоснованные обращения бизнес-сообщества о пересмотре принятых мер поддержки, во-вторых, при необходимости принять комплекс мер, более широкий, чем квотирование. Мы надеемся, что предлагаемый нами подход в определении мер поддержки малого бизнеса будет позитивно воспринят представителями этой категории предпринимательства.

– Известно, что государство сегодня направляет значительные объемы денег на строительство. Уделено ли в законопроекте должное внимание вопросам упорядочения госзакупок строительных работ?

– Начну с того, что для упорядочения госзакупок строительных работ требуется изменение не только законодательства о госзакупках, но и доработка профильного законодательства. Законодательство о госзакупках направлено в общем на обеспечение добросовестной конкуренции и по своей сути регламентирует процедуры организации и проведения госзакупок.

Те проблемы, о которых сегодня говорят, а это участие в конкурсах строительных компаний, не имеющих материально-технической базы и при этом выигрывающих конкурсы, некачественное выполнение ими работ и многое другое, на наш взгляд, появляются не только из-за несовершенства законодательства о госзакупках. Ведь такие компании имеют лицензии на строительную деятельность, а значит, соответствуют всем требованиям, установленным профильным законодательством. Это же законодательство определяет, что ежегодно строительные компании должны подтверждать свою лицензию и что за ходом строительства должен осуществляться определенный надзор и контроль со стороны уполномоченных органов.

В то же время мы не отрицаем, что в законодательство нужно ввести нормы, исключающие возможность участия в тендерах компаний, которые не имеют достаточной материально-технической базы.

Поэтому мы в законопроекте предусмотрели дополнительные требования по наличию материально-технических и трудовых ресурсов как к самой строительной компании, так и ко всем субподрядчикам, которых она планирует привлечь.

Также в законопроекте мы предусмотрели, что компании, которые судом признаны недобросовестными, не могут участвовать в конкурсах. Это, как мы надеемся, исключит участие в выполнении работ ненадежных подрядчиков.

В целом в законопроекте заложены правовые основы для упорядочения госзакупок строительных работ. Но достижение ожидаемого эффекта зависит от усилий не только Министерства финансов, но и профильного министерства, которое, надеемся, также пересмотрит отраслевое законодательство, в том числе правила лицензирования, с акцентом на ужесточение требования к претендентам на получение лицензий, а также обеспечение должного контроля за ходом выполнения строительных работ.

– Каким образом в законопроекте учтена специфика закупок производственных предприятий, подведомственных национальным компаниям?

– Из обсуждения с представителями производственных компаний мы пришли к выводу, что специфика их закупок заключается в необходимости обеспечения своевременного при- обретения и долгосрочных гарантированных поставок товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности. Закупки других товаров, работ, услуг, по их мнению, могут осуществляться на общих основаниях, предусмотренных в законопроекте.

Исходя из этого, мы в законопроекте предусмотрели нормы, которые позволяют им обеспечить бесперебойную поставку товаров, работ, услуг ежедневной и еженедельной потребности, которые используются ими в производственной деятельности. Эти нормы направлены на то, чтобы производственный цикл таких предприятий не останавливался.

Для обеспечения на долгосрочной основе гарантированных поставок товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности, мы предусмотрели возможность заключения ими долгосрочных договоров с поставщиками таких товаров, работ, услуг.

– На коллегии холдинга "Самрук" руководством компаний были высказаны пожелания о включении в законопроект особых условий для закупок, осуществляемых компаниями, которые имеют рейтинг корпоративного управления. Учтены ли их предложения?

– В законопроекте мы предусмотрели, что компании, имеющие рейтинг корпоративного управления, могут осуществлять закупки согласно внутренним правилам, регламентирующим в таких компаниях процедуру снабжения.

При этом мы считаем, что такое право должно быть предоставлено при условии, что, во-первых, система корпоративного управления в таких компаниях предусматривает наличие внутренних правил закупок. Во-вторых, внутренние правила закупок компаний разработаны и утверждены на основании типовых правил, утверждаемых для них правительством РК. В-третьих, внутренние правила закупок таких компаний должны обеспечивать соблюдение принципов прозрачности, добросовестной конкуренции, а также включать положения, направленные на защиту прав и интересов участников закупок.

– Новый законопроект планировалось принять до конца прошлого года. В чем причина того, что он до сих пор не принят?

– Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в мажилисе парламента. Создана рабочая группа, в которую вошли 112 заинтересованных представителей, включая представителей общественных объединений, а также некоторые депутаты. Рабочая группа трудится в интенсивном режиме, еженедельно проводя от 4 до 8 заседаний. На сегодня проведено более 60 заседаний рабочей группы.

Мы создаем новую правовую базу в сфере госзакупок и понимаем, что для заинтересованных лиц это реальная возможность обсудить наболевшее, предложить свое видение решения существующих проблем, постараться максимально предусмотреть интересы тех или иных представителей бизнес-сообщества.

В период рассмотрения законопроекта в рабочую группу поступило более 700 предложений, каждое из которых было обсуждено. Конечно, не все наши аргументы, так же, как и предложения бизнес-сообщества, нашли поддержку у членов рабочей группы, но по многим предложениям уже найдены компромиссные решения, и это нормальный процесс.

Мы считаем, что главным положительным результатом такого длительного обсуждения законопроекта является то, что нам всем удалось достичь понимания того, что работа над законопроектом – это только первый шаг в вопросах совершенствования системы госзакупок. Впереди предстоит большая совместная работа.

Учитывая это, мы надеемся, что в ближайшее время рабочая группа рассмотрит возможность внесения законопроекта на рассмотрение мажилиса.

– Какие дополнительные меры по совершенствованию системы госзакупок предлагаются Министерством финансов?

– Как было отмечено, пересмотр нормативной базы является первым шагом в вопросах совершенствования системы госзакупок. Мы считаем, что еще одним важным направлением в нашей деятельности является внедрение информационных систем и технологий в этот процесс.
В целом эта работа проводится нами в рамках мероприятий по созданию электронного Минфина и электронного правительства. На первом этапе мы планируем объединить в единую информационную систему все процессы госзакупок, начиная от их планирования, выбора поставщика, заканчивая заключением и контролем за исполнением договора.

Что это даст участникам процесса? В первую очередь, доступ к информации, а именно о планируемых закупках, т.е. кто, когда и что планирует закупить, какие цены сложились на товары, работы, услуги, приобретенные в системе госзакупок, где можно получить дополнительную информацию по интересующему вопросу. Во-вторых, посредством использования информационных систем будет обеспечена прозрачность тендерных процедур и принятия комиссиями решений.

На втором этапе мы планируем внедрить электронный документооборот в конкурсных процедурах. В этом случае количество "бумажных" документов, которые должен представлять участник конкурса, значительно сократится. Это, в свою очередь, нивелирует возможность отклонения участников конкурса по формальным причинам.

На третьем этапе мы планируем внедрить систему электронных госзакупок, главное отличие которой от традиционных закупок заключается в совершении сделок купли-продажи в режиме реального времени, т.е. с минимальным участием человеческого фактора в выборе поставщика, а также заключения сделок день в день. Этот способ закупок наиболее прозрачный и не требует вмешательства людей при принятии решений о выборе поставщика.

Конечно, достичь этих целей мы сможем не сразу. На это есть и объективные причины, связанные с тем, что наше общество пока не достаточно готово к применению информационных технологий в повседневной жизни. Но мы настроены на последовательную работу и надеемся, что совместно с заинтересованным бизнес-сообществом мы придем к поставленным целям.

Другим важным направлением в нашей деятельности является развитие сети обучающих центров по подготовке специалистов по госзакупкам и повышению их квалификации. Мы считаем, что наряду с превентивными мерами в отношении лиц, которые проводят закупки, необходимо обратить должное внимание на систему их подготовки и повышения квалификации. Поэтому нами будет предложена единая типовая программа многоуровневого обучения специалистов, оказана методологическая помощь и содействие развитию обучающих центров, подготовке преподавателей для этих центров. При этом, как нам видится, такие центры должны быть частными. Акцент в этой работе будет сделан на создание и развитие обучающих центров в регионах.

Комплексная, последовательная реализация перечисленных направлений нашей деятельности, надеемся, создаст условия для поступательного развития отечественной системы госзакупок.

– Наталья Артемовна, а что касается внесения изменений в налоговое и таможенное законодательство, предполагает ли законопроект меры по усилению налоговой дисциплины?

– В целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками норм налогового законодательства законопроектом предлагается уточнить положение по исчислению административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 209 КоАП, непосредственно от завышенной суммы НДС, необоснованно отнесенной налогоплательщиками в зачет. Это обусловлено тем, что на практике зачастую возникают ситуации, когда по итогам налоговой проверки при корректировке сумм НДС, отнесенного в зачет, у налогоплательщика не возникает обязательств по уплате данного вида налога (в частности, это касается крупных недропользователей-экспортеров, у которых отсутствует реализация на внутреннем рынке Казахстана).

Анализ подобной практики показывает, что в таких случаях органы налоговой службы начисляют административный штраф исходя из всей суммы НДС, исключенного из зачетной стороны, что впоследствии в большинстве случаев приводит к отмене судами постановлений об административных правонарушениях на основании статьи 68 КоАП (малозначительность правонарушения, отсутствие материального вреда интересам государства). Однако это влечет безнаказанность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

– А какие изменения и дополнения вносятся в законодательные акты по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур?

– Вносятся изменения для устранения дополнительного барьера, в целях исключения излишнего документационного оборота, облегчения таможенного администрирования, сокращения временных и стоимостных затрат участниками ВЭД. При этом таможенная стоимость товара должна быть не ниже заявленной при помещении под таможенный режим таможенного склада. Это позволяет устранить двоякое толкование норм, касающихся определения таможенной стоимости, а также избежать злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов.

Вносимые изменения направлены на сокращение разрешительной системы в сфере таможенного дела. В этой связи принятие данных поправок повлечет регулирование посреднических услуг, связанных с таможенным оформлением, посредством выдачи одного разрешительного документа – лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Данная поправка исключает "двойное лицензирование". Более того, в законопроекте учитываются и такие случаи, когда плательщик ошибочно перечисляет в бюджет таможенные платежи и налоги. К примеру, РНН не соответствует наименованию налогоплательщика, неверно указанное РНН налогового органа-получателя или неточное оформление банком платежного поручения… Речь идет об урегулировании и оперативном таможенном оформлении. Таким образом, все нововведения направлены на расширение условий для субъектов предпринимательства в сфере таможенного дела, облегчения свободы частного предпринимательства в стране.

Недавно перед сотрудниками Министерства финансов выступил с лекцией доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Владимирович Сидорович. Комментируя Послание президента, он отметил, что Казахстан – региональный лидер, строящий свою экономику в соответствии с общемировыми тенденциями. "Казахстан уже вступил в категорию динамично развивающихся стран, который сам строит экономику на новых принципах и особом характере открытости в условиях глобализации", – сказал известный ученый. Уверена, что такая оценка признанных международных экспертов говорит о том, что мы на правильном пути.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz