NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 12:16 ast
10:16 msk

Время больших перемен
Б.Жумагулов: Масштабность предложенных изменений еще раз подтвердила, что именно президент страны является главным архитектором строительства нового Казахстана, способным брать на себя бремя самых кардинальных решений
21.05.2007 / политика и общество

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, "Литер", 18 мая

Выступление главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева на совместном заседании палат парламента 16 мая, безусловно, стало самым ярким политическим событием в стране. На рассмотрение парламента вынесены, наверное, самые серьезные изменения в Конституцию Республики Казахстан со времени ее принятия.

Мы, партийцы, конечно, были готовы к определенным реформам Основного Закона. Предложения по ним уже в течение ряда лет обсуждались с участием основных политических сил страны на таких авторитетных дискуссионных площадках, как Постоянно действующее совещание, Национальная комиссия по вопросам демократизации и, наконец, Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы политических реформ. Стратегическое видение дальнейших путей развития политической системы Казахстана было озвучено главой государства три года назад в выступлении на VII съезде партии "Отан". Но все же мы не ожидали, что уже на данном этапе президент страны пойдет на столь кардинальные перемены. Поэтому они вызвали у нас, как, по-видимому, и у всех казахстанцев, настоящую бурю эмоций.

Ведь одно дело – спорить и давать рекомендации, даже обсуждать и принимать законы, и совсем другое – решиться на системные перемены, затрагивающие самые основы жизни государства и общества. Здесь уровень политической ответственности даже не количественно, а качественно на порядок выше.

Еще вчера и нам, и оппозиции, и независимым аналитикам можно было рассуждать, будут ли предстоящие реформы принципиальными или формальными, приведут ли они к весомым изменениям в политической системе или только к усилению существующего порядка. А сегодня точки над "i" уже расставлены.

Масштабность предложенных изменений еще раз подтвердила, что именно президент страны является главным архитектором строительства нового Казахстана, способным брать на себя бремя самых кардинальных решений.

Известный российский политолог Ю. Солозубов, характеризуя личностный и политический масштаб Н. Назарбаева, сравнил его с французским президентом де Голлем, назвав обоих настоящими "отцами нации". С такой оценкой можно только согласиться.

Не берусь детально анализировать абсолютно все положения предложенного на рассмотрение парламента законопроекта о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Уверен, что о них будет много специальных публикаций и фундаментальных трудов ученых, политологов, юристов, они войдут в историю нашей страны, в учебники как один из ключевых этапов построения демократии. Но это дело завтрашнего дня. А сегодня хотелось бы поделиться главными впечатлениями.

Самое первое из них – мужество и воля нашего общенационального Лидера.

Ведь если попытаться воспринять документ в целом, становится ясно, что президентом Нурсултаном Назарбаевым предложено не что иное, как трансформация политической системы страны из президентской в президентско-парламентскую, серьезная "перекачка" ряда полномочий от президента в пользу парламента с очень существенным усилением роли политических партий и в его деятельности, и в общественной жизни в целом.

Примеры аналогичного перерас-пределения полномочий мы видели в целом ряде стран, одни из последних – Украина, Кыргызстан. Но там оно проходило под жестким давлением обстоятельств в условиях политической и экономической напряженности, кризиса, когда становится ясно, что существующая система не в состоянии справиться с очень и очень серьезными проблемами.

В Казахстане ситуация принципиально иная. Экономика развивается темпами, которые и отечественные, и зарубежные аналитики признают одними из самых высоких в мире. Именно ее развитием создан необходимый фундамент и для социального развития, и для политических реформ. Уровень жизни населения неуклонно растет. В стране царит гражданский мир и стабильность, политического противостояния не было и нет.

В этих условиях пойти на такую системную трансформацию мог только мужественный и, главное, мудрый политический лидер, имеющий четко выверенную стратегию развития страны на много лет вперед, прекрасно знающий расклад сил на мировой арене в эпоху глобализации.

Ведь, в отличие от экономики и социальной сферы, обладающих определенным "запасом прочности" и механизмами саморегуляции, политика – материя гораздо более тонкая. Здесь иногда даже небольшой, но недостаточно выверенный шаг может привести к практически непредсказуемым последствиям.

Но президент сделал очень большой и решительный шаг, после которого ни о какой "косметичности" реформ, которую еще совсем недавно предрекали некоторые недальновидные политики из оппозиционного лагеря, уже не может быть и речи.

Предложены действительно принципиальные изменения, глубоко продуманные, соответствующие последовательному курсу на развитие демократии и рассчитанные не только на сегодняшний день, но и на длительную перспективу. Это второе из главных впечатлений от выступления главы государства.

В чем принципиальная новизна внесенных инициатив, на достижение каких результатов они рассчитаны? Для ответа на эти вопросы давайте попытаемся пройти по всей цепочке новой модели политической системы.

Первое – формирование парламента

Президентом предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе, которая базируется на выборах по партийным спискам. Для нашей страны это очень важный исторический шаг.

Мировая практика применения такой системы в Финляндии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии, Италии и многих других странах показывает, что она позволяет добиться гораздо лучшего соответствия между количеством голосов избирателей, отданных за партии, и количеством полученных мандатов.

Это обеспечивает более верное, чем при мажоритарной системе, отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил, адекватного уровню их реальной поддержки электоратом. Кроме того, такая система всегда результативна, в ней не нужны повторные голосования.

Предвыборная борьба ведется не на основе противоборства между точками зрения, личными качествами и амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции крупных партийных концепций и программ – это совершенно иной уровень политической культуры, который будет привнесен и в работу парламента.

Определяющей и в предвыборной гонке, и в работе представительного органа становится роль политических партий как представителей интересов крупных групп электората.

В связи с этим Нурсултан Абишевич предложил исключить из Конституции норму о том, что депутат парламента не связан каким-либо императивным мандатом.

Данное предложение позволит более четко соблюдать в работе депутатов единую позицию выдвинувшей их партии или ее парламентской фракции.

Думаю, это очень важный шаг на пути построения современного демократического общества и действенной партийной системы.

За последние годы мне довелось побывать во многих странах с развитыми демократическими традициями – в Японии, Малайзии, Сингапуре, Республике Корея, странах Западной Европы и других, познакомиться с опытом работы ведущих политических партий – и правящих, и оппозиционных.

Один из главных принципов их парламентской деятельности – достаточно жесткое отстаивание депутатами единых согласованных позиций партии и фракции в выборных органах. В этом, наверно, главный механизм, позволяющий партиям эффективно проводить в жизнь свои предвыборные программы и обещания, на деле отстаивать ключевые интересы голосовавших за них избирателей.

В предложениях главы государства предусмотрено и увеличение численности депутатов мажилиса, которое позволит расширить возможности представительства в нем более широкого спектра различных партий. Из 107 депутатов мажилиса 98 будут избираться по пропорциональной системе, а 9 – представлять Ассамб-лею народов Казахстана, что принципиально важно для нашей многонациональной страны, где межнациональное и межконфессиональное согласие является высшей ценностью и одним из самых главных залогов устойчивого развития.

Поэтому закрепление в Конституции положения об Ассамблее народов Казахстана и ее права иметь своих представителей в парламенте, как в мажилисе, так и в сенате по президентской квоте (о чем также внесено предложение), – еще один важный шаг в укреплении мира и согласия, обеспечении реального равенства возможностей граждан Казахстана независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Детальные вопросы формирования парламента предложено вынести из Основного Закона в Конституционный закон "О выборах в Респуб-лике Казахстан", что позволит проводить дальнейшее совершенствование избирательной системы, мобильно откликаясь на требования времени и не затрагивая конституционных основ жизни страны.

Второе – усиление функций и полномочий парламента

Здесь внесено много позиций, из которых хотелось бы остановиться на трех, на мой взгляд, самых принципиальных и взаимосвязанных.

Это переход к новой системе формирования правительства, в котором ключевая роль будет принадлежать мажилису парламента, усиление роли политических партий и их парламентских фракций в мажилисе, введение ответственности правительства не только перед главой государства, как сегодня, но и перед парламентом.

В Конституцию страны предложено внести изменение, согласно которому в полномочия мажилиса передается важнейшая для формирования правительства функция – давать согласие на назначение премьер-министра, что автоматически означает резкое усиление возможностей и ответственности политических партий или коалиций, имеющих парламентское большинство. Ведь именно их фракции в мажилисе будут предопределять итог голосования по такому согласию.

Более того, еще одним каналом усиления роли партий, представленных в парламенте, станет вводимая в Конституцию норма о необходимости проведения президентом консультаций с их фракциями перед выдвижением кандидатуры на долж-ность премьер-министра.

Такой механизм консультаций, принятый, кстати, при формировании правительств в целом ряде развитых демократических стран, будет реально способствовать более широкому учету мнения партий, имеющих своих представителей в мажилисе и выражающих интересы избирателей страны.

Практика проведения таких консультаций с партией парламентского большинства "Нур Отан" уже апробирована по инициативе главы государства. Такие консультации были им проведены с руководством партии и ее фракцией не только по кандидатуре премьер-министра К. Масимова, но и по основным положениям послания президента страны народу Казахстана, а также совсем недавно по тем предложениям, которые были затем вынесены на совместное заседание палат парламента и которые мы сегодня обсуждаем.

Все консультации прошли очень заинтересованно и конструктивно, продемонстрировали свою действенность в последовательном усилении роли и значения политических партий в жизни общества и государства. Теперь данное положение предложено внести в Конституцию, что, без всякого сомнения, станет важным этапом продвижения Казахстана к построению общества с развитой демократией.

Таким образом, правительство в своей деятельности должно будет ориентироваться на реализацию прежде всего программы партии, победившей на выборах. А значит, предвыборные обещания обретут под собой конституционно закреп-ленную основу для полномасштабного выполнения.

Резко усилятся полномочия мажилиса и по контролю за деятельностью правительства. В частности, для выражения им вотума недоверия правительству будет достаточно не квалифицированного, а уже простого большинства. Совершенно обоснованное предложение в свете более полной демократизации взаимоотношений ветвей власти.

Действительно, если мы говорим, что правительство должно исполнять волю парламентского большинства, это большинство должно иметь возможность и выразить ему недоверие, если оно со своими обязанностями не будет справляться.

Но партийное большинство совсем не обязано быть квалифицированным, то есть превышать две трети депутатов. Для контроля над парламентом победившая партия или коалиция может завоевать и не очень впечатляющее большинство, например, даже 51 процент депутатских мест. В мировой практике такие случаи не единичны. Соответственно, и такое большинство должно обладать необходимыми возможностями по контролю работы правительства.

Именно такие возможности и предоставляются данным предложением законопроекта.

Еще одним мощным рычагом контроля станет обязанность премьер-министра ставить вопрос о доверии правительству перед вновь избранным мажилисом, что очень важно для предотвращения в будущем возможности противостояния ветвей представительной и исполнительной власти при демократической смене правящей партии. К чему может привести такое противостояние, мы уже не раз видели в ближнем зарубежье.

Таким образом, правительство, которое сегодня ответственно перед главой государства, становится ответственным и перед парламентом.

Более того, предложенный механизм, по сути, ставит правительство в зависимость и от избирателей – через партии, за которые они голосовали и которые победили на выборах. Это, безусловно, в интересах всех казахстанцев.

Третье – фундаментальные изменения, предложенные в сфере местного управления и самоуправления

В течение целого ряда лет вопросы введения местного самоуправления широко дискутировались в обществе, были предметом специального рассмотрения Постоянно действующего совещания, Нацкомиссии и Государственной комиссии. Предлагались самые разные варианты, все они имели свои плюсы и минусы, и дело долго не могло сдвинуться с мертвой точки.

В развитых демократических странах наличие действенной системы местного самоуправления признается одной из важнейших характеристик современной демократии. Принята даже Европейская хартия о местном самоуправлении. Но какой-либо единой модели местного само-управления в мировой практике не существует. Эта сфера, в отличие, например, от системы государственного управления, совершенно не поддается сколько-нибудь значимой унификации – все решают местные традиции, сложившийся уклад жизни, особенности экономики, культуры, менталитет населения, географические и климатические особенности, многие другие факторы.

Наверное, именно поэтому Казахстан испытывал трудности в выборе наиболее приемлемой модели само-управления – в условиях отсутствия соответствующих традиций сделать это очень непросто, и ни один из предлагавшихся проектов до уровня закона так и не дошел.

Теперь в данном вопросе совершен качественный скачок – главой государства предложена простая, но весьма перспективная модель.

Она базируется на конституционном признании основой местного самоуправления маслихатов всех уровней, избираемых населением именно для решения местных задач.

Принципиально расширяются полномочия маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы. Только с их согласия президент республики будет назначать акимов соответствующих уровней.

Это беспрецедентный шаг президента страны, далеко перекрывающий даже предложения, внесенные Государственной комиссией по разработке и конкретизации программы политических реформ.

Аналогичные схемы предусмотрены и для нижестоящих уровней местной власти.

Маслихатам будет предоставлено право простым большинством голосов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности. Это очень мощный рычаг влияния представительных органов на исполнительные, который ставит местную власть в гораздо более серьезную зависимость от населения соответствующего региона, чем сегодня.

Нет сомнений в том, что данные меры обеспечат более высокое качество работы местных органов, повысят ее прозрачность, приблизят к реальным заботам и нуждам простых людей.

Безусловно, в одной статье невозможно обсудить все аспекты такой системной инициативы, как предложения по внесению изменений и дополнений в Конституцию, внесенные президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым. В их числе – и нормы, направленные на фактическую отмену смертной казни, и введение судебного санкционирования ареста, и многие, многие другие.

Законопроект, внесенный главой государства, в первом чтении был принят парламентом 16 мая. Создана совместная комиссия палат парламента для его детальной проработки. Сегодня он будет рассматриваться во втором чтении. Настрой законодателей и четкая выверенность каждого положения законопроекта дает все основания считать, что предложенные изменения будут приняты.

Но масштаб их таков, что они еще не раз будут обсуждаться на всех уровнях нашего общества – от политических партий и средств массовой информации до "элементарной ячейки" – каждой казахстанской семьи, так как затрагивают сами основы нашей жизни и имеют очень серьезные и долговременные последствия.

Одно из них – качественное преобразование партийной системы страны. Это неизбежное и, безусловно, прогрессивное последствие, которое, уверен, уже в недалеком будущем самым коренным образом изменит и общественную жизнь страны, и мироощущение каждого ее гражданина.

Перед партиями открываются совершенно новые горизонты – от самого серьезного влияния на политический, экономический и социальный курс государства до возможностей получения прямого бюджетного финансирования своей деятельности в случае преодоления "парламентского рубежа".

Но это не дар свыше. За него придется платить неизмеримо возросшей ответственностью за судьбы и Казахстана, и каждого его гражданина.

Время, когда за партийную деятельность можно было выдавать пустые лозунги и невыполнимые обещания, а чуть дойдет до дела – безответственно отсиживаться в кустах или играть в игры "участие – неучастие", безвозвратно уходит.

Уже сегодня и завтра от партий потребуется способность не только выдвинуть, но и реализовать самые сложные и комплексные программы, охватывающие все стороны жизни страны и способные дать казахстанцам новый уровень жизни, предприятиям – самые современные технологии, культуре – высокие духовные ориентиры, а стране в целом – непрерывно возрастающую мощь, процветание и высочайший мировой авторитет.

Каждый голос избирателя будет цениться на вес золота – это и будет настоящее "золото партии", которое нужно оправдывать постоянным трудом и заботой о каждом человеке.

Конституционная инициатива главы государства Н. А. Назарбаева открывает для этого все возможности, ведь она – феноменальный прорыв в демократическое будущее нового Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz