Жумабек ТУРЕГЕЛЬДИНОВ, депутат Сената Парламента РК, "Казахстанская правда", 22 мая
Целый раздел поправок в Конституцию касается развития местного самоуправления. В частности, сельские акимы, наряду с выполнением государственных функций, получают возможность легитимно решать задачи МСУ. Срок полномочий маслихатов увеличивается до пяти лет. С их согласия станут назначаться акимы всех уровней. Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму.
Усиление роли местных представительных органов и предоставление им дополнительных полномочий - один из первых шагов по формированию самоуправления на местах. Следует отметить, что предпосылки для создания четкой структуры МСУ на территории городов и районов в Казахстане уже имеются. Такими органами являются маслихаты, избранные на основе свободного, тайного, прямого всеобщего голосования. Необходимо учитывать, что местное самоуправление в значительной степени является продолжением государственной власти, в то же время оно осуществляется с участием местного населения, поэтому имеет и общественную природу. Следовательно, органы местного самоуправления выполняют двоякие функции - государственную и негосударственную.
Современная практика демократической организации власти на местах различает две системы - англо-американскую и европейскую. Для первой характерно фиксированное закрепление децентрализации власти и существование местного самоуправления на всех уровнях ниже государственного. Например, госуправление может заканчиваться на уровне субъекта федерации или областного звена. Суть данной модели в том, что государство сознательно ограничивает сферы своего влияния и переуступает органам местной власти право самостоятельно решать все вопросы, например, на уровне города или поселения.
Европейская система характеризуется сочетанием местного самоуправления с местным государственным управлением. Сочетание может иметь самые разные формы. В рамках такой модели МСУ сосуществуют с органами государства во всех административно-территориальных единицах. К примеру, конституция Болгарии устанавливает, что республика является единым государством с местным самоуправлением. Последнее осуществляется в общине, которую основной закон характеризует как основную административно-территориальную единицу.
В децентрализованных унитарных державах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Согласно конституции Италии, на среднем и нижнем уровнях - в провинциях и общинах - осуществляется самоуправление. Выполнение задач местного государственного управления возлагается на префекта, назначаемого советом министров, и он же осуществляет административный надзор за самоуправлением и руководит провинциальной полицией.
Основываясь на приведенных примерах, можно предположить, что для Казахстана более близкой является европейская система, но при этом необходимо учитывать потребности нашего общества и наши реалии, чтобы выбрать свой "казахстанский путь" политических реформ. Демократия в нашей стране должна восприниматься исходя из национального самосознания, самовыражения каждой нации и народности.
Думается, что сегодня органы МСУ, то есть маслихаты, необходимо формировать на районном уровне, а далее довести их до уровня села, поселка и аула.
Некоторый опыт самоорганизации населения на низовом уровне, хотя может быть и спорный, в республике есть. Несмотря на отсутствие специального закона, базируясь на статье 89 Конституции, элементы местного самоуправления начали внедряться во многих городах республики, в том числе в Алматы. Там процесс происходил в три этапа. Первый (1991-1993 годы) характеризовался активной работой по созданию и становлению комитетов общественного самоуправления (КОС). Законодательной основой в данном случае явились Конституция Казахской ССР и закон о местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов КазССР.
К 1993 году в Алматы насчитывалось 64 КОСа, которые практически перекрывали своим влиянием весь город. Для взаимодействия с ними были созданы подразделения в городских и во всех районных администрациях, а также в городском Совете народных депутатов. Координационно-методическим центром по проблемам управления и комплексного развития территорий "Орта" проводилась серьезная научная проработка нормативных документов по местному самоуправлению. На примере деятельности КОСов подготовлены документы, определяющие хозяйственно-социальную деятельность комитетов в условиях перехода к рынку.
В июне 1992 года в городе был создан первый в республике институт муниципального управления и менеджмента. А год спустя принято решение "О развитии территориального общественного самоуправления в городе Алма-Ате. Этим органам передавалась часть прав, полномочий и функций по жизнеобеспечению тогдашней столицы. Параллельно разрабатывался проект закона о статусе Алматы.
Следующий этап интересен тем, что 10 декабря 1993 года принят закон о местных представительных и исполнительных органах РК, в котором не нашли отражения вопросы самоуправления, что значительно затормозило его развитие в городе. Однако накопленный потенциал, а главное, востребованность подобной формы управления, поддержка представительными и исполнительными органами власти и энтузиазм председателей и членов правлений органов самоуправления позволили их сохранить.
Отличительная особенность третьего этапа - появилась законодательная основа местного самоуправления - Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года и закон о местных представительных и исполнительных органах. Комитеты общественного самоуправления преобразуются в комитеты территориального самоуправления населения, которых в городе насчитывалось 47. Их председателями работали опытные, знающие свое дело люди, чуткие к заботам и проблемам жителей, с которыми осуществлялась связь через старших домов, подъездов и уличные комитеты.
Основное внимание КТСН уделяли социальной защите населения, здравоохранению, оказанию помощи ветеранам, инвалидам войны и труда, малоимущим гражданам, пенсионерам, жилищно-бытовым вопросам, в частности, энергоснабжению, газификации и водоснабжению жилых домов. Не меньший упор делался на охрану общественного порядка, помощь милиции, работу с трудными подростками, организацию культурного досуга населения, развитие художественной самодеятельности, контроль за торговлей, общепитом и коммерческой деятельностью на своей территории.
К сожалению, отсутствие нормативной базы дало повод прокуратуре внести предписание о незаконном формировании органов МСУ. Учитывая все это, гормаслихат на очередной сессии 13 февраля 2002 года утвердил "Временное положение о местном самоуправлении в городе Алматы", которое действует до сих пор.
Внесенные нынче изменения в Конституцию позволяют принять действенный закон о местном самоуправлении. А еще лучше будет объединить акты о местном государственном управлении и о местном самоуправлении в один, где необходимо будет предусмотреть местное государственное управление и самоуправление до самого нижнего уровня.
Каким же видится местное самоуправление? Основываясь на алматинском опыте, мы предлагаем следующую схему. Так, на уровне района МСУ будет осуществляться кенесом, который формируется посредством выборов или чтобы не проводить дополнительную кампанию, функции органов местного самоуправления можно передать районным маслихатам. Это вполне согласуется с Основным законом. Кенес самостоятельно или же по представлению акима из числа своих членов избирает главу органа самоуправления - жетекши, а глава исполнительного органа местного самоуправления - торага - утверждается акимом области по представлению того же кенеса.
МСУ на уровне села, сельского округа, поселка и аула тоже осуществляется кенесом, выбираемым населением, а торага выбирается из числа членов кенеса и утверждается торага района, при этом он совмещает представительные и исполнительные функции. Можно применить и другую схему, где торага района из числа членов кенеса села, поселка и так далее предлагает кенесу две кандидатуры для избрания торага исполнительного и представительного органов той или иной административно-территориальной единицы.
МСУ целесообразно формировать на основе ключевых его параметров - население, территория, расположенные на ней материальные ценности, источники финансирования, которые используют органы самоуправления и, наконец, полномочия, то есть законодательное обеспечение их деятельности.
На наш взгляд, избирательный округ депутата городского маслихата является оптимальной административно-территориальной единицей, в границах которой должны функционировать органы местного самоуправления низового уровня. Но при этом важно учитывать не только численность населения, но и экономические, социальные и другие факторы.
На основании упомянутого временного положения маслихат Алматы разработал схему управления города с учетом органов МСУ, подготовлено положение об административно-территориальных округах. Всего таковых 37 - по количеству округов депутатов маслихата. В своей структуре они имеют комитеты территориального самоуправления населения, кооперативы собственников помещений, товарищеские суды, опорные пункты полиции, участковых, взаимодействуют с органами образования, культуры, здравоохранения, предприятиями, организациями и учреждениями. Председатель комитета местного самоуправления в южном мегаполисе избирается на собраниях населения в масштабе избирательного округа и утверждается на сессии городского маслихата.
Для обеспечения финансово-экономических условий деятельности местного самоуправления, а также обеспечения выполнения передаваемых ему функций по социально-экономическому и культурному развитию районов, микрорайонов, аулов и поселков считаем обязательным предоставление МСУ права формирования бюджета административных территорий, введение налогов местного значения и других сборов, не запрещенных законом. Также необходимо распределить коммунальную собственность по уровням местного государственного и самоуправления. Это позволит исключить принятие некомпетентных и волевых решений, коррупцию в исполнительных органах, усилит ответственность органов самоуправления за качественное исполнение в соответствующие сроки намеченных программ, а также повысит контроль за исполнением проводимых работ. |