"Хабар", 22 мая
В Алматы в Институте стратегических исследований при Президенте собрались политологи и правоведы, которые представили общественности первый профессиональный анализ изменений Конституции. Для того, чтобы поправки в Основной закон одобренные парламентом реально начали работать необходимо принять пакет законов. И первые предложения о том, какими они будут - уже прозвучали.
В результате поправок в Конституцию Казахстан из президентской республики реформируется в президентско-парламентскую. В частности, увеличивается число парламентариев с 116 до 154, а формирование нижней палаты будет происходить по партийным спискам. Поправки в Конституцию также существенно расширяют полномочия самого парламента. Так, премьер-министр будет назначаться Президентом после консультации с парламентскими фракциями политических партий, и после согласия большинства депутатов нижней палаты. По мнению участников конференции, эти реформы активизировали в стране общенациональный диалог, способствовали консолидации политических сил, обозначили поступательно развитие и необратимость демократических реформ.
Виктор Малиновский, заведующий кафедрой Казахского Национального педагогического университета им. Абая:
- Внесены точечные, конкретные, но без преувеличения, судьбоносные изменения в Конституцию РК 1995 года. Мы все помним 1998 год, октябрь, когда было принято решение о том, что 10 депутатов мажилиса избираются по партийному списку и в общем-то тогда было понятно что главным стимулом для деятельности политических партий являются элементы пропорциональной системы, потому что именно эта система в совокупности с современной системой как раз и обеспечивает связи между гражданским обществом, народом и государственной властью.
Также согласно изменениям парламентом будут формироваться две трети состава Конституционного Совета, две трети состава Центризбиркома и две трети Счетного комитета. Однако для того, чтобы эти нормы реально начали работать, предстоит еще принять пакет поправок. На конференции прозвучали и предложения, которые необходимо учесть в будущем, для эффективного развития демократических преобразований.
Булат Султанов, директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК:
- На наш взгляд продолжительность работы избранных органов власти нужно бы дифференцировать по следующему принципу: Президент страны избирается на 5 лет, депутаты сената на 5 лет, мажилиса на 4 года, областных маслихатов и депутаты Астаны и Алматы на 3 года и депутаты районных маслихатов на 2 года. Это было бы разумно потому, что вся "социалка" решается на уровне районов. И их необходимо избирать почаще с тем, чтобы они очень чутко чувствовали требования и чаяния простых трудящихся.
Также собравшиеся предложили для усиления борьбы с коррупцией в будущем проработать вопрос об отмене системы амнистий для проворовавшихся чиновников всех рангов. Внесенную поправку о фактической отмене смертной казни в Казахстане по мнению политологов, целесообразно как можно скорее дополнить такой формой как пожизненное заключение для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, причем, оговорив, что на эту категорию лиц никогда не будет распространяться амнистия, досрочное освобождение под различными предлогами. |