NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:44 ast
23:44 msk

"Духовное возвращается на круги своя..."
6 июня 2007 г. в Алматы будет проходить очередной XІІІ съезд писателей Казахстана. Накануне этого важного для культурной жизни страны события председателя правления Союза писателей Нурлана Оразалина принял Президент
28.05.2007 / политика и общество

Зухра ТАБАЕВА, "Начнем с понедельника", 25 мая

6 июня 2007 г. в г. Алматы будет проходить очередной XІІІ съезд писателей Казахстана. Накануне этого важного для культурной жизни страны события председателя правления Союза писателей Нурлана ОРАЗАЛИНА принял Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич НАЗАРБАЕВ. Удалось встретиться с г-ном Оразалиным и журналисту "НсП".

- Нурлан Мыркасымович, в преддверии съезда писателей Нурсултан Абишевич говорил с вами о судьбе казахской литературы?

- Главу государства волнует не только судьба литературы, а все духовное пространство страны. Нурсултан Назарбаев думает превратить Казахстан в одну из самых читабельных стран. Разговор шел и о создании лучших условий для писателей, для развития литературы. А я, в свою очередь, от имени Союза писателей выразил нашу поддержку Президенту по поводу последних изменений в Конституции РК.

- Какова будет повестка предстоящего съезда писателей республики?

- Повестка съезда была утверждена пленумом Союза писателей, проходившим в апреле этого года. На повестке дня - отчет председателя за истекшие между съездами 5 лет; отчет ревизионной комиссии; внесение изменений и дополнений в устав нашей организации и выборы нового правления. В Алматы проживает около 400 членов Союза писателей, около 70 человек приедут из Астаны и более 200 - из областей.

- С 1996 года вы являетесь первым руководителем Союза писателей. Как избирают на эту должность?

- Я избирался на альтернативной основе путем тайного голосования. В обоих случаях выдвигалось по 4 кандидата.

- В одно время Союзу писателей довелось участвовать в судебных тяжбах, отстаивая свои права на недвижимость.

- Да. От правды не убежишь. Было время, когда нам, творцам, пришлось пережить не только тяжбу творчества, но и тяжбу судебного разбирательства, затянувшегося на три с половиной года. В итоге справедливость восторжествовала - стены, долгие годы служившие писателям страны, были законно возвращены. Здание в ветхом состоянии, вот уже 30 лет оно ждет капитального ремонта. Наконец, изыскав средства, мы принялись за ремонт. Пока обходимся своими силами, ждем финансовую поддержку от Правительства. Акимат города Алматы обещал отремонтировать фасад здания. Было время, когда мы оказались за бортом и без финансовой поддержки государства, но выжили. Некоторые творческие союзы потеряли не только свое имущество, но и свое лицо как творческая организация. Рыночные отношения порой пагубно отражались на них. Многие почти перестали существовать. На постсоветском пространстве появились новые "междуусобные литературные войны". Так произошло в Киргизии, в России сейчас не находят примирения писатели Юрий Бондарев и Сергей Михалков - два мэтра, живые классики советской литературы, вследствие чего пострадала большая литература. Такая же участь могла выпасть и нам. Среди казахстанских писателей тоже находились люди, желавшие, оставаясь в Союзе писателей, параллельно создать свою "суверенную" организацию. Но мы приостановили эти попытки, так как они противоречат уставу. Мои коллеги по ремеслу проявили прозорливость. За это я им хочу сказать спасибо...

- Союз писателей совершенно автономная организация или какие-то директивы спускаются сверху?

- Мы автономны, это сказано в прямом смысле. Но, находясь в обществе, переживающем трудности переходного периода, мы не можем существовать в отрыве от страны, от событий, происходящих в ней. Мы обязаны создавать писателям условия для творчества, обязаны выходить на связь с Правительством, разрабатывать программы развития литературы в Казахстане. Создан первый вариант Концепции оказания государственной поддержки литературы с 2008 по 2011 год. На первом этапе нас поддержало Правительство, состоялся разговор с премьер-министром Масимовым. Этот документ не спущен сверху, а начал свой путь развития из недр общественной организации при поддержке ведущей политической партии "Нур-Отан", к нему проявляет интерес Парламент РК.

- Почему выдвижение на Государственные премии происходит через Союз писателей?

- Согласно Положению о Государственных премиях, правом выдвижения обладают республиканские творческие организации, к примеру, редакции республиканских газет "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда". Мы, Союз писателей РК, имеем право выдвигать произведения, написанные членами нашего Союза. Произведения рассматриваются и обсуждаются на предварительной комиссии при Союзе писателей; на жанровом совете; затем предложения поступают в секретариат (он вправе отклонять или утверждать кандидатуры). Далее выдвинутые произведения обсуждаются на заседаниях Правительственной комиссии.

- Не так давно, встречаясь с молодыми писателями, Владимир Путин подчеркнул, что писательское поприще – это очень сложный выбор. Для писателей президент России видит три перспективы. Либо смириться со своей бедностью, но гордиться своим высоким предназначением в обществе, осознавать, что ты представитель элитарной профессии, доступной для единиц; либо стать писателем-коммерсантом, отвечающим запросам рынка, иметь издательский дом. В третьем случае творчество, тиражи, благополучие писателей должны определяться госзаказом. Прав ли он, на ваш взгляд?

- Прав. Но данная картина больше характерна для России. У нас дела обстоят по-другому. Я лично знаю Чингиза Абдуллаева, азербайджанского писателя, пишущего на русском языке. Он – автор популярных детективов, ставших бестселлерами. Они пользуются спросом на всем постсоветском пространстве, как и книги многих современных авторов, создающих детективы. Но пусть мои коллеги не обижаются. На мой взгляд, это не та большая литература, которую создавали Толстой, Ауэзов, Макатаев, Вознесенский, Сулейменов, Евтушенко и другие. Книги о том, как убивают, как живут бандиты и проститутки, быстро и охотно прочитываются, но они не способны перевернуть душу, как романы Достоевского, не толкают задуматься о судьбах мира. Успех данных романов у читателей и на кинорынке - это один из результатов нападок глобализации на национальную культуру. У нас тоже развит детективный жанр, но от России мы, конечно же, отстаем, в Казахстане преобладает документальная проза. После распада Союза писатели были растеряны, ведь мы потеряли его величество читателя, потерян интерес к высокой прозе. Многим писателям пришлось просочиться сквозь "адов узелок", чтобы пройти путь выживания от эпохи к эпохе. Но на сегодняшний день большинство творческих людей, пропустив через себя весь водоворот произошедших перемен, вновь приступило к творчеству, и мы видим славные результаты их труда. То есть в обществе происходит возвращение на круги своя...

- О ком идет речь?

- Очень интересен роман Нурпеисова "Последний долг". Или же вспомним Саина Муратбека, заново переосмыслившего свое произведение, написанное еще в советское время, когда о многом нужно было молчать. Но они являются нашими известными маститыми писателями ХХ столетия как и Мухтар Магауин, Азильхан Нуршаиков, Калихан Искаков, Бексултан Нуржекеев, Марал Скакбаев, Герольд Бельгер. А в XXІ веке о себе заставляют говорить более молодые талантливые авторы. Для них характерно то, что они очень начитаны, прекрасно знакомы с интеллектуальной литературой Запада 50-60-х годов, с латиноамериканскими авторами, пропустили через себя и японскую литературу, и литературу мусульманского мира. Мне нравятся произведения прозаика Дидара Амантая, его оригинальность и приверженность модернизму. Растет уровень жизни, а с ним возвращается интерес людей к книгам, театру.

Читатели ждут встречи с новыми героями, пусть страдальцами и негодяями... Что же касается госзаказа, то заказной литературы бояться не надо. В СССР до 60-х годов по заданию правительства воспевались коммунисты, рабочие, руководители, которые совершали подвиги, самоотверженно трудились, не жалея ни себя, ни других. Благодаря этому крепло государство. После 60-х герои стали думающими самостоятельно, боролись с бюрократизмом, формализмом, со всей системой, и в результате их прототипы в реальной жизни "без крови", демократично разрушили систему, разрушили "нерушимую" империю. Выходит, госзаказ сыграл мощную роль? Сейчас в определении госзаказа берут перевес исторические произведения. Мы, казахи, долгое время не могли открыто, громко говорить о своей богатой и древней истории. Появляются исторические повести, романы и бестселлеры, и это закономерно: наш народ, наши дети должны знать об истории своих предков. Параллельно с этим выходят хорошие добротные, внутренне свободные стихи. В отличие от произведений моих сверстников они написаны без контроля и давления сверху. Над нами же стояли редакторы, цензоры, партийные работники. Ныне другие сложности, возникла проблема малых тиражей. Раньше книги издавались тиражом минимум 10-15 тысяч экземпляров в первый раз, затем тираж набирался еще. Теперь книги издаются тиражом 2-3 тысячи экземпляров. Разве они дойдут до простого казахстанского читателя, не говоря уже о наших зарубежных соплеменниках, которых несколько миллионов? К тому же раньше писатель не занимался реализацией тиража... Вы смотрели встречу Президента Нурсултана Назарбаева с ведущими журналистами страны? Он открыто призывал казахстанцев к чтению художественной литературы, упоминал "Шагреневу кожу" Бальзака, произведения Драйзера. За год до этого в своем интервью газете "?аза? ?дебиеті" наш президент дал высокую оценку казахской литературе, которую он глубинно изучает. В то же время меня огорчают некоторые наши чиновники, министры, не знающие ни одного слова Абая. А ведь гениальное наследие Абая в силах помочь каждому представителю современной эпохи, желательно его читать на казахском языке. Абай вечен...

- Спасибо. Желаем вам новых творческих успехов и плодотворной работы на XІІІ съезде писателей Казахстана.

Досье "НсП"

Нурлан Оразалин известен как драматург, поэт, автор более чем десяти поэтических сборников. Он родился в 1947 г. В 1970 г. окончил казахское отделение филологического факультета КазГУ. Со студенческой скамьи связал свою судьбу с журналистикой, затем – с театром. В разные годы написал 7 пьес ("Ночь при свечах", "Каменные олени", "Реванш", "Лихая година", по одноименной повести М.Ауэзова и др.). Его пьесы были переведены на киргизский, русский, болгарский языки. В 1986г. был избран председателем Союза театральных деятелей Казахстана. Работал директором Республиканского театра кукол, главным редактором газеты "Егемен Казахстан" с 1993 по 1996 г. В 1996 г. был избран председателем правления Союза писателей РК, переизбран в 2002 г. Избирался народным депутатом Верховного Совета Республики (1990 – 1994 гг.) КазССР. С 1991-го по январь 1992 г. был в составе Верховного Совета СССР, Заместителем председателя Комитета по национальной политике развития культуры языка при Верховном Совете.

Заслуженный деятель Республики Казахстан (1998), лауреат Государственной премии Казахстана за сборник стихов "Прощание с веком" (2002). Почетный гражданин г.Алматы. Сопредседатель Международного писательского Фонда, штаб-квартира которого находится в г. Москве. Женат, имеет троих детей и троих внуков

-----

Союз писателей. Канун великих потрясений?
Художники слова готовятся к своему очередному съезду
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ, "Central Asia Monitor", 25 мая

Секретарь Союза писателей Нурлан Оразалин в эти дни предельно собран и занят сверх меры. Решая неизбежные и не такие уж простые оргвопросы, связанные с предстоящим событием, он выкраивает время и для обстоятельных интервью. Охотно откликнулся он и на просьбу дать интервью нашей газете, но в силу невозможной занятости попросил повременить несколько дней. Воспользовавшись вынужденным тайм-аутом, мы обратились к известному прозаику и драматургу, лауреату Государственной премии и независимой премии "Платиновый Тарлан" Дулату Исабекову с просьбой высказать свою точку зрения на положение дел в Союзе писателей РК в канун долгожданного съезда. Вот, так сказать, взгляд со стороны.

О планах и перспективах в жизни Союза писателей Нурлан Оразалин рассказал достаточно подробно в своих интервью, рассказал в очень оптимистических красках. Оно и понятно. Как любой руководитель, он склонен воспринимать негативные факты, имеющие место быть, как нечто случайное, временное и легко устранимое. А вот с точки зрения других писателей, думаю, поводов для оптимизма много меньше.

Начнем с того, что наш творческий союз в количественном отношении непомерно велик, в нем более семисот мастеров изящной словесности. Причем когда иной мастер в канун своего юбилея обращается в акимат, чтобы ему воздали должные почести, в акимате испытывают вполне понятное замешательство, поскольку попросту слыхом не слыхивали о таком писателе и ничего о нем не знают. Возможно, в силу моей необразованности о существовании многих из них я тоже догадываюсь с трудом. И вот среди определенной части писательского братства возникло желание дистанцироваться от этого непомерно большого конгломерата, организовать свой, альтернативный творческий союз. Очевидно, у них есть своя логика. Но тут ведь палка о двух концах. Да, если говорить о качественном составе наших рядов, то, очевидно, найдется 125-150 значимых фигур из тех, что активно работают в литературе. Но если мы низведем численный состав до небольшой, пусть и очень мобильной когорты, мы не сможем удержать за собой даже здание в центре города, где уже многие десятилетия базируется Союз писателей. Нас постигнет участь Академии наук. Так что, прекрасно понимая чувства, которыми руководствуются сторонники радикальных мер, я бы советовал им попридержать коней. Ломать - не строить, тут как раз тот самый случай, о котором в народе искони сказано: семь раз отмерь…

Далее, наш секретарь правления умно и обстоятельно говорит о необходимости поднять тиражи наших книг, поставить на рельсы гонорарную политику, реанимировать работу бюро пропаганды литературы, чтобы опять-таки материально поддержать писателей. Мне кажется все это беспочвенным. Во-первых, где взять деньги для бюро пропаганды, а во-вторых, что мы собираемся пропагандировать, за что ратовать? Чтобы читатели покупали наши книги? Но книги эти выходят чрезвычайно редко и такими мизерными тиражами, что книгами этими и библиотеки-то невозможно снабдить. Быть может, писательское бюро пропаганды должно стать рупором политики нашего государства? Но это при советской власти мы были приводными ремнями и выхлопными трубами идей партии и правительства, за что они и выделяли творческим союзам деньги. К тому же наши книги выходили стотысячными тиражами, от них поступали огромные отчисления в бюджет. Сейчас ни о каких отчислениях и речи быть не может. Кстати, все государственные издательства ныне стали частными, да и Союз писателей является общественной организацией, и едва ли нашему бюро пропаганды перепадет что-либо из бюджетных денег. Так что все это мне представляется неким популизмом, самоуспокоением накануне писательского съезда.

Будем помнить: художник является оппонентом любой власти. В этом суть нашего призвания, это миссия писателя от Бога. Писатель недостоин быть писателем, если он не будет критически относиться ко всему происходящему. Писатель разговаривает с властью от имени народа, это больная совесть общества. Естественно, у писателя должен быть свой рупор, свой печатный орган. И всенепременно, у Союза писателей должно быть свое издательство, наподобие "Жазушы". Суть не в названии, суть в том, что оно должно быть в структуре Союза писателей, в подчинении первого секретаря правления. Тогда, уже исходя из конкретных условий и возможностей, можно будет говорить и о тиражах, и о гонорарной политике, и о возрождении бюро пропаганды, и о творческих отпусках писателей. А пока что все эти рассуждения голословны.

Нурлан Оразалин в своих интервью говорит о том, что люди, ратующие за создание альтернативного Союза писателей, вносят деструктивное начало в нашу писательскую жизнь. Но мне кажется, они делают все это не из желания разрушать, а от нежелания жить по-старому. Они делают это не потому, что им Союз писателей не нужен, а потому, что им нужно, чтобы он жил и работал по-другому. Мне кажется, все дело в том, что наш Союз писателей отгородился и от собственных членов писательского сообщества, и от читателей. Мы живем в беспокойное время, душа наша не может не откликаться на многие судьбоносные события в жизни страны. Душа-то откликается, а Союз писателей молчит. Душа порою рвется к другой душе, и надо бы собраться вместе, чтобы обсудить то, что тревожит, что лишает сна и покоя, чтобы высказать свои резоны, свое одобрение или несогласие, чтобы присоединить свое писательское слово к тем духовным исканиям, что будоражат страну, чтобы облегчить людям поиски истины. Мы должны сметь свое суждение иметь, касается ли это решений президента или рядового чиновника. Но наш Союз молчит, и создается впечатление, что у писателей нет своего мнения, что они заглохли и вымерли, что каждый из них остался у разбитого корыта собственных мелкотравчатых интересов и руководствуется обывательским правилом: помалкивай, не выходи, не высовывайся.

Часто бываю в глубинке, "на местах", общаюсь с людьми, и меня уже не удивляет вопрос: где наши писатели, чем они занимаются, почему молчат? А ведь Союз писателей, на мой взгляд, должен быть вторым парламентом страны, он не может самоустраниться от волнений и тревог, от неостановимой жизни. Да, есть два-три писателя, которые отваживаются говорить во всеуслышание и которых слышат власти и народ. Недавно один чиновник в Астане (не буду называть его имени) сказал не без тайной надежды: "Надо подождать немного. Вот вымрут они, и тогда все будет спокойно. А те, кто моложе, - кто ж их будет слушать? Их мало кто знает, народ за ними не пойдет. Да и молчать они горазды". Мне это напомнило повесть Андрея Платонова "Джан". Там тоже чиновник каждого умершего вычеркивает из списка живых, с вожделением наблюдая, как список тает. И что, мы будем дальше по очереди помалкивать, как наш Союз писателей? Мол, говори не говори, что толку. Уподобимся той собаке, что устала рычать и лаять на проходящих мимо, устроилась поудобнее в конуре, положила голову на лапы и молча наблюдает, что будет дальше?

Все это мне внушает крайнюю тревогу. Союз писателей за время, прошедшее с предыдущего съезда, не смог стать консолидирующим началом писательской массы. Не отсюда ли и наша инертность? Союз писателей не смог стать центром интеллектуальной мысли, он не смог стать для писателей рупором и трибуной. Надо ли удивляться, что многие из писателей забыли сюда дорогу. За ненадобностью. Ну, разве что на похороны своих сотоварищей по перу, чтобы проводить их достойно в последний путь. И на том спасибо. Не потому ли многие писатели чувствуют себя потерянными, невостребованными, ненужными? У меня такое впечатление, что наш Союз писателей сегодня находится на задворках жизни.

Поймите меня правильно. Я не против Нурлана Оразалина. Нурлан - человек, не имеющий врагов. Это хорошо. Но он слишком лоялен, мягок и нерешителен. И я бы не сказал, что из него фонтанируют идеи. Но ему никто не мешал, если не в материальном, то хотя бы в творческом плане объединить писателей. Он этого не сделал. Если он и останется секретарем правления, то лишь с условием, чтобы он ежегодно отчитывался перед писательским сообществом по всему многообразному кругу вопросов работы правления. Ежегодные творческие отчеты мало что дают. Ну, мы узнаем, кто что написал, где напечатал и насколько удачен новоиспеченный опус. Люди больше хотят знать. Раньше, понятное дело, люди хотели из писательских книг узнать хоть какую-то правду, пусть даже из уст отрицательного героя. Теперь, что говорится, всю голимую правду мы узнаем из газет и по TV. Писатель утратил монополию на право говорить правду, говорить самые горькие слова, но гражданских-то функций он пока не утратил.

Наш Союз должен возглавить человек, имеющий безусловный авторитет среди писателей не только Казахстана, важно, чтобы его знали не только в пределах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Чтобы он был вхож в высокие кабинеты и мог отстаивать наши права. Думаю, поколение шестидесятилетних на эту роль уже не подходит. Молодых называть не решаюсь, пусть набираются опыта. Не я один сейчас размышляю над этим. Звонили из властных структур, тоже озабочены этим вопросом, спрашивали: кого вы рекомендуете?

Мое мнение таково: если Нурлан Оразалин захочет остаться, другой кандидатуры навскид я вроде и не вижу. Ему нравится эта работа, он не утратил к ней вкус. Разумеется, ему придется многое откорректировать и в методах руководства, более жестко выстроить свой подход к делу. Тем более что он многое обещает сделать на местах. Было бы неплохо дать ему возможность выполнить свои обещания. Все это, повторяю, при условии, если он будет ежегодно отчитываться перед пленумом Союза писателей.

Этого человека должны побаиваться в вышестоящих инстанциях. Деньги сейчас даются не организации, а личности - деньги наличные или безналичные, но именно - личности. А деньги Союзу писателей нужны. И не только деньги. Сможет ли Нурлан жестко и последовательно отстаивать наши права на всех уровнях - будь то правительство, госсекретарь или президент? А сверх того - Союзу писателей нужна коммерциализация, без этого сейчас нельзя. Значит, у секретаря правления должна быть и коммерческая жилка. Что я имею в виду? Когда-то в трудные времена Храпунов дал Союзу писателей несколько гектаров земли в районе бывшей барахолки, это сейчас очень престижное место. Земля эта, так сказать, провалилась сквозь землю, исчезла, и концов не найдешь. Вот бы Союзу писателей снова заполучить такую "малую землю", и на этой "малой земле" можно строить все что угодно, создать хозяйственную структуру и на ее основе зарабатывать деньги для жизнеобеспечения Союза писателей. Разумеется, во главе этой структуры должен стоять толковый хозяйственник, болеющий за дело, умеющий его отладить, вдохнуть в него жизнь. В крайнем случае, отдай эту землю в аренду и сиди на ней, получая деньги.

И потом, надо разобраться, тех ли зарубежных писателей мы переводим сейчас на казахский язык? Тоже вопрос коммерческий, между прочим. Недавно я невзначай скаламбурил: чем сидеть с этими дураками, пойду я домой читать Мураками.

Итак, Нурлан Оразалин. Размышляю я и над кандидатурой Толена Абдикова - тоже человек, у которого нет неприятелей. К тому же он имеет опыт работы во властных структурах, был ответсекретарем "Казах адабиети". Я бы назвал Темирхана Медетбека, когда-то работавшего вторым секретарем правления, хотя ему ведь тоже уже 62. Назовем всенепременно Аширбека Сыгая, но тот наотрез отказался, а ведь работал в свое время в ЦК, был заместителем министра культуры. Секретарем Союза мог бы стать Алибек Аскаров, работавший в Минкультуры, хотя он сейчас в аппарате президента. Или Ермек Аманшаев - он сейчас в акимате Астаны работает. Инициативные, талантливые, умные люди есть. И есть, как говаривал Ефим Копелян в "Семнадцати мгновениях весны", информация к размышлению. Почему я этих людей называю? Да потому что они уже работали в управленческих сферах и знают, в какую дверь и как надо стучаться. Я не решаюсь назвать писателя "просящим" человеком, но таковы реалии, и надо, чтобы просящий был крупной фигурой, чтобы его уважали, чтили, считались с его мнением и не решались ему отказывать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz