Анастасия БАЙТОВА, "Казахстанская правда", 25 мая
Разобраться в полномочиях и обязанностях некоторых государственных органов зачастую могут, пожалуй, лишь чиновники, и то, не выходя за пространство собственного рабочего места. Ценовое регулирование и управление отраслями, от успешного развития которых зависит процветание всего Казахстана, сегодня распылено между министерствами, ведомствами, агентствами... В итоге потребитель не понимает, куда же ему обращаться с казалось бы простым, но главным для него вопросом: каким образом и почему повышаются тарифы? Сами услугодатели тоже страдают от несовпадения сроков подачи заявок и их рассмотрения бесчисленными "контролерами". Новый алгоритм управления отраслями был задан в Послании Главы государства народу "Новый Казахстан в новом мире". На этой неделе в Правительстве презентовали концепцию административной реформы, призванной решить "функциональные" проблемы путем создания независимых регуляторов. О том, как будет проходить процесс перераспределения полномочий и обретения прозрачности работы антимонопольных органов, - в материале корреспондента "КП".
Конкуренция полномочий
Для бывших монополистов, а ныне доминантов на том или ином товарном рынке, формально сменилось лишь определение, а не реальное положение, и потому отказ государства от директивного установления расценок на их услуги некоторыми "экспертами" несправедливо трактуется как полное самоустранение от ценового контроля.
К Комитету по защите конкуренции МИиТа довольно часто предъявляют претензии: дескать, подотчетные предприятия поднимают тарифы без согласования с ведомством, а КЗК при этом бездействует. Хотя здесь необходимо уточнение: режим регулирования цен доминирующих субъектов благодаря законодательным нововведениям изменился с согласовательного на уведомительный еще в июне 2006 года. И в принципе, "сообщать" о своей инициативе повысить цены компании могут хоть каждый день, если, разумеется, у них есть достаточные на то основания: КЗК лишь проверяет обосновывающие материалы на предмет соблюдения антимонопольных требований.
Однако здесь обнаружилась небольшая "несостыковка". Дело в том, что субъекты естественных монополий (СЕМ), находящиеся в ведении одноименного агентства-регулятора (АРЕМа), в отличие от подопечных КЗК имеют право выходить с заявками на повышение тарифов не чаще одного раза в год. И, следовательно, они не в состоянии вовремя "отреагировать" на рост стоимости, скажем, топлива.
...Организационный разлад долгое время был закреплен самой структурой, в которой госорганы выполняли несвойственные им функции. Яркий пример - все тот же Комитет по защите конкуренции, официально объявленный антимонопольным органом (хотя население продолжает по привычке так величать Агентство по регулированию естественных монополий, давно утратившее этот статус и функции).
- КЗК почему-то озадачен конструированием рынка, скажем, железнодорожных перевозок, - удивляются специалисты, - в то время как должен быть освобожден от обязанностей по развитию конкуренции, а заниматься лишь ее защитой, то есть пресечением фактов злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентного сговора госорганов с субъектами предпринимательства, выявлением картельных соглашений и так далее.
Эти функции и необходимо сосредоточить в руках отраслевого регулятора, согласились во власти.
Рецепт на антиразлад
Перед тем как представить в Правительство программу реформы управления в отраслях, антимонопольщики изучили международную практику деятельности регулятивных институтов и пришли к выводу, что единого, принятого в большинстве стран стандарта по набору функций, курируемым сферам и организационным формам просто не существует. А, следовательно, при создании новых госорганов должна учитываться прежде всего казахстанская специфика, но с оглядкой на лучшие мировые образцы. Таким образом, на первоначальном этапе реформирования в республике будут организованы три полновластных отраслевых контролера с финансированием из республиканского бюджета и условными названиями: регулятор финансового сектора - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, телекоммуникационный регулятор - Агентство по информатизации и связи и инфраструктурный регулятор - Агентство по регулированию естественных монополий.
У АФН нужный опыт уже есть: агентство, начиная с 2004 года, работает как независимый регулятивный орган, но для придания официального статуса такового ему будут переданы функции защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности финансовых организаций, которые пока осуществляет уполномоченный комитет Мининдустрии.
АИС в скором времени передаст свое право участия в космических программах Национальному космическому агентству и сосредоточится на регулировании субъектов естественных монополий, а также контроле цен доминантов в области телекоммуникаций и почтовой связи, забрав надлежащие полномочия у АРЕМа и КЗК соответственно. Работы у агентства прибавится значительно: оно будет утверждать тарифы на универсальные услуги в своей сфере (сегодня это входит в компетенцию Правительства). Ко всему, за телекоммуникационным регулятором останутся обязанности по проведению мониторинга рынка связи, определению условий доступа к инфраструктуре, формированию "электронного правительства", управлению информационными ресурсами, стандартизации и обеспечению качества услуг, лицензированию, реализации инвестиционных проектов в сфере информатизации, урегулированию споров...
Существенно расширит набор инструментов воздействия и АРЕМ - будущий инфраструктурный регулятор отрасли энергетики, железнодорожного транспорта, централизованного водоснабжения и сферы портов и аэропортов (аэронавигации). От министерств энергетики и минеральных ресурсов, транспорта и коммуникаций к нему перейдут "технические" функции по лицензированию, определению технических условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам монополистов, согласованию смет затрат ремонтных работ, утверждению инвестиционных программ. Комитет по защите конкуренции МИиТа в свою очередь перестанет контролировать цены на товарных рынках, смежных с естественно-монопольными сферами.
- Подходы к ценовому регулированию, которое сегодня осуществляется для всех доминантов, включенных в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, пересматриваются, - подчеркнул председатель АРЕМа Бакытжан Сагинтаев. - Теперь ему будут подлежать исключительно товары (работы, услуги) субъектов, определенных Правительством. Таким образом, осуществление государственной тарифной политики сконцентрируется в одном органе - Агентстве по регулированию естественных монополий. КЗК, освобожденный от решения по определению несвойственных ему задач, превратится в классический антимонопольный орган с четко прописанными обязанностями по защите конкуренции.
- Необходимо, чтобы как можно больше людей понимало: защита конкуренции работает на снижение инфляции, но другими методами - не сдерживания тарифов, а привлечения услугодателей, новых конкурирующих субъектов на рынок, - комментирует руководство комитета. - В свете правильного понимания функций антимонопольного органа снизить долю монополистов на рынке - наш лучший вклад в сдерживание инфляционных процессов.
Эффект и эффективность
По мнению аналитиков, результаты совершенствования структуры управления отраслями не заставят себя долго ждать. Так, например, если сегодня несогласованность действий госорганов зачастую приводит к неоднократному росту тарифов на одни и те же услуги монополиста в течение года, то создание отраслевых регуляторов позволит объединить всю "цепочку" ценообразования и принимать решения по связанным субъектам и доминантам одновременно. Помимо этого решится проблемный вопрос обеспечения доступа к инфраструктуре и услугам монополистов без дискриминации.
- Само право доступа, зафиксированное в законах, из-за различия в подходах госорганов не обеспечивает условий для беспрепятственного вхождения на рынок, - комментирует Бакытжан Сагинтаев. - Оно должно подкрепляться регламентацией разработанных регулятором общих правил и принципов технических и экономических условий доступа. Это позволит исключить экономические и технические барьеры и факты злоупотребления рыночной властью.
И наконец, еще одна реальная польза - возможность мониторинга и контроля реализации принятых инвестиционных программ и обязательств с использованием инструмента лицензирования.
Однако не стоит забывать и о вероятности других последствий. С самого объявления реформ антимонопольщики задумались: а не попадут ли отраслевые регуляторы в зависимость от наиболее сильных игроков на рынке? Западные специалисты предостерегают от такой опасности, называя ее "захватом регулятора", отечественные, в свою очередь, соглашаются с тем, что работать на независимой, беспристрастной основе, иногда принимая решения, невыгодные какой-либо влиятельной компании, далеко не просто. Например, в телекоммуникационной отрасли, где сложился определенный рынок, до сих пор вызывает опасение господство АО "Казахтелеком", незаинтересованного в развитии конкуренции и потере части дохода. Ведущему оператору принадлежит значительный пакет акций трех из четырех казахстанских сотовых компаний. Антимонопольный орган выходил с предложением об их продаже на фондовом рынке, но не получил нужной поддержки. На заседании Правительства в минувший вторник руководством АИС высказывались предположения о грядущем исключении "Казахтелекома" из Государственного реестра субъектов-доминантов. Но в Агентстве по регулированию естественных монополий считают такой шаг преждевременным...
- Развитие конкурентной среды и сокращение сферы естественных монополий ни в коем случае не самоцель, - поддержал коллег министр индустрии Галым Оразбаков. - Это необходимо делать для достижения конечного результата - повышения эффективности и конкурентоспособности рынка услуг, снижения их стоимости для конечных потребителей.
...Проект указа Президента "О совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан" уже подготовлен, завизирован всеми заинтересованными государственными ведомствами и на днях будет внесен на подпись главе Правительства. Но это - только первый этап реформирования: на очереди создание независимых отраслевых регуляторов в других сферах экономики, в том числе в транспортной, энергетической. Эксперты в области антимонопольной политики настроены весьма оптимистично: перераспределение функций придаст прозрачность процессу тарифообразования в отраслях и наладит взаимодействие между ответственными государственными органами в целом. |