NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 09:59 ast
07:59 msk

Кто в отрасли хозяин?
Ценовое регулирование и управление отраслями, от успешного развития которых зависит процветание всего Казахстана, сегодня распылено между министерствами, ведомствами, агентствами... В итоге потребитель не понимает, куда же ему обращаться с казалось бы простым, но главным для него вопросом
28.05.2007 / политика и общество

Анастасия БАЙТОВА, "Казахстанская правда", 25 мая

Разобраться в полномочиях и обязанностях некоторых государственных органов зачастую могут, пожалуй, лишь чиновники, и то, не выходя за пространство собственного рабочего места. Ценовое регулирование и управление отраслями, от успешного развития которых зависит процветание всего Казахстана, сегодня распылено между министерствами, ведомствами, агентствами... В итоге потребитель не понимает, куда же ему обращаться с казалось бы простым, но главным для него вопросом: каким образом и почему повышаются тарифы? Сами услугодатели тоже страдают от несовпадения сроков подачи заявок и их рассмотрения бесчисленными "контролерами". Новый алгоритм управления отраслями был задан в Послании Главы государства народу "Новый Казахстан в новом мире". На этой неделе в Правительстве презентовали концепцию административной реформы, призванной решить "функциональные" проблемы путем создания независимых регуляторов. О том, как будет проходить процесс перераспределения полномочий и обретения прозрачности работы антимонопольных органов, - в материале корреспондента "КП".

Конкуренция полномочий

Для бывших монополистов, а ныне доминантов на том или ином товарном рынке, формально сменилось лишь определение, а не реальное положение, и потому отказ государства от директивного установления расценок на их услуги некоторыми "экспертами" несправедливо трактуется как полное самоустранение от ценового контроля.

К Комитету по защите конкуренции МИиТа довольно часто предъявляют претензии: дескать, подотчетные предприятия поднимают тарифы без согласования с ведомством, а КЗК при этом бездействует. Хотя здесь необходимо уточнение: режим регулирования цен доминирующих субъектов благодаря законодательным нововведениям изменился с согласовательного на уведомительный еще в июне 2006 года. И в принципе, "сообщать" о своей инициативе повысить цены компании могут хоть каждый день, если, разумеется, у них есть достаточные на то основания: КЗК лишь проверяет обосновывающие материалы на предмет соблюдения антимонопольных требований.

Однако здесь обнаружилась небольшая "несостыковка". Дело в том, что субъекты естественных монополий (СЕМ), находящиеся в ведении одноименного агентства-регулятора (АРЕМа), в отличие от подопечных КЗК имеют право выходить с заявками на повышение тарифов не чаще одного раза в год. И, следовательно, они не в состоянии вовремя "отреагировать" на рост стоимости, скажем, топлива.

...Организационный разлад долгое время был закреплен самой структурой, в которой госорганы выполняли несвойственные им функции. Яркий пример - все тот же Комитет по защите конкуренции, официально объявленный антимонопольным органом (хотя население продолжает по привычке так величать Агентство по регулированию естественных монополий, давно утратившее этот статус и функции).

- КЗК почему-то озадачен конструированием рынка, скажем, железнодорожных перевозок, - удивляются специалисты, - в то время как должен быть освобожден от обязанностей по развитию конкуренции, а заниматься лишь ее защитой, то есть пресечением фактов злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентного сговора госорганов с субъектами предпринимательства, выявлением картельных соглашений и так далее.

Эти функции и необходимо сосредоточить в руках отраслевого регулятора, согласились во власти.

Рецепт на антиразлад

Перед тем как представить в Правительство программу реформы управления в отраслях, антимонопольщики изучили международную практику деятельности регулятивных институтов и пришли к выводу, что единого, принятого в большинстве стран стандарта по набору функций, курируемым сферам и организационным формам просто не существует. А, следовательно, при создании новых госорганов должна учитываться прежде всего казахстанская специфика, но с оглядкой на лучшие мировые образцы. Таким образом, на первоначальном этапе реформирования в республике будут организованы три полновластных отраслевых контролера с финансированием из республиканского бюджета и условными названиями: регулятор финансового сектора - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, телекоммуникационный регулятор - Агентство по информатизации и связи и инфраструктурный регулятор - Агентство по регулированию естественных монополий.

У АФН нужный опыт уже есть: агентство, начиная с 2004 года, работает как независимый регулятивный орган, но для придания официального статуса такового ему будут переданы функции защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности финансовых организаций, которые пока осуществляет уполномоченный комитет Мининдустрии.

АИС в скором времени передаст свое право участия в космических программах Национальному космическому агентству и сосредоточится на регулировании субъектов естественных монополий, а также контроле цен доминантов в области телекоммуникаций и почтовой связи, забрав надлежащие полномочия у АРЕМа и КЗК соответственно. Работы у агентства прибавится значительно: оно будет утверждать тарифы на универсальные услуги в своей сфере (сегодня это входит в компетенцию Правительства). Ко всему, за телекоммуникационным регулятором останутся обязанности по проведению мониторинга рынка связи, определению условий доступа к инфраструктуре, формированию "электронного правительства", управлению информационными ресурсами, стандартизации и обеспечению качества услуг, лицензированию, реализации инвестиционных проектов в сфере информатизации, урегулированию споров...

Существенно расширит набор инструментов воздействия и АРЕМ - будущий инфраструктурный регулятор отрасли энергетики, железнодорожного транспорта, централизованного водоснабжения и сферы портов и аэропортов (аэронавигации). От министерств энергетики и минеральных ресурсов, транспорта и коммуникаций к нему перейдут "технические" функции по лицензированию, определению технических условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам монополистов, согласованию смет затрат ремонтных работ, утверждению инвестиционных программ. Комитет по защите конкуренции МИиТа в свою очередь перестанет контролировать цены на товарных рынках, смежных с естественно-монопольными сферами.

- Подходы к ценовому регулированию, которое сегодня осуществляется для всех доминантов, включенных в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, пересматриваются, - подчеркнул председатель АРЕМа Бакытжан Сагинтаев. - Теперь ему будут подлежать исключительно товары (работы, услуги) субъектов, определенных Правительством. Таким образом, осуществление государственной тарифной политики сконцентрируется в одном органе - Агентстве по регулированию естественных монополий. КЗК, освобожденный от решения по определению несвойственных ему задач, превратится в классический антимонопольный орган с четко прописанными обязанностями по защите конкуренции.

- Необходимо, чтобы как можно больше людей понимало: защита конкуренции работает на снижение инфляции, но другими методами - не сдерживания тарифов, а привлечения услугодателей, новых конкурирующих субъектов на рынок, - комментирует руководство комитета. - В свете правильного понимания функций антимонопольного органа снизить долю монополистов на рынке - наш лучший вклад в сдерживание инфляционных процессов.

Эффект и эффективность

По мнению аналитиков, результаты совершенствования структуры управления отраслями не заставят себя долго ждать. Так, например, если сегодня несогласованность действий госорганов зачастую приводит к неоднократному росту тарифов на одни и те же услуги монополиста в течение года, то создание отраслевых регуляторов позволит объединить всю "цепочку" ценообразования и принимать решения по связанным субъектам и доминантам одновременно. Помимо этого решится проблемный вопрос обеспечения доступа к инфраструктуре и услугам монополистов без дискриминации.

- Само право доступа, зафиксированное в законах, из-за различия в подходах госорганов не обеспечивает условий для беспрепятственного вхождения на рынок, - комментирует Бакытжан Сагинтаев. - Оно должно подкрепляться регламентацией разработанных регулятором общих правил и принципов технических и экономических условий доступа. Это позволит исключить экономические и технические барьеры и факты злоупотребления рыночной властью.

И наконец, еще одна реальная польза - возможность мониторинга и контроля реализации принятых инвестиционных программ и обязательств с использованием инструмента лицензирования.

Однако не стоит забывать и о вероятности других последствий. С самого объявления реформ антимонопольщики задумались: а не попадут ли отраслевые регуляторы в зависимость от наиболее сильных игроков на рынке? Западные специалисты предостерегают от такой опасности, называя ее "захватом регулятора", отечественные, в свою очередь, соглашаются с тем, что работать на независимой, беспристрастной основе, иногда принимая решения, невыгодные какой-либо влиятельной компании, далеко не просто. Например, в телекоммуникационной отрасли, где сложился определенный рынок, до сих пор вызывает опасение господство АО "Казахтелеком", незаинтересованного в развитии конкуренции и потере части дохода. Ведущему оператору принадлежит значительный пакет акций трех из четырех казахстанских сотовых компаний. Антимонопольный орган выходил с предложением об их продаже на фондовом рынке, но не получил нужной поддержки. На заседании Правительства в минувший вторник руководством АИС высказывались предположения о грядущем исключении "Казахтелекома" из Государственного реестра субъектов-доминантов. Но в Агентстве по регулированию естественных монополий считают такой шаг преждевременным...

- Развитие конкурентной среды и сокращение сферы естественных монополий ни в коем случае не самоцель, - поддержал коллег министр индустрии Галым Оразбаков. - Это необходимо делать для достижения конечного результата - повышения эффективности и конкурентоспособности рынка услуг, снижения их стоимости для конечных потребителей.

...Проект указа Президента "О совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан" уже подготовлен, завизирован всеми заинтересованными государственными ведомствами и на днях будет внесен на подпись главе Правительства. Но это - только первый этап реформирования: на очереди создание независимых отраслевых регуляторов в других сферах экономики, в том числе в транспортной, энергетической. Эксперты в области антимонопольной политики настроены весьма оптимистично: перераспределение функций придаст прозрачность процессу тарифообразования в отраслях и наладит взаимодействие между ответственными государственными органами в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz