NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Вторник 20.08.2019 12:31 ast
09:31 msk

Логика развития
Своевременная и последовательная политическая модернизация является необходимым условием конкурентоспособной отечественной экономики
31.05.2007 / политика и общество

Екатерина НИКИТИНСКАЯ, первый заместитель председателя правления союза "Атамекен", "Экспресс-К", 30 мая

Как отмечал глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, главным поучительным уроком в начале 90-х годов стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны.

Сегодня мы должны усвоить не менее важные истины: своевременная и последовательная политическая модернизация является необходимым условием конкурентоспособной отечественной экономики. Этот подход должен стать мерилом истинности проводимой реформы, прежде всего ее основной составляющей - трансформации президентской республики в президентско-парламентскую.

Несмотря на весьма конструктивные шаги в развитии цивилизованных форм лоббирования интересов бизнеса, многие аспекты взаимодействия с исполнительной властью пока остаются малоэффективными. В том числе в вопросах оптимизации правового поля для предпринимательства. Введение закона "О частном предпринимательстве" сделало диалог бизнеса и уполномоченных органов в определенном смысле безусловным. Но только в определенном смысле, поскольку предложения предпринимательства носят исключительно рекомендательный характер. Исполнительные органы по своему собственному усмотрению могут использовать властные полномочия в решении представленных к общественному обсуждению вопросов. Подобные решения законодательно не требуют каких-либо публичных объяснений.

Поэтому так важно, что с конца 90-х годов парламент был реальной диалоговой площадкой и нередко являлся арбитром в спорах бизнеса и власти при оптимизации отечественного законодательства. Сегодня главой государства сделаны конструктивные шаги по дальнейшему повышению общественно-политической роли этой ветви власти. И это радует казахстанское бизнес-сообщество.

Усиление полномочий парламента по эффективному контролю за деятельностью правительства, бесспорно, даст дополнительные рычаги в обеспечении транспарентности действий уполномоченных государственных органов и холдинговых компаний. В этих условиях снижение порога по числу голосов депутатов, необходимых для выражения вотума недоверия правительству при росте репрезентативности парламента, не только убедительно, но и необходимо.

Однако предоставление дополнительных полномочий, по нашему мнению, следует дополнить конкретными требованиями к качественному составу депутатов, а также системой оценки эффективности их деятельности.

Новый парламент должен обеспечить качественный рост в инициировании законодательных актов, максимальную стабильность действующего законодательства и преобладание законов прямого действия. В настоящее время эти три проблемы достаточно актуальны.

Не менее важен аспект усиления в парламенте фракционных принципов. И возможность лишения мажилисмена его мандата при выходе или исключении из политической партии - необходимая мера укрепления внутрипартийной дисциплины. Чего греха таить, ведь нередко наши избранники начинают вспоминать об электорате только в "предвыборной лихорадке". А единая партийная позиция или фракционная линия до настоящего момента являлась просто несбыточной мечтой.

Но решение этого вопроса потребует и более кардинальных изменений. Сегодня основная часть бизнесменов является членами именно ведущей партии "Нур Отан". Поэтому накануне предстоящих перемен особо необходимо выработать экономическую платформу партии и определиться с основными приоритетами. Это будет прагматично и рационально.

Степень свободы предпринимательства и самореализации в конечном итоге и определит пределы его мультипликативной эффективности. Сегодня даже по самым скромным подсчетам появление только одного индивидуального предпринимателя обеспечивает последующую занятость, по меньшей мере, семи человек.

И отдельно следует сказать о самом болезненном вопросе для отечественных оппозиционеров - изменении сроков президентского правления и закреплении особых прав в этой части первого президента страны. Прежде всего данная конституционная инициатива рождена самими депутатами, что уже по своей политической сути делает ее волеизъявлением большинства.

Но если вернуться к сути вопроса, разве не все мы ратуем за последовательное реформирование экономики и модернизацию нашего общества? Сохранение политической стабильности дает неизмеримо большие преимущества для масштабных рыночных преобразований и поступательного роста благосостояния общества в целом. И данная цель действующей президентской властью достигнута. Хочется верить, что Казахстан в будущем избежит экономических кризисных ситуаций, аналогичных середине 90-х годов прошлого столетия, и политической нестабильности начала нового века. Но всем нам следует принять в расчет, что преодоление этих кризисных ситуаций в стране обеспечивалось именно главой государства. Поэтому закрепление возможности последующего избрания первого президента можно расценивать как гарантию общественной стабильности, которая вполне может быть востребована.

И наконец о самой демократии. Ведь настоящая самостоятельность государства начинается не с простого копирования понравившейся модели политического устройства, а с выстраивания собственной выстраданной линии поведения. Американская демократия, несомненно, весьма привлекательна, но к ней эта страна шла не одно столетие. Ограничение президентства двумя сроками было введено только в 1951 году. До этого момента президенты США баллотировались и трижды, и четырежды.

Сегодня наступила пора окончательного преодоления политического романтизма, а иногда и политического авантюризма, замены его позитивной логикой строительства собственной казахстанской модели развития.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>
21.08.19 Среда
82. КАДЫРЖАНОВ Еркин
77. ДРИЛЛЕР Христиан
73. КАЗАКОВ Александр
73. НУРГАЗИНОВ Жакуп
72. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
71. КУАНДЫКОВ Балтабек
68. ДОСТИЯРОВ Абай
66. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
66. КУШЕРБАЙ Айтбай
65. ХУСАИНОВ Булат
61. КАРИКБОЛОВ Бекжан
56. АЛЬЗАКОВ Ерзат
56. МУКАШЕВ Мурат
55. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
55. КАЗЫХАНОВ Ержан
...>>>
22.08.19 Четверг
98. КАЛИКОВ Аманжол
73. БАКЕНОВ Халель
72. НУРГАЛИЕВ Турар
71. АСАУБАЕВ Канат
71. БАЙГАРИН Бекбулат
71. МЫРЗАЛИЕВ Болат
68. БАЙЖАНОВА Надежда
66. МАШКЕНОВ Мурат
64. АМАНГЕЛДИ Аширбек
64. ДОНБАЕВ Калдыбек
63. СЕЙФУЛЛИН Амандык
62. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
62. ПЯ Юрий
61. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
61. КУЖИЕВ Болат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz