Нурлан ЕРИМБЕТОВ, "Время", 31 мая
Война начинается в головах. Это потом водометы, каталажки и катафалки. А сначала осознание себя мессией, спасителем нации, тайные собрания, душевные метания, изучение уголовного законодательства (насколько это неопасно для нас?), пресс-конференции, воззвания, шествия (иногда с факелами) и погромы.
Даже невнимательное ознакомление с выступлениями националистов всех мастей и вероисповеданий на "круглых столах", конференциях и в эфире обеспечит прокуратуре работу на долгие месяцы. Но законники молчат. Молчат и те, кого называют "совестью нации".
Я уверен, что казахский язык сохранился не благодаря героям, батырам и депутатам. Он пережил катаклизмы, унижение, равнодушие и выжил благодаря собственно народу. Его спасли такие, как мой дед Турсынбай, мой дядя Мырзаш, как мои многочисленные родственники и друзья. Его спасли парни из Аральска и девушки из Жанакоргана и Шиели (выжили названия после "ЯныКургана" и "Чиили"). Говорят, без языка нет народа, но вернее говорить: без народа нет языка. А мой народ был и будет всегда.
За что не посадят в тюрьму
Один наш известный поэт и трибун учредил звание "Безродный, продавший свой язык" и присваивал его гражданам Казахстана. А если утвердить звание "Покинувший свою родину в самое тяжелое для нее время" кто его возьмет?
Не зря я всегда любил только "раннего Шаханова"...
Бить властей предержащих за плохое знание казахского языка не опасно. За это не посадят в тюрьму, не выкрадут и не приговорят к самоубийству.
Недавно гостил у друзей в ауле. Спрашиваю у аксакалов, молодых людей: в чем ваша главная проблема? В ответ слышу: проблема в плохом состоянии нашего родного языка, в том, что на нем не говорит правительство и т.д. Айналайындар, говорю, у вас дома сыновья со снохами и детьми сидят без работы, вы сами перебиваетесь на пенсию да случайные заработки, дети игрушек не имеют, о чем вы?!
Действительно, отвечают, о чем это мы? И начинается долгий разговор о жизни честный и без прикрас. И слышны уже другие слова: коррупция, произвол, акимы, безденежье, бездетность.
Я считаю, что очень некорректно говорить, что именно казахи плохо живут на своей родине. Более того, сегодня это очень опасная постановка вопроса. Этим в сферу межнациональных отношений вбрасывают зерна, которые могут дать смертельно ядовитые побеги. Пока мы, казахи, сами не научимся отстаивать свои права, пища для подобных умозаключений будет существовать. Националисты пытаются спекулировать на этом, да и власть иногда подыгрывает. Не надо искать корни наших внутренних проблем в каких-то кознях со стороны.
В среднем американская семья за свою жизнь переезжает с места на место около 17 раз в поисках работы, жилья. Так утверждает статистика. Спрашивается: "А вы чего сидите и ждете милостей от кого-то?" Это что, на роду написано сидеть безвылазно в Аральске или Казалинске? Аргумент: "Это земля наших отцов. Здесь их могилы". И что, вот так всю жизнь будете сидеть возле могил предков? За окном XXI век, страна в строительных лесах. Езжай в Астану, другие города. Заводы строятся, дороги прокладывают, работа найдется. Под лежачий камень вода не течет. Ссылка на могилы предков это самое аморальное и кощунственное объяснение своей лени и косности. Он лучше будет жить на пособие или пенсию старенькой бабули. Это не стыдно. Наша самооценка стала чудовищно низкой. Аульные казахи говорят: "А нам много не надо". Нет стремления жить лучше, хорошо питаться, дать детям хорошее образование, поездить по миру. Философия проста до неприличия "Хвала тому, что имеем". Почему все коровники в Кызылординской области построены руками выходцев с Кавказа? Мы гордимся тем, что наших гастарбайтеров нет в России. Но это связано и с тем, что мы тяжелы на подъем. Стоит ли этим гордиться?
Вместо того чтобы встряхнуться и двигаться вперед за линию горизонта, мы постоянно оглядываемся назад, в свое прошлое.
Виноват тоталитаризм?
Нам не хватает здоровой амбициозности. Почему тот же немец или чеченец живет в хорошем доме? Потому что им претит жить в плохом доме. А казаху нет. Он живет в лачуге, и его это не тяготит.
Корни всех наших проблем и бед списывают на проклятый тоталитарный режим. Казахи пьют? Это тоталитаризм виноват. Кошмарно высокий процент разводов молодых семей? Это оттуда, из тоталитаризма.
Мы уже пятнадцать лет живем своей жизнью. И потом, какая страна не была колонией? Но никто же, кроме нас, при этом не рвет на себе рубаху и не посыпает голову пеплом. Почти все когда-то были под кем-то, но сейчас все развиваются поступательно. Навскидку Сингапур, Индия, Китай, Малайзия, Корея… И только мы с какой-то маниакальностью смакуем свое прошлое. Особенно этим любит заниматься наша казахская пресса. Ее любимая тема "проклятая политика колониализма". Надо прямо и честно сказать, что освещение этого вопроса страдает излишним субъективизмом. А определенная часть маргинального населения слушает эти проповеди, и им нравится. Потому что это оправдывает их несостоятельность.
Выходит какой-нибудь писатель и начинает витийствовать: "Пришли. Захватили пастбища. Перепахали целину. Понавезли пьяниц и преступников". Но почему-то не говорят о том, что благодаря тому же освоению целины мы сегодня входим в узкий круг стран мировых лидеров по производству зерна. На этом зиждется наша продовольственная безопасность. Проблема нехватки зерна проблема номер один для многих стран мира, но не для нас, мы его экспортируем.
Настораживает, что эти плаксивые интонации начинают проскальзывать на страницах официальной прессы той же "Егемен Казахстан". Значит, это пока выгодно официальной идеологии, власти.
Почему власть так ведет себя? Потому что она знает истинную цену нации, как, впрочем, и каждый из нас. Мы, казахи, любим жить в плену догм и мифов. Мы постоянно занимаемся самовосхвалением. Нам это нравится. И власть это тоже поощряет. Потому что у людей, которые друг друга хвалят, напрочь отсутствует чувство самокритики. Все это не ново. Об этом с большой болью писал великий Абай.
Помнить свои истоки
Самое важное, что в головах произошла революция и у шалаказахов, и у русскоязычных. Большинство сейчас признает необходимость и важность изучения государственного языка.
Государство своей сдержанной политикой в этом вопросе смогло удержать ситуацию под контролем и не позволило эмоциям вырваться наружу. Здесь я хочу четко оговориться: и президент, и другие органы власти сработали четко и правильно. Власть не пошла на поводу лозунгов, не ударилась в популизм, что позволило бы извлечь некоторые дивиденды, особенно в период выборов. Власть поняла, что это очень опасно.
Один из наших дипломатов рассказывал мне, как в одной стране Юго-Восточной Азии эту проблему не побоялись решить радикально: "Там тоже было засилье неродного китайского языка. Да, произошли столкновения, погибло несколько тысяч человек, но проблема-то была решена". В ответ я спросил: "А если бы это были ваш сын, ваша дочь? И свет бы погас в ваших глазах на всю жизнь?". Рассуждать отвлеченно легко: несколько тысяч туда, несколько тысяч сюда...
Националисты не позволяют проблеме языка уходить с повестки дня общества, чтобы она постоянно проговаривалась. Это их позиция патриотов своей страны. Единственное, в чем лично я с ними не согласен и говорю им об этом, так это в абсолютизации данной проблемы. С начала 90х годов они будоражат общественное мнение. Все сводилось только к необходимости изучения казахского языка. Почти десять лет ломались копья.
В итоге казахи проморгали приватизацию. Потом патриоты подняли вторую волну, а в это время решался земельный вопрос. И опять казахи остались в стороне.
Хочу быть правильно понятым: проблема языка поднималась правильно, но это не есть проблема номер один. Мы должны были сказать соплеменникам: "Братья, мы вступаем в рынок, будьте предприимчивыми, задумайтесь о дне завтрашнем!".
Теперь мы киваем на других и задаемся вопросом: "Почему мы живем хуже их?".
Потому!
Если вы поднимете вопрос о власти, о легитимности парламента, об итогах приватизации, о коррупции, о правах человека вот тогда власть воспримет вас всерьез. Однако вы отдали эти вопросы в руки оппозиции, которую власть жестко прессингует. Их преследуют, их сажают в каталажку, закрывают их газеты. А себе вы оставили однуединственную проблему, которая вроде как на слуху и кажется острой, но, раскручивая ее, вы ничем не рискуете. Ни положением, ни карьерой, ни бизнесом, ни здоровьем.
Давайте помнить свои истоки. Давайте гордиться своими предками, воздавая почести тем из них, кто действительно этого заслуживает. Давайте ставить во главу угла такое понятие, как честь рода. Но давайте при этом не будем забывать, что мы один народ, одна нация. И помнить о завете наших великих предков Толе би, Казыбек би, Айтеке би беречь как зеницу ока наше единство. Ведь нас не так уж и много… |