АСТАНА. 6 июня. КАЗИНФОРМ
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, надлежащее организационно-правовое регулирование их функций и порядка взаимодействия между собой является одним из важнейших показателей демократичности общества, общего уровня его политической культуры.
Иерархия трех ветвей власти в нашем государстве четко прописана в Конституции Республики Казахстан, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007года.
В вертикали органов государственной власти нашей страны важное место занимают органы представительной власти - маслихаты: областные, городские, районные.
Маслихаты являются наиболее многочисленными органами представительной власти. Избрание депутатов маслихатов осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
В республике на сегодняшний день действуют 212 маслихатов (14 областных, городов Астаны и Алматы, 37 городских и 159 районных).
Во время очередных выборов депутатов маслихатов 20 сентября 2003 года в маслихаты всех уровней было избрано всего 3322 депутата, в том числе в областные – 550, в городские и районные – соответственно 625 и 2147 депутатов. Всего кандидатами в депутаты выдвинулось 7547 человек.
В течение срока полномочий состав депутатского корпуса претерпевает частичные изменения по различным жизненным ситуациям.
В этой связи Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" пунктом 4 ст. 101 предусматривает проведение досрочных выборов депутатов маслихатов вместо выбывших. Такие выборы назначаются областной, городской (города республиканского значения и столицы Республики) избирательной комиссией не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения или лишения мандата депутата либо его кончины.
Правила проведения выборов депутатов маслихатов вместо выбывших те же, что установлены выборным законодательством для очередных выборов в местные представительные органы
В соответствии с выборным законодательством, в связи со сменой деятельности отдельных депутатов, выездом за пределы соответствующей административно-территориальной единицы, от которой они были избраны, личным заявлением депутатов об отставке и другим причинам, после очередных выборов 2003 года ежегодно проводились довыборы депутатов маслихатов вместо выбывших. Например, в 2004 году по стране были проведены довыборы 13 депутатов областных маслихатов, 13 депутатов – городских и 34 депутата – районных маслихатов, в 2005 году – 23, 20 и 65 соответственно, а в 2006 году были избраны 25 депутатов областного, 34 – городского и 119 районного маслихатов. Таким образом, за три года всего было проведены довыборы вместо выбывших по 346 депутатским мандатам.
Качественный состав депутатов в результате происходящей ротации претерпевает определенные изменения. Так, если 85,5 % депутатов маслихатов, избранных в 2003 году, имели высшее образование, то на начало текущего года образовательный уровень депутатов всех уровней составил около 87 %. Большинство составляют депутаты, имеющие высшее техническое и педагогическое образование: 1540 человек или 46% в 2003 году и 1281 человек или 38.6% в 2007 году. Специалисты сельского хозяйства составляют 12,3 %, экономисты и юристы - 10 %.
Преобладающее большинство депутатов - мужчины: в 2003 году в маслихаты было избрано лишь 568 женщин, сейчас их всего 556.
Социальный состав действующего депутатского корпуса характеризуется преобладанием в их числе работников государственных предприятий, учреждений и организаций, а также представителей коммерческих структур и частного бизнеса.
Право выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов принадлежит республиканским и местным общественным объединениям, их структурным подразделениям и гражданам – в порядке самовыдвижения. В маслихатах всех уровней представлены такие политические партии Казахстана, как Демократическая партия "Ак жол", социал-демократическая партия "Ауыл", Коммунистическая партия, Партия патриотов Казахстана, НДП "Нур Отан".
Численность депутатов, избранных из числа самовыдвиженцев составляла в 2003 году 1137 депутатов (34,2 % ), в настоящее время - 1446 человек (43,5 %).
Полномочия маслихатов, определенные Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении", в процессе демократизации казахстанского общества значительно расширились.
В соответствии с Указом Президента страны от 6 июня 2006 года №550, в октябре прошлого года депутатами маслихатов были избраны акимы 49 районов и 10 городов областного значения, в результате сменилась треть акимов административно-территориальных единиц, в которых прошли выборы.
Выборность акимов по косвенной системе голосования существенно повысила роль и авторитет местных представительных органов власти, увеличила ответственность избранных акимов перед маслихатами и своими согражданами.
В соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан", члены территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий также избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. В настоящее время во всех регионах страны проходят сессии маслихатов по обновлению составов избирательных комиссий в связи с объединением Гражданской партии, Аграрной партии и партии "Асар" с народно-демократической партией "Нур Отан".
В рамках конституционной реформы по-новому определены место и роль маслихатов в общей системе государственной власти, расширены полномочия местных представительных органов.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию страны Законом Республики Казахстан от 21 мая этого года, маслихаты, как органы, избираемые местным населением для решения местных задач, должны стать основой местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 89 Основного закона гласит: "Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.
Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций".
Таким образом, роль маслихатов, равно и ответственность их в решении задач каждого отдельно взятого региона, населенного пункта, самых насущных проблем жизнеобеспечения их населения, усиливается.
Механизм сдержек и противовесов между исполнительной и представительной ветвями власти становится более реальным в плане усиления контрольных функций маслихатов по отношению к деятельности акимов.
В частности, отныне акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться Президентом страны с согласия соответствующих маслихатов, ранее они назначались Главой государства по представлению Премьер-Министра.
Если раньше депутаты маслихатов могли выразить недоверие акиму двумя третями своего состава, теперь могут простым большинством голосов выразить недоверие к главе местной исполнительной власти и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом. Тем самым, процедура выражения маслихатом недоверия акиму упрощена.
В целях придания деятельности маслихатов большей стабильности срок их полномочий увеличен с четырех лет до пяти.
Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в Конституцию страны, резко повышают политическую роль маслихатов, которые должны будут представлять действенное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов власти.
В связи истечением срока полномочий действующих маслихатов, в соответствии с п.2 ст. 101 Конституционного закона "О выборах", в 2007 году должны состояться очередные выборы депутатов маслихатов всех уровней.
Несмотря на то, что официально выборы еще не назначены, подготовка к выборам общественных объединений уже началась. Учитывая возросшую роль маслихатов в системе государственных органов, можно ожидать высокую активность как политических партий и общественных объединений, так и граждан в период выдвижения кандидатов в депутаты. |