www.parlam.kz, 6 июня
Сегодня, 6 июня, на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан от имени группы депутатов выступил с обращением в Конституционный Совет Республики Казахстан депутат Мажилиса Нурбах Рустемов.
Пресс-службой аппарата Мажилиса представляется полный текст этого обращения:
"Конституционный Совет Республики Казахстан
ОБРАЩЕНИЕ Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года №254 – III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан"
21 мая 2007 года Глава государства подписал принятый Парламентом Республики Закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".
Этот эпохальный документ предопределяет качественно новый этап развития казахстанского общества и государства, трансформируя основы функционирования всех ветвей государственной власти, а также механизмы их взаимодействия между собой и с институтами гражданского общества.
Внесенные в Конституцию страны поправки закрепили новые полномочия Парламента и его Палат, увеличили численность Мажилиса и Сената, предопределили коренное изменение порядка формирования Мажилиса Парламента.
Так, Мажилис будет играть решающую роль при рассмотрении вопросов формирования Правительства, а формирование Мажилиса посредством пропорциональной системы резко увеличит влияние политических партий на принимаемые государством важнейшие решения. В обеих Палатах высшего представительного органа страны будет представлена Ассамблея народа Казахстана, что означает весомую роль инструментов обеспечения межнационального согласия в условиях нашей многонациональной страны. Благодаря конституционным инициативам нашего Президента Парламент приобретает реальные и эффективные рычаги контроля за деятельностью исполнительных органов власти.
Вышеприведенное – лишь немногое из того, что будет воплощено в общественно-политическую жизнь нашей страны благодаря недавним конституционным новеллам.
Однако, судьбоносные конституционные изменения, связанные с новой ролью Парламента Республики, начнут свое полноценное практическое действие лишь с 2009 года, то есть после истечения срока полномочий Мажилиса Парламента нынешнего, третьего созыва.
Вместе с тем, депутаты обеих Палат Парламента почти единогласно проголосовали за предложенные Президентом изменения в Конституцию, оценивая их как настоятельную историческую необходимость, как казахстанский ответ вызовам современной эпохи.
Наличие оставшихся двух лет до истечения срока полномочий Мажилиса Парламента нынешнего, третьего созыва, является, по сути, мораторием на введение в действие принципиальных конституционных изменений, ведет к торможению начатого в соответствии с Конституцией процесса политической модернизации.
В этой связи полагаем, что такое положение дел не отвечает коренным интересам народа Казахстана, доверившего депутатам Парламента, как своим избранникам, решение наиболее важных вопросов развития страны.
Учитывая изложенное, в целях ускорения процессов политической модернизации и реализации потенциала Конституции Республики представляется необходимым определить, есть ли все-таки возможность приобретения ныне действующим Парламентом Республики новых конституционных полномочий, и если такой возможности нет, то возможно ли в таком случае досрочное прекращение полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва.
Таким образом, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, просим дать официальное толкование норм Конституции Республики, определяющих полномочия Парламента и его Палат, а также численность Палат Парламента и порядок их формирования, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". При этом просим дать ответы на следующие вопросы:
1) дает ли Конституция Республики Казахстан возможность нынешнему составу Парламента Республики приобрести и реализовать новые конституционные полномочия и если дает, то в какой части и обеим ли Палатам Парламента;
2) вправе ли Мажилис Парламента в целях ускоренного введения в действие новых соответствующих норм Конституции самостоятельно объявить о самороспуске, а если нет, то вправе ли Глава государства использовать свое конституционное полномочие по роспуску Мажилиса Парламента;
3) будет ли роспуск Мажилиса Парламента действующего созыва основанием для введения в действие норм Конституции, устанавливающих и предусматривающих возможность установления нового порядка наделения полномочиями таких должностных лиц, как депутаты Парламента, что предусмотрено статьей 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". И если да, то наделяется ли новыми конституционными полномочиями Парламент Республики после избрания Мажилиса Парламента четвертого созыва и начала работы первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва". |