NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:13 ast
03:13 msk

Блудные миллиарды
О.Оксикбаев: В Министерстве обороны свыше 2 миллиардов тенге не освоено. Миллиард 600 миллионов неосвоенными осталось по программе пособия матерям на содержание детей до 1 года. Представьте, какое это было бы мощное подспорье, но этих денег они не получили
18.06.2007 / политика и общество

Вероника МЕЛЬНИКОВА, "Начнем с понедельника", 15 июня

18 млрд тенге не сумели освоить администраторы программ республиканского бюджета. Попросту говоря – неиспользованными остались миллиарды, которые предназначались на самые разные нужды казахстанцев, но, так и не принеся пользы, вернулись в республиканский бюджет. Отчего денег в государственной казне много, но они остаются неосвоенными, рассказывает председатель Счетного комитета РК по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан ОКСИКБАЕВ.

- Омархан Нуртаевич, мы постоянно слышим о том, что выделенные из республиканского бюджета средства не освоили, потратили неэффективно… Какие ведомства чаще всего замечены в нарушениях планирования бюджета и в его исполнении?

- Действительно, нужно отметить, что имеется тенденция нарушений бюджетного законодательства, которая из года в год повторяется. Основные недостатки в исполнении республиканского бюджета - это несистемность бюджетного планирования, а также несоблюдение того, что называется бюджетной дисциплиной.

У нас сегодня действуют, как в советское время – чем больше денег, тем лучше. Но как их тратить, администраторы уже не думают. Заявляют максимум средств, а потом их не осваивают… И в итоге мы фиксируем многочисленные неэффективные затраты. Что это значит? Деньги на заявленные цели ушли, но конечного результата не достигнуто: или в обозначенный срок объект не введен в строй, или то, что мы ожидали от него, не получили. Но мы-то деньги уже растратили впустую! Да, может, через год, через некоторое время мы достигнем нужного результата, но то, что мы хотели получить в этом году, уже не получится. И я думаю, что здесь надо четкие рамки поставить, чтобы был бюджет, ориентированный на конечный результат. Счетный комитет говорил об этом в прошлом году при отчете в Парламенте, поднимали этот вопрос, чтобы в бюджетной программе необходимо заложить индикаторы реализации этой программы, конкретные параметры использования этих средств. Но, к сожалению, Правительством это не было сделано. И мы вновь получаем неосвоение бюджетных средств. То есть заложена завышенная норма, а при планировании не были подготовлены все механизмы использования денег. Вот, например, запрашивают на школу или больницу, а фактически ни проектной документации нет, ни отвода земли. Проект не согласован с местными властями, и в результате затягивается процедура строительства и деньги не осваиваются.

- А какие министерства – лидеры по части неосвоения?

- По части неосвоения, на удивление, это Министерство финансов, которое само ответственно за исполнение республиканского бюджета. На этот раз часть средств осталась от резерва, предусмотренного на чрезвычайные ситуации. Это объективные причины, потому что, слава Богу, чрезвычайных ситуаций не было, и мы деньги сэкономили. Но есть и субъективные. Например, министерство заложило в своей бюджетной программе средства на электронное правительство, на обновление своих электронных баз, эти средства остались неосвоенными. И хуже того, что они в нарушение бюджетного законодательства загнали деньги на коллективные счета. Такие факты мы выявили, об этом было доложено и премьер-министру, и главе государства, и в нашем отчете в Парламенте.

Такой характер нарушений и в Министерстве образования, и Министерстве труда и социальной защиты, и в других понемножку. В Министерстве обороны свыше 2 миллиардов тенге не освоено. Миллиард 600 миллионов неосвоенными осталось по программе пособия матерям на содержание детей до 1 года. Представьте, какое это было бы мощное подспорье, но этих денег они не получили. Опять-таки не сработал механизм бюджетного планирования, не сработал механизм реализации исполнения бюджета. В целом у нас сегодня 18 миллиардов неосвоенными остались. Но я могу авторитетно сказать: эта цифра превышает 20 миллиардов, потому что часть денег уже была припрятана, мы сейчас их выявляем в других подрядных организациях, которые их не освоили. То есть такие нарушения у каждого администратора программ, которые получают значительные бюджетные средства.

- А где Счетным комитетом было замечено неэффективное использование государственных средств?

- В Министерстве обороны, например, закупили тренажер, который не установили в срок. Мы выявили, что в Алматинской части за 350 миллионов тенге купили тренажер, который с 2005 года до сих пор не установлен. Он, наверное, тогда и не был нужен, но надо было потратить деньги – вот и приобрели. Если он все-таки нужен, то почему бы его не установить и не тренироваться? И таких расходов очень много… В Министерстве внутренних дел были факты неэффективного использования бюджетных средств, прежде всего выделенных на борьбу с наркоманией. Был произведен закуп определенного оборудования, которое приобрели с нарушением бюджетной классификации. Прямые хищения средств мы не выявляем, это не наша задача. Но в то же время такие факты неэффективного и нецелевого использования денег могут служить показателем для других органов. Которые уже и могут проверять дальше. Потому что каждое финансовое нарушение в себе таит факты, связанные с коррупционными нарушениями.

- Омархан Нуртаевич, если ни одно ведомство сегодня не умеет правильно тратить деньги, может быть, уже пора нарушителей жестко наказывать, а не просто фиксировать пренебрежение законом?

- Вы знаете, это очень правильный вопрос. Я недавно выступал на парламентских слушаниях и говорил, что пора нам ужесточать не только налоговое бюджетное, но и уголовное законодательство. Сегодня за нарушение бюджетного законодательства мы предъявляем штраф в размере до 50 МРП. Есть статьи, которые предусматривают штраф до 100 или даже до 300 МРП, но я не помню такого случая, чтобы применяли максимальный штраф. К тому же Счетный комитет не уполномочен определять суммы штрафов, это - задача комитета финансового контроля Министерства финансов и судов. Сегодня штрафом никого не испугаешь, штраф – это комариный укус, нарушитель 10 000 тенге уплатил и дальше пошел. Наверное, надо хотя бы для профилактики иметь статью за неэффективное использование бюджетных средств. Тогда мы оградимся прежде всего от чиновников, которые подписывают поручение на расходование этих средств. Они уже задумаются – а правильно ли я делаю? Ведь придется нести ответственность уголовную! В некоторых странах такая норма предусмотрена, до 5 лет изолируют расточителей от общества, если можно так выразиться. Жаль, что Счетный комитет не имеет законотворческой нормы. Мы предлагали и Правительству внести эту меру наказания , и Парламенту... но их юристы говорят - достаточно тех норм административного наказания, которые существуют.

- А над чем еще сегодня работает Счетный комитет помимо выявления неосвоения и неэффективного использования бюджетных средств?

- Не так давно я докладывал главе государства о нашей работе и высказал ряд предложений по улучшению ситуации. Сегодня существует много огрехов в действующей системе налогового законодательства, которая не позволяет квалифицированно и полномасштабно собирать причитающиеся деньги. Действующий налоговый режим позволяет иногда уходить от налогообложения. Например, сотни миллиардов тенге мы возмещаем из бюджета в виде НДС по нулевой ставке. В идеале такая норма была заложена, чтобы поощрять отечественных производителей, которые занимаются экспортом. Но фактически кто эти льготы получает? Фирмы-посредники, закупающие зерно из крестьянских хозяйств, получают возмещение НДС.

Я приводил даже коэффициент налоговой нагрузки, и он свидетельствует о том, что как раз на этих участках низкий коэффициент. Не секрет, что республиканский бюджет формируется в основном за счет добычи нефти и газа, торговли нефтепродуктами. Здесь коэффициент налоговой нагрузки составил 6,6. По банковской системе тоже в этих пределах. То есть о чем это говорит? О том, что эти структуры на экономику государства не работают. Даже у страховых и аудиторских организаций коэффициент намного больше. И здесь нет вопроса "уравниловки". Дело в том, что в законодательстве есть такие пробелы, которые дают структурам экономики уходить от полноценного обложения налогов.

Мы выяснили также, что сегодня резко увеличилась в государстве задолженность по налогам из так называемых "фирм-однодневок". Если в 2005 году сумма составляла порядка 4,5 миллиарда тенге, то в этом уже 14 (!) миллиардов тенге недоимка по налогам от фирм обнальных и от фирм-однодневок, которые исчезли. То есть представляете – это 14 миллиардов, украденных у государства! Сегодня мы должны поставить преграду перед этими фирмами. Главе государства я сказал, что, наверное, надо нам вводить через Национальный банк определенные возможные ограничения по обналичиванию денег. Мы не лезем в собственность частных предпринимателей, но в то же время пусть они работают прозрачно, пусть фиксируют операции через банковские перечисления, а не обналичивают и черным налом рассчитываются. Это на первых порах нам помогло бы вывести из тени большой оборот капитала. Что касается расходной части бюджетного законодательства, то здесь сегодня много перекосов, которые надо совершенствовать. И процесс планирования - в первую очередь.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Алматы Глава государства заложил первый камень соборной мечети 29.06.2007
"Народ принял и поддержал судьбоносные инициативы Президента" 29.06.2007
Сенат продлил работу третьей сессии парламента до 11 июля 29.06.2007
Премьер без портфеля 29.06.2007
Джаксыбеков заменит Алиева? 29.06.2007
Состоялось заседание Бюро Политсовета партии "Нур Отан" 29.06.2007
Партия "Адилет" намерена слиться с партией "Ак жол" 29.06.2007
На конференции столичного филиала СДП "Ауыл" избрали делегатов на съезд партии 29.06.2007
Рожденный ползать ­ все время грязный 29.06.2007
Глава Минкультинформа вновь заявляет о необходимости демонополизации в сфере СМИ 29.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz