Ирина СЕРГЕЕВА, "Республика", 29 июня
Депутаты Сената начали работать без Мажилиса. Горячее желание доказать свою значимость как отдельной независимой ветви власти победило не менее горячее желание не вступать ни с кем в разногласия.
Все дело в регламенте палаты, который сенаторам пришлось изменить. Все полномочия сенаторов, прописанные в регламенте, рассчитаны на двухпалатный парламент и не предусматривают возможность работы одной палаты за весь парламент. Поэтому основной внутрипарламентский документ в спешном порядке пришлось перекраивать.
Но поспешность не свойственна депутатам верхней палаты. Возможно, по этой причине сенаторы начали неожиданную для самих себя дискуссию. Спорили между собой и, что самое странное – даже возмутились из-за премьер-министра.
- Я боюсь, что мы на следующем заседании примем еще дополнения в регламент, – заявил Бексултан ТУТКУШЕВ. – Не надо начинать каждое заседание Сената с нового регламента, не ознакомившись с ним. Утром сегодня, в 9.15 занесли, потом я пошел на встречу с французами. Сейчас сижу, читаю, я не могу врубиться, с какого конца.
Не смог "врубиться" не только один сенатор, но и большинство депутатов палаты. А спикер Касым-Жомарт ТОКАЕВ, традиционно не вмешивающийся в ход обсуждения законопроектов, лично нашел ошибку в представленном документе:
- Аппарату нужно внимательно работать над текстами, – возмущенно заметил он. – Смотрите, вы запятую поставили после "10 дней". Это совсем искажает смысл.
Ошибка, найденная спикером, сродни классическому "казнить нельзя помиловать". В проекте регламента ошибочная норма выглядела так: "Принятый Сенатом закон, скрепленный подписью председателя Сената, а также, если проект закона вносился правительством, подписью премьер-министра в течение 10 дней, передается на подпись Президенту Республики Казахстан".
Кстати, эта норма вообще вызвала негодование многих депутатов. В частности, их возмутила "подпись премьер-министра". Сенаторы не понимают, зачем это надо.
- Премьер-министр только проект постановления за своей подписью вносит, а дальше его участие в законотворческом процессе не предусмотрено Конституцией, – заявил Омирбек БАЙГЕЛДЫ. – Кроме того, есть решение Конституционного Совета (при первом еще созыве было обращение Сената), которое гласит, что виза премьер-министра при представлении законопроектов президенту не нужна. Видимо, товарищи подняли старый вариант регламента и переписали.
- Когда закон рассматривается Сенатом, все равно мы по тем пунктам, которые вносились депутатами, делаем согласование с правительством, если расходы требуются, – поддержал Абиш Кекилбаев. – Остальные случаи рассматриваются на общих положениях. Поэтому по принятому закону еще раз просить со стороны парламента предварительное согласие премьер-министра – это нонсенс, противоречащий принципу разделения власти и полномочий.
Вице-спикер палаты Мухамбет КОПЕЕВ напомнил коллегам: они сами приняли такую норму, утвердив "подправленный" Конституционный закон "О парламенте и статусе его депутатов". И даже процитировал:
- Конституционный закон "О парламенте и статусе его депутатов", статья 19, пункт 2 гласит: "Принятые парламентом законы в течение 10 дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью председателя каждой из палат парламента, а также, если проект закона вносился правительством, подписью премьер-министра, представляется на подпись президенту". Это норма конституционного закона.
Однако сенатор Омирбек Байгелды (кстати, в прошлом – вице-спикер Сената парламента второго созыва) напомнил: ранее проблемы из-за аналогичного пункта уже возникали. В частности, парламент первого созыва при принятии Закона "О языках" вступил в конфронтацию с правительством. Премьер-министр отказался завизировать принятый парламентом закон из-за одной лишь статьи. Между ветвями власти шли долгие дискуссии, и в итоге "сдался" парламент – снял спорную статью.
- Этот пункт создаст большие трудности, – предостерег Байгелды. – Если по их желанию не примет парламент, то премьер-министр не завизирует и возвращать будет закон без конца. Поставит условие принять их волю. Тогда по-настоящему парламент станет формальным, будет выполнять волю правительства.
Диалог о формализме законодательной ветви власти сенаторы продолжать не пожелали, быстро и незаметно переведя его на другой актуальный вопрос – о парламентских каникулах. Мажилисмены, правда, бессрочно, но все же уже в отпуске, а у сенаторов окончание работы даже не маячит на горизонте. Парламентская сессия должна завершиться 1 июля, а между тем парламент должен утвердить не меньше десятка приоритетных законопроектов, которые даже не поступили из правительства.
Спор о регламенте продолжался полчаса. Потом сенаторы, вспомнив, что работы у них еще непочатый край, за 27 минут приняли пять законов, кстати, спорных: три из них уже уходили на согласительную комиссию палат парламента, правда, окончательное решение принять депутаты не успели из-за спешного роспуска Мажилиса. Поэтому сенаторы со спокойной душой приняли все свои поправки в документы и направили законы на подпись президенту.
-----
Вопросы изъятия земельных участков "Хабар", 29 июня
Сенат принял во втором чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс. Цель документа – привести нормы кодекса в соответствие с законом "О статусе столицы", в частности, по вопросам изъятия земельных участков для государственных нужд у собственников и землепользователей в судебном порядке. Так, если на всей территории республики акиматы должны предупреждать об изъятии земли за год, то в Астане этот срок сокращен до 3 месяцев. Необходимость внесения такого изменения связана с высокими темпами строительства и развития столицы, ее особым статусом. Депутаты Сената считают, что сокращение срока не противоречит нормам Конституции.
Иоган Меркель, депутат Сената парламента РК:
- Закон о столице ничем не отличается от Земельного кодекса, кроме одного случая. Это срок предупреждения перед изъятием. Если в целом по республике действует 1 год, т. е. за 1 год акимат вас предупредит, что этот земельный участок будет изъят для государственных нужд, то по столице это 3 месяца.
Кроме того, Сенат принял во втором чтении законопроект о внесении изменений в законодательные акты по вопросам госзакупок. Как отметила министр финансов, поправки повышают прозрачность работы в этой сфере и ужесточают наказания за нарушения процедуры проведения конкурсов. |