NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:05 ast
16:05 msk

Во имя высшей цели
По замыслу лидера партии, "Отан" должен был стать генератором новых идей для власти. Не все удавалось сразу, не всегда ярко проявляли себя в Парламенте представители партии. И в течение пяти лет, к последовавшим в 2004 году выборам в Парламент третьего созыва, она такой стала
04.07.2007 / политика и общество

Адил ИБРАЕВ, руководитель пресс-центра предвыборного штаба центрального аппарата партии "Нур Отан", "Казахстанская правда", 3 июля

Казахстанское общество во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым выстраивает, исходя из жесткой необходимости, новую политическую систему. Под давлением объективных законов развития, при поддержке значительно повзрослевшего общества, при существующей политической воле лидера страна должна пройти новый серьезный этап демократических преобразований. В основу этих преобразований заложена прошедшая глубокую проработку с участием всех политических сил страны и предложенная Главой государства конституционная реформа, предполагающая президентско-парламентскую форму правления и значительное повышение роли политических партий. Последний момент надо особо отметить в ряду самых значительных новшеств Основного закона.

Исходные позиции

Партийное поле Казахстана вспахано достаточно глубоко. Существующие партии в определенной степени отражают идеи и мнения, которые имеются в обществе.

Гласность и свобода слова позволяют избирателям знать позиции всех партий и общественных движений, их претензии к власти и на власть, их сильные и слабые стороны. Кроме того, в активе казахстанских партий и их лидеров - участие в серьезнейших электоральных кампаниях: выборах в маслихаты, Парламент, а также избрание Президента страны. Приобретен бесценный опыт политической борьбы, внутрипартийного строительства, работы с избирателями, более внятными стали партийные программы... Но дальнейшее идейное структурирование общества продолжается: создаются новые партии, объявляются новые союзы, происходит укрупнение существующих политических объединений на основе единых целей и задач. Политический ландшафт меняется на глазах, вместе с тем в происходящих процессах нет хаоса, который наблюдается у братьев по СНГ, там по-прежнему правит бал психология площади.

Уйти с площади, чтобы начать строить обещанную революционным массам жизнь, не так-то просто. Казахстану, который также встал перед необходимостью политических реформ, удалось избежать площадной демократии. И, что бы там ни говорили критики власти, это наше большое преимущество.

...Одним из показателей нормального функционирования демократии и ее институтов является наличие зрелой политической элиты, которая готова разделить с властью, с Президентом всю полноту ответственности за положение дел в стране. И здесь нельзя согласиться с некоторыми аналитиками, которые утверждают, что такая политическая элита в Казахстане не сформирована, что заявленные программы демократизации и повышения конкурентоспособности страны будут постоянно сталкиваться с такой проблемой, как нехватка кадрового ресурса. Столь пессимистичный прогноз не совсем верен. Действительно, исполнительная власть, которая до поправок в Конституцию имела гораздо большие преимущества перед другими ветвями власти, не успевала генерировать новую политическую элиту, потому что, строго говоря, у нее другие задачи. Действительно, местом, где растет, мужает, выполняет свои креативные функции политическая элита, во всех демократических странах являются именно политические партии - работающий двигатель общественного прогресса. Но если снять с глаз шоры, все-таки можно увидеть, что процесс формирования политической элиты в Казахстане на основе партий у нас идет полным ходом.

Эту мысль хорошо подтверждают наиболее популярные партии, чьи лидеры узнаваемы, программы - индивидуальны, социальная база - не аморфна. Названия их на слуху, так как они, образно выражаясь, уже понюхали пороха конкурентной борьбы, накопили опыт партстроительства не в оранжерейных, а в "боевых" условиях. И теперь важно тому позитивному, созидательному потенциалу, который накоплен в этих партиях, дать выход - открыть им дорогу в Парламент, создать принципиальные условия для того, чтобы в свое время происходила спокойная, цивилизованная смена власти, чтобы эта смена не отражалась негативно на жизни людей, на реализации их базовых прав и свобод. Это и было предложено Главой государства и поддержано Парламентом. Это наше общее достижение. Голос партий был услышан. Непосредственно или опосредованно они приняли участие в выработке единой программы дальнейшего развития политической системы, которая отвечает новым масштабным задачам страны. Президенту, политической элите удалось направить существующие разногласия в единое русло конституционной реформы.

Ответственность политической элиты

Впрочем, о том, что Президенту Нурсултану Назарбаеву удалось вырастить ответственную политическую элиту, которая способна вдумчиво и настойчиво, исходя из интересов народа страны, проводить в жизнь принципы демократии, говорят зарубежные наблюдатели. Думаю, справедливость этих оценок подтверждается особенно убедительно на примере эволюционного развития ведущей партии - "Нур Отан".

То, что сейчас имеет в своих руках эта партия, не с неба упало. Оно является плодом кропотливых и постоянных усилий, направленных на создание современной многопартийной системы. В ходе этой работы были неудачи, точнее, пробные шаги к появлению по-настоящему мощной политической партии, каковой в настоящее время является "Нур Отан". Те шаги у нас всех еще в памяти: Социалистическая партия Казахстана, партия Народного единства Казахстана, а затем объединение ряда лояльных партий и рождение "Отана"...

Но тогда, в 1999 году, после слияния ряда поддерживающих политический курс объединений, которые поодиночке проявили себя слабо, большинство граждан довольно скептически относилось к перспективам новой партии, полагая, что вся ее сила держится на административном ресурсе и на авторитете лидера - Нурсултана Назарбаева. Какое-то время партии не давала встать во главе политического процесса инерция, привычка к опеке со стороны власти. Да и в общественном восприятии еще были живы предрассудки относительно правящей партии: общественное сознание сразу проводило аналогии с КПСС, тем более что казахстанский вариант компартии не дотягивает до ожиданий ее потенциального электората.

Но, как дальновидный политик, наш Президент упорно формировал многопартийную систему в целом по стране и одновременно своими решениями и действиями направлял и оживлял жизнь своей партии. Это упорство объяснимо: политика рыночных преобразований, направленная на утверждение в обществе демократических ценностей, должна была иметь мощную идеологическую поддержку. По замыслу лидера партии, "Отан" должен был стать генератором новых идей для власти. Не все удавалось сразу, не всегда ярко проявляли себя в Парламенте представители партии. И в течение пяти лет, к последовавшим в 2004 году выборам в Парламент третьего созыва, она такой стала. Ее успех на выборах объяснялся и постоянным присутствием на политическом поле страны, и, что важнее, активным участием в принятии важнейших законов. "Отан" стал позиционировать себя как партия профессионалов, сформировавшая целую плеяду профессиональных депутатов в Парламенте и в маслихатах. Парламент, в котором присутствовали в большинстве представители "Отана", ежегодно принимал несколько десятков принципиальных законодательных актов. Именно эта законотворческая база во многом способствовала развитию экономики, укреплению безопасности государства, социальной защите населения. "Отан" на глазах становился реальным политическим тяжеловесом. Нельзя не отметить и плодотворность основного тезиса, принятого три года назад: "Отан" не партия власти, а партия Президента".

Своя линия

Чем еще была наполнена деятельность партии "Отан"? Тем, что в условиях перманентной, хотя и скрытой от глаз электората, борьбы элит, характерной для внутриполитической и экономической жизни Казахстана, эта партия ни с одной из них себя не связывает. Избиратели видят, что эта партия исходит только из их объективных интересов и чаяний.

Партия продолжает выстраивать себя и свою линию. Именно "Отан" во время выборов Главы государства стал инициатором создания Народной коалиции из шести партий. Кроме "Отана" туда вошли "Асар", Гражданская, Аграрная, Демократическая партии и партия "Руханият". Коалиция стала генеральной репетицией перед слиянием с "Асаром" и Гражданской партией, поддерживающими курс Главы государства. Объединив в своих рядах миллион граждан Казахстана, сменив название, партия Президента "Нур Отан" стала признанным лидером на общественно-политическом поле страны.

Что этому способствовало, кроме количественного роста рядов?

Думаю, ясное понимание того, что партии, хотя она и ассоциируется с именем Президента, придется постоянно отстаивать, защищать свое право носить майку лидера. Как бы ни были важны, судьбоносны реформы, в обществе не всегда складывается однозначно положительное к ним отношение. Некоторые граждане, и это их право, сомневаются, а нужен ли тот или иной шаг, правильно ли делает власть, что настаивает именно на таком пути развития?

Обосновывать необходимость и направление предпринимаемых шагов - работа, которую не выполнить без убежденности в правоте Главы государства и его команды, без четкого видения перспектив. Партии "Нур Отан" удается артикулировать цели реформаторов и их ожидания от общества. Многие заметили, насколько активно руководство партии в центре и на местах общается с масс-медиа: практически за два года стратегия Главы государства по строительству многопартийной системы, по формированию правящей партии правоцентристского толка, но при этом ассоциирующей себя как выразителя чаяний большинства народа Казахстана, получила теоретическое и практическое наполнение. В интервью, статьях руководителей партии, ее активистов, руководителей региональных подразделений не обходятся острые углы современной политики, дается глубокое обоснование позиции партии по вопросам, волнующим общество. То, что руководство партии не прячется за спину ее лидера, открыто для контактов и обмена мнениями - дорогого стоит. Постепенно у электората меняется представление о партии, которая, не пользуясь привилегиями, наряду со своими оппонентами борется за создание собственного привлекательного и понятного большинству имиджа.

В партии "Нур Отан" собрались опытные политики, которые понимают жесткие законы общественно-политического развития: какой бы поддержкой электората, особенно протестного, не пользовалась бы та или иная партия, но даже кратковременный уход в тень, снижение активности, увлечение внутрипартийными дискуссиями сразу же отражается на настроениях избирателей. Ни для кого не секрет, что избиратели утратили интерес к деятельности оппозиционных партий. Дело в том, что партийное строительство - рутина, но ею надо заниматься изо дня в день, постепенно расширяя сферу влияния, кропотливо работая над привлечением в свои ряды все большего количества сочувствующих.

Эта тяжелая работа, как правило, никому не видна и многим наблюдателям неинтересна. Вот если партия попадает в эпицентр скандала, тогда в обществе вновь пробуждается к ней интерес. Были в истории независимого Казахстана такие политические деятели, которые держались на плаву благодаря подобным эксцессам. Но цену таким политикам люди знают. И для развития политической системы страны они не имеют никакого значения.

В настоящее время актив партии видит свою задачу в том, чтобы расширять ряды своих сторонников в регионах. Не по докладам с мест, а по личным впечатлениям и встречам, которые проходят в разных областях Казахстана, с членами национально-культурных центров, с представителями различных социальных слоев. Такой стиль работы перенят у лидера партии Нурсултана Назарбаева, который свой политический, государственный авторитет первоначально завоевал тем, что, не боясь острых вопросов, шел на прямой диалог с людьми. И при этом проявлял не только заинтересованность, но и доброжелательность, умение говорить на языке и простого труженика, и высоколобого интеллектуала. Для этого нужно было иметь большое мужество, так как время становления нашего государства было сложным, недовольных было больше, чем удовлетворенных жизнью. И все-таки Нурсултану Абишевичу удавалось убедить людей и в шахтах Караганды, и в цехах усть-каменогорских промышленных гигантов в том, что все будет хорошо, что республика с честью выйдет из выпавших на долю ее народа испытаний.

Сегодня общепризнано, что экономические реформы прошли в нашей стране с успехом. То, что сейчас намечается сделать в ключе Послания Главы государства, зарубежные эксперты называют продуманной стратегией постиндустриального рывка. Казахстан, стремясь в число 50 конкурентоспособных стран, должен перейти от экономики ресурсов и инвестиций к инновационной экономике. Несомненно и то, что политические партии страны должны идти в ногу с решением новых задач, любое отставание, неспособность понять и определить свое место в этом движении может отбросить партию не только в арьергард политической жизни, но и предать ее окончательному и бесповоротному забвению. Это как в экономике. Частные фирмы, которые процветали в период первоначального накопления капитала, занимаясь тем, что мы называем "купи-продай", но потом остались на том же уровне, сегодня заметно отстают от тех, кто стремится наладить производство собственных товаров и услуг. Но и последние тоже могут оказаться в отстающих, если не начнут заботиться о новых технологиях и современном менеджменте.

Чувствовать пульс времени

Действительно, наше время меняется с головокружительной быстротой. То, что было приемлемо восемь - десять лет назад, сегодня видится архаичным. Вспомните, как лидеры оппозиционных партий объясняли свой проигрыш в президентских выборах. Опытные политики, они признали, что избрали неправильную тактику и стратегию предвыборной борьбы, педалируя протестные настроения, полное неприятие опыта государственного, экономического, политического строительства. В период забастовок шахтеров начала 90-х такой подход был бы оправдан, оттого, если вспомнить историю Верховного Совета двенадцатого и тринадцатого созывов, в них прошли оппоненты власти. А сегодня, когда успехи Казахстана общепризнаны не только в стране, но и за рубежом, когда уровень жизни населения вырос, когда государство демонстрирует сильную социальную политику, политические партии, конечно же, должны измениться. Не считаться с реальностью нельзя. Как нельзя и переоценивать уровень политизации населения.

Партия "Нур Отан", и в этом ее сила, держит руку на пульсе времени. Подтверждается плодотворность точки зрения Главы государства, который считает, что на политическом поле Казахстана должны остаться две - четыре крупные политические партии. Консолидация конструктивных политических сил на партийном поле, образование общенациональной партии "Нур Отан", чей главный капитал - стратегический курс лидера страны Нурсултана Назарбаева, - это крупный и системообразующий шаг в построении современной партийной системы в Казахстане. Такое мнение в нашей партии едино.

Завоевав (еще до объединения) парламентское большинство, партия в лице своей фракции активно проводит свою политику при выработке новых законов, влияет на формирование бюджета страны, требовательна в работе с Правительством. Впервые в истории независимого Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев провел консультации с руководством партии "Нур Отан" и ее фракцией перед вынесением кандидатуры нового Премьер-Министра на утверждение в Парламенте.

В заключение хотелось бы поделиться собственными наблюдениями. Участвуя в организации предвыборной работы партии "Отан" в период парламентских и президентских выборов 2004 и 2005 годов в городе Алматы, я не мог не видеть, что в то время партия еще не отпочковалась от власти. Она была как бы ведомой. В этом положении, конечно, бывают свои преимущества. Но в его двойственности трудно было сомневаться. Однако буквально через год ситуация поменялась, как поменялась и внутриполитическая ситуация: избиратели, если можно так сказать, повзрослели, их политические пристрастия стали более определенными, появились новые программы, лозунги, фигуры и объединения. Борьба стала более жесткой, конкурентной. Все это отразилось на формах и методах работы политических партий, в том числе президентской. То, что на каждом избирательном участке работали наблюдатели от всех партий и движений, зарубежные наблюдатели и эксперты, которые внимательно контролировали соответствие голосования международным стандартам, можно назвать финалом выборной гонки. В ходе ее надо было перестраивать само видение политической борьбы, переучиваться, учитывать свои ошибки и оперативно их устранять. И такая трансформация происходила на всей территории республики. По-новому учились работать тысячи волонтеров, наблюдателей, активистов партии. К чести нашей партии, она перестраивалась на марше, она сумела уловить этот ответственный момент, когда на карту ставится не просто судьба политического объединения, а курс страны.

Сегодня все меньше говорят о том, что партия находится под патронатом каких-либо властных структур. Она не только стала самостоятельным игроком на партийном поле, но и во многом определяет развитие политической системы страны, задает этому развитию необходимый ритм и координаты.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Обращение Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан к избирателям 31.07.2007
30 июля 2007 года состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 31.07.2007
54 зарегистрированных кандидата в депутаты маслихатов не будут участвовать в выборах 31.07.2007
Лицом к аулу 31.07.2007
Первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" побывал в Костанайской области 31.07.2007
ЦИК совместно с банками и фискальными органами осуществляет контроль за расходованием средств 31.07.2007
Стабильность, справедливость и духовное возрождение! 31.07.2007
Реквием каравану КПК 31.07.2007
Подготовка наблюдателей ведется по стандартам ОБСЕ 31.07.2007
"Это наше право - государственной газеты!" 31.07.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz