NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:12 ast
00:12 msk

Турция на пороге перемен?
Результат прошедших выборов был предсказуем, как предсказуемо и то, что с избранием парламента жаркие политические баталии на турецкой политической сцене не завершатся
27.07.2007 / политика и общество

Марианна ГРИШИНА, "Красная звезда", 27 июля

В прошлое воскресенье в Турции состоялись внеочередные парламентские выборы, завершившиеся убедительной победой умеренно исламистской правящей "Партии справедливости и развития" (ПСР), которую возглавляет премьер-министр страны Тайип Реджеп Эрдоган. По итогам избирательной гонки ПСР, набравшая 46,54 процента голосов, займет 340 из 550 мест в парламенте, Народно-республиканской партии с 20,9 процента голосов достанется 112 депутатских мандатов, а ультраправой Партии национального действия (ПНД), предолевшей 10-процентный барьер с результатом 14,25 процента голосов - 71 место в парламенте. По итогам этих выборов впервые за минувшее десятилетие в турецкий парламент войдет также крупная фракция депутатов из курдских партий, получившая 26 мандатов.

Пролог к президентским выборам

Результат прошедших выборов был предсказуем, как предсказуемо и то, что с избранием парламента жаркие политические баталии на турецкой политической сцене не завершатся. Напомним, внеочередные выборы в стране были назначены после того, как оппозиция и армия в мае этого года заблокировали кандидатуру главы МИД Абдуллы Гюля на пост президента, обвиняя его в попытках подорвать светские устои общества. Конституционный суд Турции признал президентские выборы недействительными из-за отсутствия кворума в парламенте. Поэтому правящая ПСР внесла в парламент законопроект о проведении досрочных парламентских выборов, которые и состоялись в минувшее воскресенье.

Лидеры нескольких светских партий Турции в ходе избирательной гонки попытались объединить свои предвыборные усилия, чтобы не допустить победы ПСР, однако разрозненным силам оппозиции так и не удалось стать серьезным противником правящей партии. В результате 22 июля "Партия справедливости и развития" набрала гораздо больше голосов, чем на предыдущих выборах в 2002 году (на 13 процентов), но получила меньше, чем раньше, мест в парламенте. Это позволит ПСР сформировать правительство своими силами, но она при этом не будет обладать кворумом в 2/3 голосов, необходимым для проведения некоторых планируемых ею реформ.

Следует упомянуть также еще об одном значимом итоге прошедших выборов – исламски ориентированная партия впервые в истории демократической Турции на выборной основе пришла к власти на два срока подряд. А это уже говорит о том, что по сути нынешнее устройство Турецкой Республики в виде светского государства с армией как гарантом Конституции и демократии, установленное еще Кемалем Ататюрком, переживает определенный кризис. Он наступил по нескольким причинам. В первую очередь из-за растущего влияния традиционных групп населения из центральной Анатолии и высокого уровня миграции из деревень в города, что привело к складыванию в Турции крепкого исламски ориентированного среднего класса. Усиление политического ислама в других странах также повлияло на возрождение его в Турции. Тем более что этот процесс совпал по времени с появлением в исламистских политических кругах новых руководителей умеренного толка, которым удалось примирить исламскую политику с турецким образом жизни и решением мировых глобальных проблем.

Следует, однако, напомнить, что в 1996–1997 годах исламисты, победившие на парламентских выборах в Турции, были отстранены от власти турецким генералитетом в связи с попытками ввести шариатское законодательство. В этой связи аналитиками обсуждается вопрос о том, не может ли тот же сценарий повториться в том или ином виде и сегодня. И все же большинство из них склоняется к мнению, что в настоящее время это вряд ли возможно. Не случайно премьер-министр Турции сразу после проведения выборов заявил о том, что ПСР будет придерживаться принципов светского государства и неукоснительно соблюдать нынешнюю Конституцию. Однако многое, очевидно, будет зависеть от дальнейших шагов "Партии справедливости и развития", в том числе по формированию нового правительства. Как было объявлено, оно должно быть сформировано в течение ближайшей недели. Пока неясно, воспользуется ли ПСР этим своим правом сформировать однопартийное правительство или же пойдет на создание коалиции по договоренности с оппозиционными Народно-республиканской партией и ПНД.

Не до конца решенным остается также вопрос о проведении следующих выборов президента страны. Дело в том, что инициатива предыдущего состава парламента ввести в Конституцию пункт о всенародном голосовании по избранию президента была отклонена главой турецкого государства Ахметом Неджат Сезером, полномочия которого сейчас истекли. Более месяца назад Сезер обратился в Конституционный суд Турции с запросом о законности этой и ряда других поправок в Конституцию страны, выдвинутых турецкими депутатами. В июле Конституционный суд их одобрил, рекомендовав тем самым проведение всеобщего референдума по этим вопросам. Однако, как заявил позднее премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, предстоящие выборы президента должны быть проведены вновь избранным парламентом, тогда как решение о всенародном избрании главы государства следует ввести в действие лишь в рамках следующего избирательного цикла. "Сначала надо посмотреть, какая политическая палитра сложится в результате выборов", - сообщил он.

Итак, вопрос о проведении референдума по поправкам в Конституцию страны пока временно снят с повестки дня. А в число главных задач, стоящих перед новым парламентом и правительством Турции, по мнению большинства аналитиков, войдут совсем другие вопросы. Речь идет, прежде всего, о формировании широкой коалиции по вопросу об избрании президента и налаживании правящей партией прежнего баланса отношений с оппозицией и армией, о решении резко обострившейся в последние месяцы курдской проблемы, о некоторой корректировке дальнейшего внешнеполитического курса страны. Каждый из них является для сегодняшней Турции по-своему острым и проблемным.

Курдистан: планы турецких военных

В мае - июне этого года турецкими военными был вновь поднят вопрос о возможности проведения вооруженными силами Турции широкомасштабной операции на севере Ирака. Ее основной целью должны стать военизированные подразделения Рабочей партии Курдистана (РПК), боевики которой используют иракскую территорию для подготовки и совершения терактов в Турции. Ситуация в курдском вопросе обострилась в Турции в 2006 – начале 2007 года по целому ряду причин. Террористические действия со стороны РПК, объявившей в 2004 году о новом этапе вооруженного сопротивления, продолжали приводить к серьезным потерям турецкой армии. В провинциях Мардин, Диярбакыр и Газиантапе десятки турецких военных гибли в столкновениях с сепаратистами; потери турецкой армии только с начала 2007 года составили более 90 человек. Разрастание напряженности в курдском вопросе в то же время было обусловлено общей радикализацией курдского движения, так как в последние два года одновременно с партией Абдуллы Оджалана в Турции активизировался ряд радикальных курдских группировок, ориентированных на массовый террор. Примером служит мало кому известная ранее организация "Соколы освобождения Курдистана", взявшая на себя ответственность за серию взрывов, произошедших в августе-сентябре 2006 года в курортных районах Турции, а также в провинции Ван.

В июне 2007 года начальник генштаба вооруженных сил Турции армейский генерал Яшар Бююканыт заявил о необходимости проведения военной операции в Иракском Курдистане против РПК и о готовности турецкой армии осуществить ее при условии получения санкции со стороны руководства страны. Тогда же премьер-министр Эрдоган выступил с заявлением, что в случае надобности "Турция проведет операцию против курдских повстанцев, ни у кого не спрашивая разрешения". Этот весьма прозрачный намек касался прежде всего иракских курдов, а также Соединенных Штатов, их поддерживающих и блокирующих в течение нескольких лет проведение антитеррористической операции турецких войск в прилегающих к Турции районах Ирака.

Кроме того, в мае-июне этого года турецкие военные в одностороннем порядке предприняли ряд действий, направленных на усиление своих позиций на границе с Ираком. 30 мая по решению военного командования на южной границе Турции был сконцентрированы новый крупный воинский контингент и большое количество тяжелой техники. В приграничную с Ираком область были направлены несколько воинских подразделений, танки, бронетранспортеры и авиация. В руководстве ВС Турции заявили, что передислокация и наращивание присутствия в регионе стали превентивной мерой для предотвращения проникновения на территорию Турции курдских боевиков, численность которых составляет, по подсчетам военных, около 6 тыс. человек. В начале июня, продолжая ту же политическую линию, Турция закрыла всю границу с северным Ираком по обе ее стороны с целью не допустить проникновения в страну членов РПК.

Военные также объявили о готовящейся программе кардинальных изменений в тактике и стратегии борьбы с терроризмом в Турции, стержнем которой является формирование и обучение на контрактной основе специальных подразделений для борьбы с террористами в горных условиях. Готовящаяся модернизация воинских частей в том числе предусматривает, что молодые турецкие военнослужащие, призываемые на срочную военную службу, теперь не будут принимать участия в боевых действиях на юго-востоке Турции. Реализация этой программы рассчитана на три года; столь длительные сроки реформирования антитеррористических подразделений турецких вооруженных сил свидетельствуют, что турецкое руководство готовится к длительному решению курдской проблемы, в первую очередь силовыми методами.

Всего же, согласно сообщениям агентства "Рейтерс", ссылающегося на источники в силовых структурах, Турция к настоящему времени сосредоточила в юго-восточных районах страны более 200 тысяч военнослужащих, большая часть которых размещена вдоль границы с Ираком. Свои опасения в этой связи 9 июля высказал иракский МИД, выступивший "категорически против какого-либо нарушения суверенитета Ирака". Министр иностранных дел страны Хошияр Зибари, курд по национальности, правда, привел относительно сконцентрированной на иракско-турецкой границе военной группировки другие данные: по его словам, Турция разместила на границе с Ираком около 140 тысяч военнослужащих.

Обсуждение цифр, однако, сути дела не меняет: в настоящий момент проведение Турцией военной операции в Иракском Курдистане близко к осуществлению как никогда. Понятно, что решение по этому вопросу будут принимать новое правительство и будущий новый президент Турции. Ну а предварительно, очевидно, будут взвешены все "за" и "против" проведения такой операции. На чашу весов будут поставлены преимущества и недостатки силового решения курдского вопроса (усиленная борьба с курдскими боевиками может оттолкнуть от правительства умеренные курдские силы), возможные перспективы ухудшения отношений с США и необходимость компенсации этого во внешнеполитическом поле. Пока же можно констатировать, что ситуация по курдскому вопросу складывается далеко не однозначно. Особенно учитывая то, что в июне боевики из Рабочей партии Курдистана объявили перемирие и приостановили свои вооруженные акции против турецких военных, а в парламент страны прошла большая группа прокурдских депутатов из умеренных партий.

Внешняя политика в новых условиях

Что касается основных направлений внешнеполитической стратегии Турции, то они, как и многие другие стороны политической жизни страны, в скором времени также могут быть подвергнуты пересмотру - по крайней мере, частичному. Нынешнее обострение турецко-американских отношений, связанное с проблемой Ирака, уже привело в Турции к росту антиамериканских настроений, а это может, в свою очередь, отрицательно сказаться на позициях страны внутри НАТО. С интеграцией в Европейский союз у Турции также дело обстоит не лучшим образом: учитывая, что переговоры о вступлении в ЕС начались еще в 2005 году, никакого продвижения в них не произошло. Против членства Турции в ЕС по-прежнему выступают ФРГ и Франция. И хотя сразу после парламентских выборов турецкий премьер Эрдоган подтвердил свою приверженность идее вступления Турции в Евросоюз и выразил готовность продолжать переговоры по этому вопросу, президент Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу выразил обратную позицию. "Давайте честно. Турция не готова стать членом ЕС, и ЕС не готов принять Турцию в качестве члена. Ни завтра, ни послезавтра", - сообщил Ж.-М. Баррозу, подтвердив тем самым очевидное. То есть то, что по крайней мере в ближайшие несколько лет Турция вряд ли сможет войти в европейское сообщество.

Какие это ставит новые проблемы перед властями Турции? В первую очередь, отсутствие значимых успехов на европейском направлении и в деле евроинтеграции по-новому задает проблему определения дальнейшего курса нового турецкого правительства. Ведь интеграция в Европу, опора на нормы светского государства и поддержку армии - давние приоритеты турецкой политики - сегодня не всегда поддерживаются умеренными исламистами, в том числе внутри правящей "Партии справедливости и развития". Рассуждают они примерно следующим образом: как европейцы, так и американцы в рамках НАТО накладывают на Турцию множество обязательств, а в результате руководство страны оказывается связанным в реализации своих собственных планов и инициатив. Таким образом, Турция в настоящее время склоняется к более прагматичному внешнеполитическому курсу, менее ориентированному на отдаленную интеграцию в Европу и политические лозунги. Отсутствие значимого прогресса в политике на европейском направлении, скорее всего, в ближайшее время заставит турецкий МИД уделить больше внимания проблемам развития Ближневосточного и Черноморского регионов, укрепляя здесь свое лидерство, а также более активно развивать сотрудничество со своими ближайшими партнерами.

Первые признаки такой "смены курса" во внешней политике Турции можно наблюдать уже сейчас. Не случайно проведение переговоров на высшем уровне в Стамбуле в июне этого года в рамках работы юбилейного саммита Организации Черноморское экономическое сотрудничество (ОЧЭС) стало одним из ключевых событий в области международных отношений и вызвало повышенный интерес мировых СМИ. Важную роль на саммите ОЧЭС сыграли двусторонние переговоры президента Российской Федерации Владимира Путина с президентом и главой правительства Турции, которые, по мнению ряда аналитиков, стали прологом к новой эпохе в российско-турецких отношениях, ориентированной на более тесное политическое и экономическое сотрудничество. Россия и Турция сегодня являются локомотивами в сложном процессе налаживания и расширения взаимодействия в Черноморском регионе, играя ключевую роль в партнерстве стран в рамках ОЧЭС и военно-морской группы "БЛЭКСИФОР", в реализации инициативы "Черноморская гармония".

Одной из ведущих сфер сотрудничества двух стран являются также нефтегазовая сфера и сфера энергетики. Как подчеркнул недавно министр энергетики и природных ресурсов Турции, Россия и Турция "осуществляют ряд важных совместных проектов в сфере энергетики", включая проект строительства газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря, и их реализация будет продолжена. В числе спорных вопросов двусторонних отношений следует отметить проблему Черноморского флота и "закрытости" для ВМФ РФ Черноморских проливов, а также разработку "конкурирующих" друг с другом российских и турецких проектов транзита нефти и газа из РФ и стран Центральной Азии в Европу (соглашения о строительстве при участии России нефтепровода Бургас – Алексадропулис и газопровода "Южный поток", турецкие соглашения о газопроводе Nabucco и нефтепроводе Самсун-Джейхан). Однако, по мнению российских экспертов из Института Ближнего Востока, российские и турецкие руководители сегодня пришли к пониманию того, что подвижная инфраструктура рынка и взаимная конкуренция в нефтегазовой сфере не должны мешать партнерству и политическому сближению двух стран.

В целом можно констатировать, что состоявшиеся парламентские выборы в Турции имели важное значение с точки зрения определения путей будущего развития турецкой демократии. Однако вектор дальнейшего развития страны и то, в какой степени он будет происламским, пока не ясно. Будет ли в Турции сформировано однопартийное или коалиционное правительство? Изменятся ли методы решения турецкими военными курдской проблемы? Сохранится ли прежний баланс отношений между турецкими военными и правящей партией Эрдогана или в армейских кругах Турции итоги выборов будут расценены как "неоправданное усиление" происламских сил? Пока политическая ситуация в Турции развивается таким образом, что прояснить ответы на эти вопросы оказывается невозможно. Ясно одно: Турция стоит на пороге масштабных перемен.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Обращение Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан к избирателям 31.07.2007
30 июля 2007 года состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 31.07.2007
54 зарегистрированных кандидата в депутаты маслихатов не будут участвовать в выборах 31.07.2007
Лицом к аулу 31.07.2007
Первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" побывал в Костанайской области 31.07.2007
ЦИК совместно с банками и фискальными органами осуществляет контроль за расходованием средств 31.07.2007
Стабильность, справедливость и духовное возрождение! 31.07.2007
Реквием каравану КПК 31.07.2007
Подготовка наблюдателей ведется по стандартам ОБСЕ 31.07.2007
"Это наше право - государственной газеты!" 31.07.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz