Всеволод Владимиров, newtimes.ru, 10 сентября
Авария российской ракеты-носителя "Протон", случившаяся на прошлой неделе, стала поводом для запрета полетов всех модификаций этих носителей. Под вопросом оказались коммерческие запуски с миллионными контрактами, но самое главное - не ясна ситуация с пуском трех космических аппаратов для национальной навигационной системы ГЛОНАСС. Орбитальная группировка должна была пополниться еще тремя спутниками уже в октябре. Если график будет сорван - ГЛОНАСС так и останется в полуинвалидном состоянии на неопределенное время.
Основу национальной навигационной системы ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата. Именно в таком составе она должна была обеспечивать в первую очередь военные задачи, когда принималась в эксплуатацию в 1993 году. По замыслу создателей спутники, двигаясь над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях, равномерно разнесенные на круговых орбитах на высоте 2000 км, обеспечивают точность координат. Есть еще наземный комплекс управления ,который обеспечивает функционирование группировки, непрерывно уточняет орбиты спутников, формирует и выдает на борт временные программы, команды управления и специальную информацию. Комплекс включает в себя центр управления и сеть станция измерения и контроля. Сюда же входит и сегмент потребителей ,включающий специальные средства, установленные на подвижных объектах для приема навигационных сигналов со спутников ,проведения баллистических и орбитальных расчетов, координатной привязки ракетных комплексов и боевых позиций войск. И последнее звено - ракетно-космический комплекс для запусков.
Если группировка "живет" неполным коллективом - до 18 аппаратов, непрерывная спутниковая навигация возможна только на территории России. На остальной части планеты перерывы в навигации составляют до полутора часов. То есть по несколько часов в сутки космический "поводырь" слепнет и не в состоянии указать путь тем, кто так в нем нуждается в подлунном мире. Такая ситуация критична особенно тогда, когда обостряется военно-политическая ситуация. Ведь это значит, что ГЛОНАСС становится бесполезной дорогостоящей игрушкой, которая не сможет помочь в проведении войсковых операций. При организации взаимодействия подразделений и частей, работающих по цели, месту и времени гарантировать слаженную работу как единое целое уже невозможно, для этого нужна в буквальном смысле космическая точность. Высокоточное оружие, электронная начинка которого тоже привязана к глобальному позиционированию, также становится чем-то вроде красивого муляжа в стиле "милитари".
Для сравнения в американской системе Джи-пи-эс - аналоге ГЛОНАСС - работает 30 спутников. Именно такое количество может обеспечивать стопроцентную точность в навигационном обеспечении. Основные решения по Джим-пи-экс принимает Президент и Конгресс. Ежегодно провозглашается курс на сохранение США позиций как мирового лидера в области глобальной навигации. Кстати, хотя хозяин системы Пентагон, военная составляющая в использовании Джи-пи-эс равна всего 2 процентам, 90 процентов - используется для наземного транспорта. Таким образом, ежегодно Минобороны возвращает в государственную казну миллиарды долларов. Карманные спутниковые приемники - привычны как портативные плееры.
В нашей стране навигационная группировка пополнялась совсем не с космическими скоростями. В 2003 году запустили один аппарат, в 2005 - два, в 2006 - три. В идеальном варианте для полноценной работы на орбите должно работать не 24 спутника, а 30. Пять нужны как резервные для плановых и незапланированных работ по обслуживанию аппаратов.
Президент Владимир Путин дал указ наращивать темпы не по чайной ложки в час, а с заметным ускорением. Но не тут то было. Даже высокопоставленный наказ может так и почить в бозе. Мало того, что в этом году вместо шести запланированных аппаратов в космос должны отправиться только три. Но и они из-за аварии теперь под вопросом. Как нам заявили представители ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, пуск готовится пока по октябрьскому графику, его официально никто не переносил и не отменял. Аппараты, которые в соответствии с технологией отправляются по три в одной кассете, проходят предполетные испытания. Но, конечно же, их судьба сейчас в руках следственной комиссии. И хотя в нее входят представители обеих стран, в конечном итоге решение о том будет ли открыт космос для "Протонов" зависит от Казахстана. Предыдущий раз когда "Протонам" запретили полеты после аварии со спутником Арабсат, табу продлилось полтора месяца. Сколько сейчас понадобится времени для заключения комиссии неизвестно. Однако Казахстан неоднократно заявлял ,что может приостановить пуски "Протонов" из-за участившихся аварий в последние годы. Ущерб подсчитывается скрупулезно ,вплоть до того сможет ли эта земля быть пригодной для скотоводства. Сумеет ли Россия уговорить соседей будет зависеть и от суммы компенсаций. |